«Запретили Skoda — будет Volkswagen. Это еще и лучше». Искали свежий европейский автопром на авторынке

2020 год проверял автобизнес на прочность. Однако 2021-й, похоже, решил не отставать. Начало мая подкинуло сразу две новости. Сперва вступило в силу положение о безналичных расчетах в Беларуси. Следом постановлением Совмина перекрыли ввоз автомобилей Skoda (и новых, и бэушных) в нашу страну. Как на это отреагировал авторынок, какие иномарки смотрят белорусы и есть ли продажи вообще, мы узнали, посетив известную площадку в Малиновке.

Рынок жив?

Изменения на территории рынка видны невооруженным глазом. Может показаться, что он уже на грани. Но это не так. Часть машин сдвинули ближе к сверке номеров, а на прежнем месте их расположения рабочие монтируют торговые роллеты. Продавцы обнадеживают, мол, авторынок не умер. Просто часть территории займет одна из торговых сетей, в скором времени здесь станут продавать продукты, одежду, сумки.

— А как к этому относиться? Мы же люди подневольные. Кто-то недоволен тем, что будут проблемы с заездом, парковками. С другой стороны, рынок станет более проходным. Там, где люди, есть и какие-то продажи.

Не сказать, что в минувшую субботу на площадке в деревне Озерцо было многолюдно. Конечно, посетители есть. У кого-то из продавцов идут оживленные торги, а другие рассуждают в пессимистичном ключе, мол, на выходных люди приходят погулять и поесть пирожки, а конкретные покупатели заглядывают в будние дни.

Машины из новой партии подорожают на $1–1,5 тысячи

Свежачок из Европы — наиболее распространенный сегмент на рынке в Малиновке. В большинстве своем это дизельные иномарки с пробегами до 200 тысяч км. Насколько цифры реальны — открытый вопрос. Один из продавцов говорит: где-то пробег «подровняли», где-то он действительно оригинальный, что подтверждается аукционным отчетом и сервисными документами.

Какие свежие модели можно увидеть на рынке? Volkswagen Passat B8 (2016 г. в., 1.6 дизель, МКПП, 118 тыс. км, $15 650), Nissan Juke (2017 г. в., 1.5 дизель, МКПП, 138 тыс. км, $12 900), Peugeot 308 (2017 г. в., 1.6 дизель, «автомат», $11 900), еще один Peugeot 308 (2016 г. в., 1.6 дизель, АКПП, 195 тыс. км, $10 950), Opel Insignia (2018 г. в., 1.6 дизель, МКПП, 118 тыс. км, $16 150), Peugeot 5008 (2017 г. в., 1.6 дизель, АКПП, 143 тыс. км, $18 990), Nissan Qashqai (2019 г. в., 1.5 дизель, МКПП, 80 тыс. км, $20 950), Citroen C3 (2017 г. в., 1.2 бензин, МКПП, 86 тыс. км, $12 450), Citroen C4 Grand Picasso (2016 г. в., 1.6 дизель, МКПП, 159 тыс. км, $14 950), Kia Sorento (2017 г. в., 2.2 дизель, МКПП, 120 тыс. км, $25 450), Renault Talisman (2017 г. в., 1.5 дизель, МКПП, $15 450).

А вот Renault Espace, считай, уже продан. На минивэн (он оснащен 1,6-литровым дизелем и МКПП, пробег под 200 тыс. км) оставлен задаток, и скоро машина уедет в Россию. Стоимость — 15 тысяч долларов.

— Цены на аукционах повысились, и машины существенно подорожали. Отчасти причина и в том, что на новые автомобили подняли стоимость. Практически на любую модель цены стали больше в среднем на 1–1,5 тысячи евро. Пока на рынке распродаются остатки по старой стоимости, но новый привоз после растаможки и в интересах продавца должен быть уже с подросшим на $1–1,5 тысячи ценником. Хотя увеличение стоимости еще не ощущается, потому что ввозят машины в более простых комплектациях.

Skoda под санкциями. Что повезут вместо нее?

5 мая вступил в силу запрет на ввоз в Беларусь продукции группы компаний Skoda Auto. Это значит, что в страну нельзя будет импортировать автомобили Skoda — ни новые, ни подержанные. По информации органов таможни, это касается как дилеров и автохаусов, так и физлиц. Некоторые продавцы говорят, что постановление Совмина нарушило планы обычных людей, которые хотели ввезти подержанные Skoda из Европы, но не успели. Дилер тоже сообщил о том, что приостанавливает продажи новых авто данной марки на территории РБ.

— Их сейчас не везут — а кто рискнет? «Шкоды» боятся покупать — ни растаможить, ни на учет поставить. Кому нужны эти проблемы? На рынке стоят машины, которые успели завезти еще до запрета.

Где-то за месяц до санкций импортировали Skoda Superb 2016 года (1.6 дизель, МКПП, пробег — 125 тыс. км) из Германии, а сейчас продают ее за $15 800. Skoda Octavia аналогичного года выпуска с 1,6-литровым дизельным мотором, «механикой» и пробегом в 161 тысячу км оценили в $13 950.

— Такую вы нигде на найдете — она единственная в Беларуси, — говорит местный сотрудник автохауса о еще одной «Октавии». Это версия RS 2017 года (2.0 дизель, МКПП, 192 тыс. км), за которую хотят выручить $20 650.

А вот другой продавец буквально успел запрыгнуть в последний вагон и ввез в первых числах мая тоже Octavia — на нее еще даже не выставили ценник. Неподалеку от машины припаркован свежий Kodiaq, который прибыл еще раньше. За автомобиль 2017 года с двухлитровым дизелем и полным приводом просят $25 500. Кто-то считает, что запрещенную Skoda ничем не заменить, мол, в тот же Seat, который называют альтернативой чешскому бренду, никто не сядет. А еще надеются, что через полгода (а может, и раньше) начнут снова ее ввозить. Однако есть и другие мнения.

Skoda под санкциями — ничего страшного. Нет «Шкоды» — будет Volkswagen. Это еще и лучше. На замену Octavia станут везти Golf, Superb уступит место Passat, а KodiaqTiguan. Это почти одно и то же — просто у «Шкоды» более просторный салон. В остальном — тот же «Фольц», только более бюджетный. Не сказал бы, что кто-то сильно расстроился. Никто не бьет себя в грудь со слезами на глазах: «Где Skoda?» Белорусы любят и ее, и «Фольксваген» — абы дешевле.

А что думают по этому поводу сами наши соотечественники? Один из посетителей с энтузиазмом бегает по рынку и что-то выискивает. Правда, что конкретно, мужчина так и не ответил. Похоже, до «Шкоды» ему нет никакого дела: он с большим интересом крутится возле VW Touran. Этот свежепригнанный компактвэн 2017 года (1.6 турбодизель, МКПП, пробег — 170 тыс. км) продают за $15 900.

— Да, приглянулась. Это же красавица! Что выбирают белорусы на авторынке? Да что угодно! Какие деньги — такая будет и машина. «Туран» из Германии с пробегом 170 тысяч — это нормально. Раньше указывали 50 тысяч, максимум — 80–90, а сейчас немец наматывает на машине большой километраж, а потом пересаживается на другую.

Белорусам из регионов заходят свежие Geely и Lada

Они пока еще в меньшинстве, но все больше появляется таких машин, как Geely Emgrand X7 и Lada XRay. В первом случае кроссовер 2016 года (2.4 бензин, АКПП, 80 тыс. км) продают за $8 950, во втором компактный высокий хэтчбек 2018 года (1.6 бензин, МКПП, 69 тыс. км) выставили за $8 000. Подобные модели, отъездившие свой гарантийный срок, первые владельцы сдают в trade-in. А на замену им покупают что-то другое. Такая тенденция начинает набирать обороты.

— И что вы думаете? Белорусы из регионов охотно берут эти машины: а что еще можно взять за $8–9 тысяч? К тому же здесь полная сервисная история и небольшой пробег. К примеру, тот же Haval H2. Это 2016 год выпуска (1.5 бензин, АКПП), хорошая комплектация, цена — $12 450. Чем не вариант? Поймите, не всем нужны подержанные «европейки» — жителям из регионов хорошо заходят свежие Geely и Lada.

Не взял на комиссию авто не от хозяина — спишь спокойно

Еще одна насущная тема, которую поднимают в разговоре местные продавцы, касается введения в Беларуси безналичных расчетов. Если кратко, то с 3 мая вступило в силу положение о том, что снижен до 500 базовых величин предельный размер платежа наличными денежными средствами за товары (работы, услуги), реализуемые юрлицами и ИП физлицам в рамках одной сделки.

— Это значит, что если сумма автомобиля свыше 14 500 рублей, то предусмотрен безналичный расчет. Этот закон БАА пропихивала последние два года, причем изначально речь шла о 6 тысячах «белок», а все, что больше этой суммы, предлагали переводить в безнал. Я считаю, что нелегальные комиссионки необходимо уничтожать.

— Перекупы растаможивают машины на льготников, потом пригоняют авто в Малиновку и пытаются здесь продать: выписал счет-справку, деньги забрал, а хозяина не было и в помине. А кто сейчас оформит им счет-справку на 15 тысяч? Если снижать стоимость до 14,5 тысяч — штраф получит комиссионка. Выход какой? Не берешь на комиссию, допустим, Passat B8 за $15 тысяч, если он не от хозяина, — будешь спать спокойно.

— Если автомобиль стоит дороже 14,5 тысяч рублей, я оформляю договор купли-продажи, еду в банк вместе с покупателем, где он переводит деньги на расчетный счет. Потом я выписываю счет-справку, и все. Комиссионки, на которых продается «шрот», выкупленный перекупами по ксерокопии, — вот это проблема. Как они будут работать сейчас? Занижать цены на свой страх и риск? А ведь попадет автохаус!

Скорее всего, перекупы будут оформлять машины на «вешалок», они же станут продавать авто по договору в ГАИ — сделки между «физиками» остались без изменений. Посмотрите на площадку: здесь полно машин без хозяев. Что будут делать перекупы? Выпишут счет-справку за 35 рублей? Они скажут: «Давай напишем „14,5 тыс. руб.“». А если покупатель не захочет занижать стоимость?.. Самое главное, зачем ввели это ограничение по безналичному расчету, — чтобы не было «левых» автохаусов и незаконного оборота транспортных средств. Тому, кто что-то мутит, будет не очень весело. Надеюсь, что к середине 2022 года отменят и счета-справки.

Однако некоторые коллеги высказавшегося считают, что подобные изменения усложнят работу автохаусов, а вместе с тем создадут неудобства для покупателей.

— Получается, часть суммы (до 14,5 тысяч рублей) человек вносит наличкой, а все остальное должен перевести на счет. Это не очень удобно. Проще, когда заплатил за 5 минут и поехал домой. Плюс есть комиссия банка и курсовая разница — кто возьмет на себя эти издержки? Как это будет работать, еще не совсем понятно. Не знаю, мне кажется, это лишние телодвижения. Хотя если ввели изменения — хочешь не хочешь, а придется перестраиваться. Любое нововведение — всегда стресс. Да и когда закручивают гайки — это не есть хорошо.

— В основном машины уходят по рекламе через интернет. Здесь, в Малиновке, просто ставят авто и собираются, чтобы потрещать друг с другом. Продажи слабенькие. С чем это связано? Может, из-за отсутствия денег, а возможно, просто в такую погоду люди сидят по домам. Как вариант, сыграли роль праздники. Хотя неделю назад обстановка была такая же, — пытается найти объяснение нынешней ситуации на рынке местный продавец. — Машинами-то вроде интересуются — покупать не хотят. Как будет дальше, даже загадывать не хочу. Хоть бы не хуже!

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также: