Если тяжелые эндуро с 600-кубовыми моторами найти можно, то небольшие и легкие мотоциклы с объемом 125–250 см3 — дефицит на вторичном рынке. А ведь они нужны для покатушек по степям, бурелому и болотам, где не пройдут тяжелые турэндуро. В таком случае мотоциклисты присматриваются к белорусско-китайскому Minsk X250, о котором сегодня и пойдет речь. Узнаем у владельца обо всех «болячках» и обязательных доработках.
«Живые экземпляры продаются максимум за два дня»
Нашего сегодняшнего героя зовут Стас. Молодой минчанин сам обратился в редакцию после выхода нашего материала о Minsk Goose 400, предложив подробно рассказать о «поджаром» эндуро.
— Мотоцикл я никогда не планировал покупать и ездил только на велосипеде, пока два года назад не приобрел себе мопед. Уже после него пришло понимание: нужно что-то еще мощнее! — рассказывает Стас о том, как пополнил ряды мотоциклистов. — Хотелось приобрести байк с прямой посадкой, как на велосипеде, и желательно производства Minsk. Я не ездил на советских образцах, поэтому сравнить было не с чем, но то, что производится у нас, интересно было опробовать.
— Minsk D4 не понравился своими размерами и мощностью мотора: он в два раза слабее, плюс с учетом моих собственных габаритов тяга не будет лишней, — уточняет белорус. — Покупать «бэушку» я не боюсь, да и не вижу смысла приобретать новый в 1,5–2 раза дороже. Кстати, на вторичном рынке «живые» Minsk X250 разлетаются как горячие пирожки — продаются за один или максимум два дня. Если объявление висит дольше, то мотоцикл попросту «упилен» предыдущим хозяином.
По словам нашего героя, Minsk X250 не успел морально устареть и не пугает годом выпуска (2017) — в отличие от более известных моделей Kawasaki, с которыми он находится в одной ценовой категории, пускай и с разницей в 15–20 лет.
— В этих «Кавасаки» убито все, что можно в принципе убить, поэтому покупать практически новый «Минск» было не страшно, — говорит байкер. — Только на поиск исправного эндуро я потратил около полугода. На первые попавшиеся варианты с «присевшими» амортизаторами или скрученным пробегом вестись не хотел. У этого на момент покупки километраж был всего 2 500 км, еще 1 000 км — персонально мои.
«Первая поломка — через неделю после покупки»
Как ни старался Станислав уберечься от проблемных Minsk X250, в полной мере сделать это не удалось. Уже через неделю после покупки эндуро сломался — отказал генератор.
— Причину я искал 2–3 недели, пока не обнаружил, что поломка касается статора генератора, из-за чего в мотоцикле не было зажигания. Мне пришлось разобрать половину двигателя, снять левую крышку и устроить «шоппинг» для моего мотоцикла, — улыбается владелец «минскача».
В отличие от Minsk Goose 400, для которого владельцы с трудом находят запчасти, X250 ими не обделен. Правда, в наличии есть преимущественно мелкие комплектующие и расходники.
Серьезный минус для новичка — отсутствие индикатора передачи |
— Цены тоже очень приятные: практически все позиции стоят по 20 рублей. За статор генератора я тогда отдал около 20–30 долларов и решил вместе с ним заменить всю систему зажигания: свечу, высоковольтный провод, наконечник и непосредственно статор, — перечисляет наш герой. — Недавно подвезли в магазин целиком силовые установки в сборе — 1 000 рублей.
На стадии поиска мотоцикла в объявлениях Стасу попадались формулировки, мол, X250 исправен, но требует доработки напильником. Сначала парень думал, будто это шутка, пока сам не столкнулся с необходимостью модернизировать байк.
По словам владельца, руль мотоцикла совсем хилый — погнуть можно даже в движении |
— Когда шел дождь, маятниковая вилка стала скрипеть, поэтому пришлось залезть на YouTube в поиске ответа на вопрос, как исправить проблему. Оказалось, это не шутка и напильником действительно пришлось поработать: просто достать маятниковую вилку, подточить с двух сторон по миллиметру. После этого скрипы прекратились, а сам мотоцикл стал на кочках чуть жестче.
Стас называет маятниковую вилку одним из слабых мест Minsk X250. Она ломается у многих владельцев, а быстро вернуться в строй удается не каждому, ведь заказывать новый и целый элемент придется в Украине: в Беларуси значительно сложнее.
— Обслужил переднюю и заднюю звезды, а также цепь. Она здесь будто пластилиновая — растягивается моментально, поэтому я за 80 рублей поставил усиленную цепь вместо стоковой, которая вчетверо дешевле.
Белорусско-китайские эндуро грешат течью масла из-под крышки ГРМ. Система вентиляции картерных газов продумана плохо, поэтому она часто забивается, если ее не продувать, иначе масло попросту начнет «искать» любую щель. Наш герой эту проблему устранил |
Мотор Minsk X250 — из семейства китайских двигателей серии СВ. Это одноцилиндровые агрегаты объемом от 125 от 250 см3, которые списаны с японской Honda.
— Максимальная скорость у Minsk X250 — 120 км/ч, но, так как я езжу и по городу, и по бездорожью, пришлось поставить заднюю звезду большего размера, чтобы на старте была мощнее тяга. Конечно, скорость из-за этого упала до 95 км/ч, однако на кольцевой по-прежнему комфортно держаться в потоке, — говорит Стас.
— Мотор здесь очень живучий — не зря же копировали у «Хонды»! — убежден хозяин мотоцикла. — Прошлый владелец менял масло каждые 300 км, поэтому компрессия оказалась даже больше заводской. Я и сам теперь каждые 200–300 км стараюсь литр заправочного объема масла заменять. Во многом благодаря этому у меня нет «масложора» — ни грамма не уходит!
По словам нашего героя, главная «болячка» — выход из цилиндра трубы глушителя, который обгорает под воздействием высоких температур и начинает быстро коррозировать. После прошлой покраски минуло всего три месяца, а он вновь принялся ржаветь.
«5–6 рублей на 100 км — идеально»
Сразу после покупки наш герой понял, что будет кататься на Minsk X250 не только по городу, но и по суровому бездорожью зимой. Для этого он приобрел заднюю резину Michelin стоимостью $120, за счет чего мотоцикл стал еще более проходимым и устойчивым.
— Первый владелец больше использовал этот X250 для покатушек по лесу, а у меня эксплуатация преимущественно городская. Все-таки я пока набираю опыт, а в ближайшие месяцы планирую сменить его на что-то мощнее. Если бы на «Мотовело» выпускали такие варианты, не задумываясь выбрал бы Minsk.
— До 25 км/ч, наверное, при хорошем старте и переключении передач можно не отставать от спортбайка на перекрестке. Этот мотор верхневальный, за счет чего и более тяговитый, плюс задняя звезда на 10 зубьев больше заводской, — подчеркивает владелец. — В городе до 40 км/ч у мотоцикла приятная динамика.
— Нравится, что здесь, по сравнению с Minsk Goose 400, двухпоршневые тормоза. Соответственно, с 80 км/ч останавливаться не очень круто, но для городских условий и ограничения скорости в 60 км/ч тормозов хватает.
Как отмечает Стас, Minsk X250 без нагрузки весит 123 кг, благодаря чему мотоциклом легко управлять даже новичку. Правда, из-за прямой посадки у него высокая парусность, поэтому в движении отвлекаться точно не стоит.
В Minsk X250 есть поворотники, переключение дальнего света и датчик уровня топлива. Стас предлагает: для следующих версий нужен индикатор контроля давления масла — смотровое окошко недостаточно удобно, а каждое утро проверять щуп тоже не станешь |
— Что по трассе, что по городу я еду с одинаковой скоростью — 80 км/ч, поэтому расход не зависит от состояния дорожного покрытия. Получается 5–6 рублей на 100 километров — думаю, это идеально, — признается владелец.— Кстати, насчет скорости китайская приборка привирает: у меня на спидометре будет 80 км/ч, тогда как у следующей за мной машины покажет 68–69 км/ч.
Заявленный пробег на полном баке — 500 км. Правда, реальный оказывается существенно меньшим — около 300 км, да и топливный бак вмещает не 10 л (как в техпаспорте), а 8 |
— Многие загоняют «минскачи» в болота и заливают плату приборной панели, которая моментально выходит из строя. Новая приборка стоит больше 50 долларов — нужно учитывать это, проезжая реку вброд. Плюс ко всему после такой замены обнуляются показания пробега, чем иногда пользуются нечестные продавцы.
**
— Могу сказать, что Minsk X250 вызывает неподдельный интерес у окружающих. Все спрашивают: «Неужели это тот самый „Минск“?» Интересно многим, а покупать решаются единицы. Часть людей все еще придерживается мнения, будто лучше купить Kawasaki 1995 года выпуска, чем новый Minsk. Я с этим не согласен: лучше иметь в наличии запчасти и исправный агрегат, а не экономить на своей безопасности, — резюмирует Станислав. — Minsk X250 — отличный мотоцикл за свои деньги.
Если у вас есть желание поделиться собственным опытом эксплуатации «стрита» Minsk С4 250 или C4 300, ждем писем на редакционную почту news@av.by.