«Здравствуйте. У меня много детей!» Продавцы с авторынка о нашумевшем указе и о том, как он работает

Изучение авторынка в Малиновке всегда начинается с общения с теми, кто здесь работает достаточно давно, уже продал не одну машину, а значит, может поделиться мнением о самых важных и актуальных вопросах, связанных с автобизнесом. Сегодня на известной многим площадке почти каждый клочок земли отведен под автомагазины, коих насчитывается более 10, а территория, предназначенная для посетителей, желающих реализовать здесь свой автомобиль, сжалась до совсем уж скромных размеров. «Типичного» перекупщика, того, кто скупает машины, вкладывает в них на время некоторую сумму денег, улучшает их внешний вид или техническое состояние ради перепродажи и заработка, встретить сложнее. Со временем многие объединились, чтобы вместе арендовать квадратные метры и заниматься бизнесом. Наверное, так проще выживать в нынешних условиях рынка.

Кто-то имеет четко выраженную специализацию — к примеру, фокусируется на транспортных средствах из Европы или США. Другие заполняют свои площадки любым товаром, который сдают на комиссию, в trade-in или отдают посредством срочного выкупа. Как бы то ни было, но всех волнуют одни и те же вопросы и законы, затрагивающие сферу автомобильного бизнеса. Разговоры так или иначе вертятся вокруг льготной растаможки, наделавшей много шума в апреле 2019-ого.

Рынок и 140-й указ

Продавцы, к которым мы подошли, утверждают, что не первый год специализируются на европейской «бэушке» и на рынке работают не менее 10 лет. Известный многим указ № 140 положительно сказался на их бизнесе.

— Точные цифры не назову, но за это время объем ввоза б/у автомобилей из Европы увеличился в три раза. У людей появилась возможность купить качественные машины с пробегом. Все они приобретаются на лизинговых аукционах, имеют прозрачную историю обслуживания в европейских странах. Мы не сотрудничаем с площадками из Италии и Испании из-за того, что транспортные средства оттуда зачастую приезжают с царапинами и множеством кузовных нюансов. В основном это свежая «бэушка» из Германии и Бельгии, с моторами объемом 1,6 и 2,0 литра и с пробегами от 150 тысяч км. Подготовкой машин к реализации никто не занимается: мы не скручиваем пробег, не вырезаем сажевый фильтр и так далее. Изначально в описании к лоту на аукционе указываются все дефекты, с которыми автомобиль приедет в Беларусь. Возможно, кто-то что-то и «химичит», ведь конкуренции по машинам из Европы хватает. Дураков в этом деле нет — каждый понимает, где и как реально заработать здесь и сейчас.

В последнее время самые ходовые — это дизельные минивэны и универсалы. По словам продавцов, к ним обращаются не только многодетные семьи или инвалиды. Все стараются подобрать вариант с учетом льготной растаможки, но «если это у них не получается сделать самим, то им могут помочь».

— Конечно, здесь есть и такие продавцы, которые просят пригнать для них автомобиль под заказ, чтобы потом перепродать его со своим интересом. Ничего личного, просто бизнес. Быть честным на 100% невозможно. Кто-то ищет, на кого бы растаможить машины со скидкой. Хотя многодетные и инвалиды сами тоже предлагают свои услуги по оформлению, оставляют телефон для связи. Вот вам пример. В офис зашел мужчина со словами: «Здравствуйте! У меня много детей». Я сразу не понял, в чем дело, а потом догадался, что человек решил заработать на растаможке. Обычно суммы колеблются от 200 до 500 долларов — все зависит от желаний людей. С одной стороны, почему бы и нет, но когда в первые месяцы после введения указа растаможивали спорткары на инвалидов, то это уже наглость с человеческой точки зрения. Сейчас такого вроде бы нет.

Европейская «бэушка» или новая российская «погремушка»?

Мнение о том, что б/у из Европы лучше новой машины из России, на рынке повсеместно превалирует. Вы только спросите: «А что купить за условные 15-16 тысяч?» — и тут же вам ответят: «С современным дизайном интерьера, мягким пластиком, по-европейски удобными сиденьями, лучшей комплектацией и достаточно высоким уровнем безопасности. Вот разумная альтернатива! А не ваши "бюджетники" российской сборки, где из всех радостей цивилизации только древняя АКПП, кондиционер и стеклоподъемники».

— Белорусы привыкли ездить на машинах более высокого класса. А последние пару лет нам подсовывали российские «бюджетники». За те же 16 тысяч долларов реально приобрести дизельный VW Passat в топовой версии, ездить и радоваться. Слава богу, что существует такой указ. Боюсь, могут его не продлить, так как продажи у дилеров забуксовали, поэтому они всеми правдами и неправдами будут добиваться его отмены. Сегодня 60-70% ассортимента нашей площадки — это свежие автомобили из Европы. Качество и состояние у них хорошее. Не замечал, чтобы у дизельных экземпляров до 200 тыс. км вырезали сажевый фильтр. Да и в Европе это не практикуется. Если что-то и делают, то уже сами белорусские владельцы.

