"За месяц зарабатываем до 100 млн. - потом затишье." Откровения частника

Шиномонтажных мастерских в белорусской столице хоть отбавляй, да и колесный бум вот-вот начнется – как только выпадет первый снег. Хорошо, если у гаражного бизнеса имеется своя клиентура, а помимо шинных дел, оказываются и прочие услуги автосервиса - иначе пережить межсезонье практически нереально. И если в свое время мастерские многих минчан отгремели фанфары и исчезли восвояси, оставив после себя шлейф несбыточных надежд, то автосервис Сергея живее всех живых. Правда, не так чтобы совсем без сучка и задоринки. О том, как оставаться на плаву в сфере колесного бизнеса, о нюансах работы и в чем секрет выживания в столице, нам рассказал владелец частной мастерской «ДСМ-Гараж».

Менеджер с гайковертом

Сергей вот уже десять лет как на поприще шиномонтажного бизнеса, и у него есть, чему поучиться. Правда, в настоящий момент затишье, очередей нет, поэтому наемный мастер ловко справляется в две руки, а мы, в свою очередь, наблюдаем, как протекает монтажный процесс со стороны. Но как только выпадет первый снег, уверяет Сергей, сразу начнутся аншлаги. «Если сейчас в среднем обслуживается порядка 15-20 автомобилей в сутки, то в самый пик их число возрастает до сотни. В сезон к работе подключается еще два человека: двое работают на монтажных станках, а третий занимается процессом балансировки колес».


«Даже если синоптики скажут, что завтра выпадет снег, водители все равно не сядут в машины и не поедут на шиномонтаж. Видно, ждут дня жестянщика в буквальном смысле – и эта практика среди белорусов не изживает себя и по сей день»
, - уверен Сергей.

По мнению мужчины, при температуре + 6-7 градусов уже можно менять резину, тем более заморозки в это время года - обычное дело, и если при плюс 10 зимним покрышкам ничего не грозит, то при минусовых летняя резина перестает работать однозначно. Возможно, кто-то не спешит «переобуваться» из-за погоды или у кого-то нет денег, но факт остается фактом – очереди на минские шиномонтажи с первым снегом будут гарантированно.

Как правило, в сезон Сергей нанимает еще двоих помощников со стороны, говорит, что сегодня мало кто из частников хочет брать на работу именно родственников – им тоже ведь кушать и жить как-то нужно.  К слову, помощники в пик активности зарабатывают по 300-400$. Но и сам владелец мастерской, несмотря на то, что в основном выполняет функции менеджера, в наиболее оживленное время года тоже, бывает, засучивает рукава и вперед, к станку – работать домкратом или гаечным ключом.

Кроме того, сейчас пошел довольно просвещенный народ. Водители и сами прекрасно знают, где, что да как подкрутить, тем не менее доверяют работу профильным мастерским.

К примеру, в арендованном боксе Сергея есть все необходимое оборудование и наемный персонал. Тем временем, пока мы беседуем с владельцем мастерской, молодой парень на наших глазах «переобувает» Lexus. Снимает ниппель и спускает воздух из колеса, после отжимает покрышку.

Укладывает колесо на монтажный стенд, поддевает специальной лапкой один край покрышки, а когда колесо раскручивается, шина снимается с обода по всей окружности. Затем мастер проделывает в точности то же самое - с другой стороны.

Следующий этап – работа с самим ободом колеса, которое старательно зачищается мастером. Сергей обращает внимание на то, что зачастую его состояние оставляет желать лучшего – поэтому после зачистки обод покрывают защитным герметиком с целью предотвращения коррозии и утечки воздуха в постмонтажный период.


Монтаж резины – это обратный процесс. Покрышку смазывают специальной монтажной пастой, действующей наподобие герметика и создающей благоприятные условия для процесса монтажа резины.


Перед установкой колеса есть этап балансировки. Колесо надевается на станок, а работник вводит значения - диаметр диска и его ширину. Колесо раскручивается, и компьютер сам определяет, где должен быть установлен дополнительный грузик и какой он должен быть по весу. В случае дисбаланса страдает подвеска, а при езде ощущается дискомфорт. И это помимо безопасности.


«На весь процесс демонтажа и монтажа колес уходит в среднем 25-30 минут – это если работает один человек. Наш личный рекорд – 7 минут на автомобиль 
Skoda при условии, что работало трое парней. Благо у нас имеется два монтажных станка. Но даже при этом водитель, кажется, не сразу поверил, что его полностью «переобули», - с улыбкой вспоминает прошлогодний случай Сергей.

Дьявол кроется в мелочах

С резиной от «Лексуса» все понятно: она уже отработала свой срок и отправится на переработку в «Белшину» (утильсбор, кстати, обходится владельцу в среднем в 5 тысяч бел. рублей за одну покрышку). А у колес приезжающих сюда бывают разные судьбы: некоторые выдерживают по 2-3 года и ничего, другие водители могут укатать шины и вовсе за один сезон – все зависит от стиля езды водителя.

В первом случае может быть и другая история: водитель отъездил сезон и держит резину на балконе или в гараже, мало заботясь об условиях хранения покрышек. Но, как известно, дьявол кроется в мелочах.

