Гарантия от трёх лет, но по факту её нет. Какие нюансы стоит знать при покупке АКБ

Председатель общественного объединения «Онлайн защита потребителя» Анна Шилько рассказала агентству «Минск-Новости», какие претензии могут возникать у покупателя аккумуляторных батарей к продавцу и как избежать спорных вопросов.

По словам председателя, в последнее время в объединение всё чаще поступают жалобы на качество АКБ. Покупатели приобретают дорогостоящие аккумуляторы в одной из известных компаний. Как уверяет продавец, товар качественный, в связи с чем предоставляется внушительная гарантия: от трёх лет. Однако, несмотря на такие радужные перспективы, батарея перестаёт надлежаще работать уже по прошествии 1—1,5 года эксплуатации. Покупатель опять обращается в компанию, отдаёт АКБ на проверку качества, а в результате продавец отказывает в своих гарантийных обязательствах.

Такую позицию компания обосновывает следующим: поскольку завод-изготовитель заверяет, что при изготовлении батареи использованы качественные материалы и строго соблюдены требования технологических процессов производства, неисправность АКБ возникла в результате её неправильной эксплуатации.

То есть резюмируется одновременно добросовестность изготовителя и недобросовестность покупателя, что противоречит принципам гражданского законодательства. Так, согласно ст. 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь, добросовестность и разумность участников гражданских правоотношений предполагается, поскольку не установлено иное.

Тем не менее по прошествии года с момента эксплуатации АКБ доказать, что её некачественная работа связана с производственным браком, почти невозможно. В 90% случаев дефект признаётся эксплуатационным, то есть возникшим по вине пользователя.

По этому, по словам экспертов, необходимо внимательно отнестись к работе АКБ именно в первый год эксплуатации. Если в течение этого времени автовладелец заметит неполадки, в срочном порядке необходимо обратиться к продавцу — тогда ещё возможно что-либо доказать.

В подобных ситуациях выходит, что продавец гарантирует качество, которое не собирается обеспечить. Он ставит автовладельца в заведомо неравное положение. С точки зрения закона «О защите прав потребителя» это можно расценивать как непредоставление полной и достоверной информации о свойствах товара, отмечает Анна Шилько.

Эксперт даёт советы, на что обращать внимание при покупке АКБ. Следует внимательно ознакомиться с гарантийным талоном и инструкцией по эксплуатации в момент продажи, где, как правило, мелким шрифтом указаны рекомендации к использованию, в том числе необходимость обязательного ежегодного планового осмотра. Стоит поискать информацию в интернете: зайти на сайт компании, если она достаточно известна, почитать отзывы в Сети.

— Есть ещё один важный момент: многие не знают, а продавцы не сообщают, что на период нахождения АКБ на проверке вы вправе воспользоваться подменным фондом. То есть потребовать рабочий аккумулятор. А за отказ в его предоставлении — неустойку в размере 1% от цены товара плюс моральную компенсацию, — напомнила председатель общества.

В качестве примера спора продавца и покупателя специалист приводит следующий случай. Потребитель приобрёл автомобильный аккумулятор. При минусовой температуре воздуха батарея стала самопроизвольно разряжаться. Поскольку гарантийный срок не истёк, автовладелец обратился в магазин. Аккумулятор приняли, как было указано в акте, на «тестирование». Эта процедура настолько затянулась, что покупатель написал в книге замечаний и предложений жалобу и потребовал заменить батарею на новую. Но, согласно ответу магазина, производитель гарантирует высокие стандарты своей продукции, поэтому в том, что батарея разряжается, виноват сам автолюбитель.

— Машина подзащитного это время простаивала, а без неё не обойтись, он даже приобрёл за копейки старую развалюшку, но дело не в этом. Факт, что к согласию стороны не пришли. Разбирая обстоятельства случившегося, мы сделали вывод, что права потребителя нарушены.

Тут и непонятное «тестирование», и затягивание сроков удовлетворения требований покупателя, есть вопросы и по оформлению документов. В общем, исковое заявление подано, в нём, помимо расторжения договора купли-продажи, мы просим компенсировать пострадавшему моральный вред, — поделилась Анна Шилько.

Если вы столкнулись с похожей ситуацией при эксплуатации нового АКБ (других автомобильных товаров), а также у вас возникли проблемы с признанием гарантийных обязательств продавцом — пишите нам на news@av.by. Будем разбираться!

Фото: архив av.by

Подписывайтесь на наши новости в Yandex.Zen и Telegram