Первое воскресенье мая для любителей стенс-культуры стало праздничным вдвойне, потому что в этот день состоялся фестиваль Grablee. Следуя доброй традиции, организаторы провели уже седьмое по счету мероприятие на прежнем месте — в спортивном комплексе Логойска. На площадке уютно расположилось более полусотни шоу-каров, многие владельцы которых прибыли из-за рубежа. Ну и поглазеть на эффектно заниженные автомобили, вопреки погоде, пришло немало желающих. Команда av.by тоже там была, и теперь мы спешим поделиться впечатлениями.
Еще на этапе создания фестиваля организаторы утверждали, что хотят расширить культурные границы. Что же, судя по обилию машин на европейских, российских и украинских номерах, это им удалось. Причем практически все участники Grablee 2019 приехали на мероприятие своим ходом, не используя буксир и лафеты. А ведь даже белорусам на авто с клиренсом 20 мм не всякая трасса будет приятна, что уж говорить об украинцах или россиянах…
Так, Андрей из Киева добрался сюда на почтенном олдтаймере Ford Taunus 1978 года выпуска, самостоятельно модифицированном. Вернее, внедрение этой машины в стенс-культуру лежит на совести некоего НИИ «Корчестрой», но Андрей в нем ведущий (и пока единственный) инженер-механик.
«Сначала у меня был четырехдверный Taunus, — говорит он, — но как-то в Одессе я увидел это купе и решил, что такой тип кузова круче. Удивительно, что машина до сих пор не сгнила на соленом воздухе. Под капотом здесь стоит 2-литровый турбомотор, в салоне — качественный каркас жесткости, аэродинамический обвес — от Rocket Bunny. Ну а вместо статичной — пневмоподвеска. С ее помощью я сам прикатил из Киева, без лафета. Хотя для стенса использовать такую подвеску — читерство. Да и едет моя тачка с ней очень мягко. А это ведь боевой "корч", на нем наваливать надо, а не дорогу полировать. Так что буду ставить пружины».
Еще одним представителем американского автопрома, правда, с поправкой на современность, стал Ford Mustang самого организатора фестиваля, Андрея. Это спорткупе 2016 года выпуска он выписал из США в «минимально аварийном состоянии». Сначала машине вернули стоковый вид, а потом начали работать над внешностью. В брутальном дизайне «Мустанга» особенно выделяются расширители колесных арок, над которыми кузовщикам пришлось долго «шаманить».
«Тут стоят 20-ые колеса шириной порядка 13 дюймов, — сообщает механик Миша, занимавшийся автомобилем. — Под них мы полностью переделали арки. Также в машине доработаны бамперы, добавлены сплиттеры, изменена выхлопная система. Под капотом все пока заводское: 2,3-литровый мотор планируем в ближайшем будущем чипануть. Стенсовый развал здесь минимально присутствует: вся подвеска на пневмобаллонах — когда она поднимается, развал выравнивается. Никакой практической отдачи в этой машине нет: вся работа нацелена на вау-эффект. Я думаю, такие проекты должны быть в каждой стране. И этот Mustang — один из немногих».
О том, сколько средств потребовал тюнинг «американца», механик деликатно промолчал, заметив, что бюджет всех модификаций сопоставим со стоимостью стокового авто (а это $30 тыс.). Но данный шоу-кар — своего рода вишенка на торте Grablee: фестиваль удивлял большим количеством интересных проектов подешевле. К примеру, Андрей прикатил сюда из Бреста на заниженной Mazda 626 с жесткой подвеской. Чтобы успеть в срок, он с другом выехал из своего города в полночь, но только к утру прибыл в Логойск. При этом ступичные подшипники в пути они меняли дважды.
«Эта машина 1987 года выпуска, — рассказывает Андрей. — Покупал ее у себя в городе высокой, белой, местами ржавой. Работы по ней сделано много, а планов впереди — еще больше. Мотор здесь уже пятый по счету — 2.0 GT. Кузов серьезно варился. Заводские колесные арки я вырезал — они некрасивые были. Передний бампер тоже неродной. Сзади бленду добавил. Единственное, что здесь не трогал, так это салон: его я только доукомплектовал редкой мелочевкой. Я фанат чистого стенса, поэтому спереди подвеска статична, а сзади — заниженные пружины. О пневме думал, но ставить ее неправильно».
Дмитрий на своем BMW пятой серии приехал к нам из Питера. Машину в редком кузове Е28 он искал долго. В итоге седан 1983 года выпуска нашелся в Сызрани. Сгнили там лишь передние колесные арки и пара крыльев — весь остальной кузов уцелел. Для Дмитрия сохранить правильную эстетику этой машины было главной задачей: прежде чем занизить «баварца», он вернул ему стоковый вид.
«Весь салон я "шумил" заново, — говорит он. — Исполнение здесь виниловое: отыскать такое в России — редкость. Весь хром на кузове поменял, фартук поставил с рестайлинговой модели (он лучше смотрится). Ручки нашел от BMW Е12. Торпедо, руль — все новое. Подвеска сначала была винтовая, потом поставил пневматическую. С колесами было тяжелее всего: арки принципиально не расширял. Теперь ищу мотор позлее: с 1,8-литровым четырехцилиндровым агрегатом М10 на обгонах тяжеловато. Эта машина должна ехать, а не ползти. Но своего я добился: она выглядит так, что и сейчас выделяется из общей массы».
«В моем Infinity G25 модификаций не так много, — сообщает обладатель злостно заниженного купе Игорь, прибывший из Москвы. — Это автомобиль 2011 года выпуска в кузове W36. Мотор на 2,5 литра и коробку я не трогал: все изменения внешние. Подвеска, само собой, полностью кастомная: рычаги регулируемые, пропилены кулаки, с пневмосистемой (это более практично). Колеса — WORK Seeker CX. Ширина передних составляет 10'', задних — 11'', арки не расширял. Салон полностью перешит, установлена пара оригинальных ковшей Recaro Sportex».
**
Как и обещали организаторы, нынешний фестиваль оказался не менее зрелищным, чем шесть предыдущих. Некоторые участники исправно посещают Grablee со времен основания мероприятия и все еще способны удивлять других и удивляться сами. Видимо, это уже традиция. И весьма неплохая.