Зима близко. Выбираем шины для холодной поры года

Переход на зимнюю резину каждый год сопровождается бесконечными спорами автомобилистов. Шипы, или лучше без них? А может, обойтись всесезонными шинами – сколько той зимы? Какой бренд выбрать? Вопросы все время остаются примерно одинаковыми, и рассуждения о том, что лучше, никогда не утихнут. О предпочтениях водителей в выборе шин, правильном шиномонтаже и особенностях эксплуатации зимней резины мы поговорили со специалистами магазина «Автосеть».

В компании первым делом назвали самые популярные шины. Ценовые диапазоны покрышек бывают абсолютно разные, поэтому мы выделили три основные категории – бюджетный вариант, средний сегмент и премиум. Из недорогих шин в почете у белорусов оказались Cordiant, Rosava, Amtel и КАМА. Во второй группе лидируют производители Hankook, Barum, Sava и Matador, а в премиуме господствуют знаменитые мировые компании – Dunlop, Continental, Goodyear, Michelin.

С ценами ситуация интересная. В сравнении с октябрем 2013 года стоимость некоторых шин осталась практически такой же, подорожание на 20-30 тысяч рублей несущественно, а иногда цена даже стала ниже. Покрышка DunlopSPIcesport 185/65R15 обходилась два года назад в 999 тысяч рублей, теперь ее можно приобрести за 981 тысячу. MichelinX-ICEX13 215/60R16 подорожал примерно на сто тысяч рублей – с двух миллионов до 2,1 миллиона рублей. За KAMAEURO-519 в размерности 195/65R15 белорусы отдавали 642 тысячи рублей, а нынче актуальная цена составляет 668 тысяч.

«Основная масса шин подорожала, но пропорция изменения стоимости несравнима с инфляцией. Резина подорожала на 5-10% в рублевом эквиваленте, фактически это значит сильное снижение цен в иностранных валютах. Таким образом уровень цен на внутреннем белорусском рынке приравнивается к европейскому. Мы заметили значительно возросший интерес белорусского автолюбителя к шинам от белорусских продавцов. Согласитесь, при прочих равных, а порой и более выгодных ценах гораздо лучше купить шины у официального продавца, получив не только качественный товар, но и полноценную гарантию» – говорят в «Автосети».

Специалисты магазина заводят разговор о градации покрышек: «Зимнюю резину можно разделить на две категории по климатическим условиям: мягкая зима и арктическая. К первой категории относится так называемый «европейский» тип и некоторые модели шин с посадочными отверстиями для шипов, но изначально эта резина шипами не оснащена. Из названия «мягкая зима» понятно, что такие шины показывают наилучшие результаты при умеренно низких температурах – до минус десяти градусов. На глубоком снегу намного лучше будут себя вести нешипуемые модели. Как правило, у них более агрессивный рисунок и глубокий протектор. Такие покрышки отлично ведут себя и на сухом, и на мокром асфальте, но поведение будет хуже на льду и укатанном снегу. Среди шин этой категории можно выделить MichelinAlpinA5 и HankookW419 (на модель можно поставить шипы)».

Другая категория резины предназначена для езды в более суровые холода. Эти покрышки делятся на фрикционные, они же «липучки», и шипованные варианты. Такая шина не теряет свойств в сильные морозы, до минус двадцати пяти градусов. Лучше всего она показывает себя на льду и укатанном снегу – как раз там, где «еврозима» чувствует себя не столь уверенно. На сухом асфальте резина будет работать немного хуже: «заметите увеличение тормозного пути, управляемость чуть изменится». В этой категории продавцы выделяют шипованные покрышки KAMAEURO-519 для низких температур и фрикционную резину DunlopGraspicDS3, которая превосходно показывает себя на обледенелых дорогах.

Специалисты «Автосети» отмечают, что универсальных шин не существует, и выбор нужно делать исходя из планируемых условий езды: «Мы всегда интересуемся, по каким дорогам ездят клиенты, какой у них стиль вождения. Выбор шин огромный, можно подобрать покрышки чуть ли не индивидуально для каждого. Экономить на безопасности не стоит, но и переплачивать за «лишние» характеристики шин тоже не имеет смысла. Шипованную резину выбирают менее 3% наших покупателей, фрикционную для суровых условий – порядка 20%. Остальные зимние модели продаются примерно в равном соотношении друг к другу».