— Может, льготная растаможка и повлияла на снижение продаж новых машин, но все равно будут люди, которым подавай новый автомобиль из салона. Причина — уверенность в том, что первые несколько лет они будут передвигаться без проблем, а случись беда — выручит гарантия. Но надо понимать, что она дается на определенные узлы и агрегаты, да и попробуй еще докажи, что у тебя гарантийный случай. Прецеденты уже происходили, многие СМИ о таких случаях рассказывали.

На риторический вопрос: «А ездят ли сами продавцы на европейских машинах, которые они так нахваливают в объявлениях?» — нам отрицательно качают головой. Если молодые ребята, которые занимаются реализацией б/у авто из Европы, со смехом объясняют это тем, что «еще не собрали нужной суммы денег», то зрелый мужчина отвечает на это вполне прагматично: «Занимаясь продажей транспортных средств, мне все равно, на чем колесить. Сел и поехал. В семье — да, европейский автомобиль, который был когда-то давно привезен из-за границы и до сих пор устраивает меня по качеству».

На площадке этого продавца тоже имеются свежие Mercedes и Skoda. С одной стороны, европейских машин стало больше, с другой — рынок уже перенасыщен. А вот найти новые автомобили из РФ крайне сложно. «Если под заказ — легко. Главное — знать, к кому обратиться, — многозначительно намекает собеседник. — Но вообще все реализуется, если есть хорошая цена и комплектация».

— Апрельский указ повлиял на цены. Рынок перегрет, кошельки у людей не бездонные, даже сейчас на ряд моделей цены поползли вниз: предложение превышает спрос, выросла конкуренция. Слегка снизилась стоимость и на автомобили, побегавшие по Беларуси, так как они оказались менее привлекательными.

— А бывает и такое: некоторые многодетные приходят на рынок и думают, что от указанной цены им положена скидка! Им невдомек, что и без них уже все растаможили и отняли, — удивил нас один из мужчин.

«С Volkswagen Passat уже перебор»

У кого-то нарасхват Ford C-Max и Galaxy, другие отмечают, что в лидерах продаж числятся Volvo V60 и V70, минивэны Peugeot и Citroen, а вот Volkswagen Passat уже наелись. Видимо, в первые месяцы действия указа рынок насытился этими моделями, хотя и ныне можно наткнуться на свежепригнанные экземпляры вроде данного B8 c дизельным 1,6-литровым мотором, АКПП и пробегом 172 тыс. км.

Машин с европейскими номерами и припиской в описании «без пробега по РБ и РФ» здесь действительно много. В основной своей массе он варьируется от 120 до 180 тысяч км. С меньшими цифрами на одометре европейские иномарки будут стоить дорого. Есть ли смысл покупать машины с пробегами свыше 200 тысяч км подешевле, корректировать их в Беларуси, а затем реализовывать?

200 тысяч км — это нормальный пробег для европейской машины

— На многих моделях отмотать пробеги сложно или невозможно. На тех же VW Passat, Touran, Skoda, Volvo. Да и 180-200 тысяч — это нормальные для них пробеги. Более того, тот же Volkswagen даже выгоднее приобретать с 210 тысячами километров, так как на отметке 200 000 км в Германии проводится большое ТО стоимостью 2-3 тыс. евро. Это значит, что сюда автомобиль приедет с полным сервисом по подвеске, тормозной системе, с замененными ремнями и роликами. Те же 30 тысяч км на состояние не особо влияют, а вот на стоимость потенциальных вложений — еще как! Скажу так: с меньшими пробегами машины из Европы никогда не возили. В противном случае либо будет очень высокий ценник и потенциальный висяк, либо в них обнаружится какой-то скрытый дефект.

Тем не менее если белорус сомневается в оригинальности пробега, то имеется выход — сделать запрос официальному дилеру профильной марки. Так везде утверждают на рынке. Мы решили проверить — и вот такой комментарий получили от импортера Volkswagen в Беларуси:

— Согласно законодательству, информация об истории обслуживания транспортного средства может предоставляться нынешнему владельцу только с разрешения предыдущего. Однако официальный сервис Volkswagen предлагает услугу «Осмотр автомобиля перед покупкой», в которой есть пункт, напрямую связанный с историей авто. В нем мы вправе указать дату и пробег следующего ТО в соответствии с историей обслуживания, что дает нынешнему владельцу косвенное представление о реальном пробеге. Стоимость данной услуги составляет до 135 руб.

**

В льготной растаможке продавцы на авторынке не видят никаких негативных последствий — наоборот, отмечают разнообразие моделей, оживление продаж, появление выбора у людей.

— Кто-то желает приобрести новый автомобиль в салоне, а кто-то хочет купить подержанную иномарку вместо свежего Geely, который еще не прошел проверку временем. Возможно, 140-ой указ сократил продажи новых машин, но в то же время с 50%-ой растаможкой ввоз «бэушки» вырос, а это значит, что увеличились поступления в госбюджет за счет растаможки и утильсбора. Думаю, это большие деньги. По слухам, в этом году может произойти все что угодно: например, расширят список льготников за счет ветеранов ВОв и чернобыльцев. Ну а почему про них забыли? Вполне вероятно, введут запрет на право снятия такой машины с учета в течение двух лет после приобретения. Пока это будет выгодно, указ не отменят. Хотя кому от этого неудобно? Лишь владельцам автосалонов, остальные белорусы только в плюсе: автопарк обновляется, бюджет пополняется.

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также: