Сегодня оформил заказ на сайте, а завтра шины доставили прямо в квартиру — это уже не новация, а реалии современного белоруса, который не мыслит свою жизнь без интернета. И вдвойне выгодным это решение становится, когда узнаешь, что за привезенный товар не требуется 100%-ая оплата сразу же после покупки, что снижает нагрузку на Ваш семейный бюджет.
Об эволюции и экспансии классического онлайн-магазина из сегмента потребительских товаров в автомобильную тематику, о сложностях, перспективах и успешной работе с банковскими продуктами сегодня попытаемся узнать лично, поработав с крупнейшим онлайн-гипермаркетом — компанией 21vek.by.
От сковородок и холодильников до шин: как ассортимент пополнился новой категорией
Быстро грузимся в фургон со свежесобранными заказами, предвкушая истории из первых уст, и подмечаем буквально с первых заказов, как на лицах случайных прохожих читается откровенное удивление, когда из машины в руки клиентов курьеры передают не что иное, как автомобильные шины. И понятно почему: ассоциацию «интернет-магазин»-«сковородки и холодильники», плотно засевшую в головах нашего населения, побороть непросто.
Чтобы пояснить ситуацию, мы получили комментарии Сергея Стаюничева, заместителя управляющего по работе с поставщиками и ВЭД: «Изначально мы специализировались на бытовой технике и электронике, но с 2010 года, когда в ассортименте появились IT товары, прежде всего ноутбуки, компания последовательно и системно работала над увеличением ассортимента, который сейчас составляет более 130 000 товаров. Продавать шины начали в 2016 году».
По его словам, шины продаются круглый год, но, разумеется, весной и осенью спрос возрастает. А всплеск продаж наблюдается с первым снегом и ближе к 1 декабря — с этого дня по закону на летних шинах ездить нельзя. Весенний сезон более сглажен по спросу. Но, как подчеркивает представитель гипермаркета, размещать заказы на заводах, привозить шины, а также решать вопросы складского хранения приходится с большим смещением относительно сезона продаж. Некоторые шины в этом году были заказаны весной и приехали на склад в начале лета.
Первые заказы на зимние шины стали поступать еще в августе. В первую очередь на популярные типоразмеры 185/65R15, 195/65R15, 205/55R16 по средней цене 80-100 рублей за одно колесо. По мнению Юрия Шумского, менеджера по закупкам автомобильных шин, лидером сегмента внедорожных шин станет модель Tigar SUV Winter от компании Michelin.
Для любителей шипованных шин компания Nokian представила новинки в лице Nokian Hakkapeliitta 9 и Nokian Hakkapeliitta 9 SUV, в которых будут использованы шипы двух типов. Есть и более бюджетные варианты, это Nokian Nordman 7 и Nordman 7 SUV. Нельзя обойти вниманием и появление новой модели зимних шин Gislaved Euro*Frost 6, которая пришла вместо популярной ранее Euro*Frost 5.
Если бы не карты рассрочки, ездил бы на лысой резине
По прогнозам компании, в лидерах останутся «Белшина» и Cordiant. Продолжат быть в топе Sava, Matador, Barum и Nexen. Тем временем приезжаем на первый заказ. Зимние шины Nokian нужно доставить на улицу Ложинская. Две шипованные шины Nordman 5 205/55 R16 будущему владельцу обойдутся в 298 рублей.
Рассчитываться клиент планирует картой рассрочки, с которой работает гипермаркет. «Зарплата будет через пару недель, а шины нужны сейчас», — лаконично объясняет Дмитрий, владелец Opel Zafira.
Можно было податься и в другие места, но там продавалась двухлетняя резина. Как отмечает минчанин, по ценам — примерно одинаково что тут, что у других. Но все-таки 2017 год выпуска шин и доставка бесплатная (прим. при заказе на сумму свыше 100 рублей) стали решающим фактором в решении о покупке. На передние колеса мужчина поставит купленный Nokian, а сзади «обует» старые шины того же бренда. Говорит, на сезон еще хватит.
Еще один клиент заказал комплект «Белшины» Artmotion Snow Бел-337 195/65 R15 за 308 рублей. Многодетный отец Сергей уже давно оценил качество шин отечественного производства, а переплачивать за импортный бренд не видит большого смысла. История с предыдущим клиентом здесь схожая: в интернет-магазин он обратился тоже из-за возможности оплатить не всю сумму сразу.
«Плюс ко всему здесь продавался весь комплект. Да, немножко дороже, но куда не позвоню, то только одно или два колеса. Можно было сэкономить пару рублей, но все-таки платить по 77 рублей в месяц не так разорительно для бюджета», — рассказывает минчанин, загружая багажник Skoda.
Работу с «Белшиной» Сергей Стаюничев комментирует следующим образом: «У нас прямой контракт с заводом, и мы стремимся держать на своем складе абсолютно весь ассортимент по легковым шинам белорусского бренда. В этом году это получается в первую очередь благодаря тому, что мы покупаем шины в тот момент, когда завод их произвел, и готовы хранить их на складе до наступления сезона. Естественно, что в конце октября на заводе всего ассортимента нет. И это абсолютно правильно с точки зрения организации производства».
С покупателями комплекта сербского бренда Tigar встречаемся прямо у дверей их квартиры.
С выбором модели Winter 1 помог определиться форум, да и цена, как говорит Роман, соответствует качеству: за 4 шины 215/55 R17 чек составит 516,76 рублей. Сумма внушительная, и здесь покупатель тоже решает воспользоваться картой рассрочки.