Белорусская погода непредсказуема, в чем уже не раз позволяла убедиться: сначала всю неделю плюс пять-десять градусов, а на следующее утро мокрый снег идет. Как выбрать оптимальное время для смены резины? «Сцепные свойства шин обусловлены в первую очередь химическим составом резиновой смеси. Температурный предел адекватной и безопасной работы летних шин – плюс семь градусов. Ниже этой отметки безопасность эксплуатации таких покрышек резко снижается. Даже на сухом асфальте при той же динамике езды, что и летом, в условиях ниже +7 градусов можно почувствовать неприятную дрожь от антиблокировочной системы при нажатии педали тормоза. Сейчас погода коварная: утром около нуля, а в течение дня воздух прогревается до плюс десяти и выше. В таких условиях можно смело менять комплект на зимний. Ездить на зимней резине в +10 градусов вполне допустимо и безопасно, но шипованные модели в таких условиях будут вести себя даже хуже, чем летние. Если купили вариант с шипами, лучше дождитесь снега».

На ступицу при шиномонтаже наносится медная смазка, которая не допустит «прикипания» колеса к креплению

Экономные автовладельцы иногда выбирают всесезонные шины, хотя очевидно, что достойно показать себя они не могут ни зимой, ни летом. Как нет всесезонной обуви (сланцы с носками у некоторых таксистов и дальнобойщиков не в счет), так и автомобильной резины под любые температурные условия быть не может. Это подтверждают и в «Автосети»: «Для наших погодных условий понятия «всесезонные шины» скорее миф, чем реальность. Маркировка M+S(без снежинки) или надпись «AllSeasons» в лучшем случае говорят о том, что шина пригодна для эксплуатации при теплой зиме преимущественно без осадков. По-настоящему всесезонная резина, которую можно использовать вплоть до минус пяти градусов и при небольшом снеге – большая редкость. Производители выпускают под наш рынок совершенно разные по характеристикам шины – для лета исключительно летние, для зимы – сугубо зимние. При этом в европейских странах и регионах, типа Италии, южной части Франции, Испании, покупка такой резины оправдана, зимой там достаточно тепло. У нас же при первых заморозках вы почувствуете, что «всесезонная» шина попросту не работает должным образом».

Эти грузы отличаются только цветами: черные для темных дисков и серебристые – для светлых

Выбор хорошего шиномонтажа – задача не столь простая, как поначалу кажется. Сотрудник «Автосети» вспоминает историю: «Знакомый купил по выгодной цене комплект хорошей зимней резины. Поехал на дешевый шиномонтаж, сэкономил тысяч сто, не больше. За сезон новые шины пришли в негодность – мастера накачали колеса гораздо слабее, чем нужно было, и резина начала разрушаться. Разве экономия ста тысяч стоила нового комплекта покрышек?».

Машина поднимается только с использованием подкладок, чтобы не повредить днище и пороги

Специалисты шиномонтажа говорят, что на одну машину уходит порядка пятнадцати минут – это если одновременно два человека работают, поэтому больших очередей удается избежать. У мастеров строгие инструкции касательно балансировок и установки шин. Например, автопроизводители рекомендуют менять крепеж колес каждые пять лет. Много ли белорусских водителей следуют этой инструкции? Вряд ли. Вентили следует менять каждые два-три года, таким образом спускания воздуха точно не будет.

**

Выбор шин определяется только условиями, в которых будете ездить, и бюджетом. Катаетесь только по городу – достаточно «еврозимы», шипы будут лишь греметь. Часто ездите по трассам, синоптики говорят, что зима будет особенно лютой – выбор за фрикционными покрышками. Переплачивать за бренд не советуют и сами мастера: иногда маркетологи продвигают какую-либо «новейшую технологию», которая на практике не даст никакого эффекта.

 

Фото: автора