«Конечно, это удобно. Что мы только у них не покупали: и стиральную машину, и вентилятор, теперь вот резину, которая в других интернет-магазинах, кстати, стоит дороже», — в один голос говорят минчане.
«Одновременно на складе сейчас может храниться более 10000 шин, но этого недостаточно»
Как видим, покупатели выбирают самые разные модели. А вот объем рынка проданных автомобильных шин оценить довольно сложно, считает Сергей Стаюничев. «Данные о продажах конечным клиентам никто не собирает. Обычно говорят об объеме производства и импорта и делают допущение, что все это продается. На дистанции в несколько лет это работает, потому что если продажи меньше ожидаемых, то корректируются производство и импорт в последующем. Последние пару лет рынок оценивается в 2 000 000 легковых колес в год.
Что касается поставщиков — мы успешно сотрудничаем с ключевыми дистрибьюторами на белорусском рынке, в этом году заключили прямые контракты с Nokian и "Белшина" и стали импортером по ряду брендов, чтобы не так зависеть от белорусских поставщиков. Сейчас я могу оценить сотрудничество с белорусскими дистрибьюторами как взаимовыгодное, в прошлом году мы потратили много сил на поиск компромисса.
Наши текущие продажи сейчас ограничены именно складскими мощностями. Есть особенности и у товара, например, на шинах не всегда есть наклейка со штрих-кодом модели, который нужен для работы склада — нам необходимо знать, в какой именно ячейке на складе лежит каждая конкретная позиция. Приходится маркировать каждую шину, а это дополнительное время», — отмечает наш собеседник.
На Воронянского подъезжаем уже затемно. Там терпеливо нас дожидается Михаил. Его выбор — 2 шины Sava Eskimo HP 2 общей стоимостью 421 рубль. Почему они? «У меня был Hankook с протектором, больше предназначенным для снега. У Sava есть две дорожки для хорошего отвода воды, все-таки зима бывает разной. Ее я поставлю на перед, а тот назад. Если зима выдастся снежной, то просто поменяю их местами», — разъясняет свой выбор минчанин.
До того как совершить покупку в 21vek.by, Михаилу пришлось поискать резину в других шинных центрах и магазинах. И не без проблем. То на размер его шин (225/55 R17) предлагали от силы один-два бренда. Другой поставщик не устроил из-за отсутствия рассрочки. Так что с магазином, говорит, не прогадал, мол, в другом хотел взять рассрочку, но цена вдруг подросла. А тут все по-другому: за сколько купил, столько и выплатил, без процентов и переплат, цена практически идентична цене конкурентов.
«Если остановишься, тебя съедят»
Сергей Стаюничев признает, что продавать шины сегодня непросто, существует высокий порог входа, однако это абсолютно нормально, «иначе придут люди, которые ничего не умеют, кроме как снижать цену на 10 копеек, что, собственно, и происходит на торговых площадках». Текущие показатели устраивают онлайн-гипермаркет: в октябре были дни, когда продавалось более 1000 колес в день. «Так что мы с большим оптимизмом смотрим в будущее и таргетируем на ближайшие пару лет свою долю на уровне 10% рынка», — отмечает он.
Подъезжаем к последнему клиенту на улице Основателей. На пороге квартиры нас встречает Станислав. Нюансы его покупки немножко другие: две шины «Белшина» Artmotion Snow Бел-337 195/65 R15 по цене 154 рубля мужчина берет в беспроцентный кредит.
Говорит, что вычитать из зарплаты по 30 рублей ежемесячно не так ощутимо для кошелька, как если бы пришлось заплатить всю сумму целиком. Плюс ко всему по роду службы минчанин часто не бывает дома, а тут экономия времени. Купить шины в онлайн-гипермаркете 21vek.by мужчине посоветовал его сосед.
**
«Быть самыми дешевыми можно только жертвуя сервисом»
Во время поездки некоторые клиенты упоминали, что цена «21 века» немного отличается от конкурирующих магазинов не в пользу онлайн-гипермаркета, но отсрочка оплаты сыграла решающую роль при выборе места покупки. Представитель компании уверен, что во всем следует сохранять баланс. «Быть самыми дешевыми можно только жертвуя сервисом. У нас абсолютно прозрачный и белый бизнес, мы продаем те же самые шины и предоставляем абсолютно такую же гарантию, что и узкоспециализированные магазины. Розничная торговля — это вообще не конкуренция товара, а конкуренция между продавцами по сервису — ассортимент, цены, реальное наличие, все способы оплаты, включая пластиковые карты и, в частности, карты рассрочек, банковские кредиты, рассрочки на срок до 18 месяцев, промо-акции, продленная гарантия, программа лояльности с начислением бонусов за покупки, доставка по всей Беларуси собственной курьерской службой. Все эти инструменты мы используем, и в сумме, уверен, мы предлагаем клиенту отличные условия. Можно зайти на сайт, увидеть цену, сделать заказ и получить доставку и скидку 15% на шиномонтаж в сети TyrePlus. Причем это не статичная ситуация, мы постоянно стараемся делать больше и лучше. Как говорят, если остановишься, тебя съедят», — подытоживает Сергей Стаюничев.
Наш недавний рейд показал, что многие клиенты использовали возможность для отсрочки платежей, бумажных денег мы не увидели. Да и зачем, когда есть понятный и удобный инструмент, позволяющий совершать покупки, не располагая нужной суммой в данный момент. Кроме того, онлайн-гипермаркет дает клиенту возможность выбрать и заказать шины, не выходя из дома. Иными словами, даже рассрочку сейчас можно оформить по телефону! И такие услуги у белорусов, как показывает практика, нынче очень востребованы.
Материал подготовлен совместно с онлайн-гипермаркетом 21vek.by