«При хранении покрышки нуждаются в правильной температуре и влажности, а при содержании резины без диска ее следует регулярно переворачивать, чтобы не деформировать корт. Но кто так по-хорошему делает? Ведь как обычно бывает: забросил откатанные покрышки в гараж и забыл до следующего сезона. А потом водитель приезжает менять покрышки, а через 1-1,5 тысячи км пробега возвращается вновь – за перебалансировкой колес», - проводит ликбез владелец мастерской.

Опытный мастер СТО определит состояние покрышек невооруженным глазом – по глубине протектора. Для летней резины норма составляет 4 мм, а для «зимы» - все 6 мм. Соблюдение этих стандартов уменьшает степень аквапланирования резины. Ведь на изношенной резине глубина водоотводящих канавок становится меньше, и вода медленнее выходит из-под покрышки, а значит ухудшается сцепление с дорогой.

Минимальная высота протектора шины легкового автомобиля – 1,6 мм. Если эта величина меньше – эксплуатация запрещена. Но лучше всего ориентироваться на индикатор износа  - он есть на каждой шине. Но, бывает, что клиент все равно настаивает на своем решении. "Ему говоришь, что ставить такие покрышки небезопасно, а он все равно просит поставить "лысую" резину", - говорит Сергей.

Быть рентабельным сложно, но можно

«Шиномонтажникам сегодня стало намного проще. Станки стали дешевле, а оборудование - доступнее. Оформить ИП и вложить деньги в автосервисный бизнес может каждый желающий. Но при этом нужно понимать общие процессы существования подобного бизнеса, а также его нюансы. Если ты открыл СТО, как минимум, потребуется три года, чтобы накатать клиентуру, - рассказывает о тонкостях бизнеса Сергей. - Сегодняшняе положение дел в области шиномонтажного бизнеса я бы приравнял скорее к «выживанию». Шиномонтаж сам по себе полноценно живет дважды в год – зимний и весенний сезон, когда водители активно «переобуваются». Поэтому, как правило, частники открывают СТО, где помимо услуг шиномонтажа, предлагают ремонт, замену масла, компьютерную диагностику и так далее».

Сергей рассказывает, что шиномонтаж в обычное межсезонье приносит мало ощутимый доход – до 5 млн. в месяц. А вот «хлебный» период (пиковый месяц) может принести сразу 50-100 млн рублей. Но нужно понимать, что следующие полгода шиномонтаж отойдет на второй план, и эту сумму придется разделить на долгие месяцы затишья.

Есть и вполне конкретная статья расходов. Это аренда помещения (примерно 7 млн. в месяц), коммунальные услуги, налоги, заработная плата мастеру (голый оклад – 3 млн. плюс процент от выполненных работ, во время затишья выходит около 4 млн.). Расходные материалы (грузики, латки для ремонта прокола и многое другое), ремонт раз в полгода перед каждым сезоном, обновление оборудования по мере износа, перечисляет владелец. Кстати, самый дешевый монтажный станок обойдется владельцу в 1000 долларов, а самый дорогой в 20 тысяч долларов, а то и более.

«Сегодня частник также платит налог на вмененный доход. То есть с точки зрения государства каждый сотрудник приносит СТО 26 миллионов в месяц, и с этой суммы платит 5-процентный налог (примерно 1,5 млн.)», - добавляет Сергей.

Помимо этого, экономический фон для частного шиномонтажа сложился не самым лучшим образом: клиенты ищут, где подешевле, или идут на подвиг – решают поездить еще одну зиму на старых покрышках. Чувствуется, что кошелек среднестатистического белоруса заметно обнищал – кто-то ограничивается лишь одной осью ТС, устанавливая зимние покрышки лишь на ведущие колеса, а кто-то предпочитает так называемую «всесезонку». Последний вариант, как правило, больше подходит для «переходных» периодов, при температуре 0 градусов Цельсия. Отдельно для зимы и лета она нормально работать не будет, вам скажет практически каждый шиномонтажник.

Однако «правильных» водителей, обутых по сезону, в разы больше – все-таки с зимой на колесах однозначно надежней, и с этим считается большинство автолюбителей. Бывают крайности другого характера – например, водители ездят на «зиме» круглый год, тем самым увеличивают тормозной путь, играют с безопасностью злую шутку.

Стоимость услуг в шиномонтажной мастерской Сергея (сезонная переобувка) – от 300 до 480 тысяч рублей в зависимости от размера покрышек и моделей авто. Так, сезонная смена резины на все колеса паркетника Lexus RX 350 обойдется водителю в 440 тысяч рублей.

«Здороваемся друг с другом, но конкурируем»

Конкуренция под боком в лице тех же частных автомастерских только добавляет нервозности. Конкуренция неслыханная и вправду. И в этом утверждении нет ни капли преувеличения. Стоит лишь отвести взгляд в сторону – и в нескольких шагах от нас располагается еще одна мастерская, а в 500 метрах - еще одна.

Между прочим, цены у соседей «за забором» не сильно отличаются от стоимости услуг нашего героя. Но буквальная близость двух частных шиномонтажных мастерских может сыграть на нервах любого. В более чем 10-летней практике Сергея  бывали и минорные моменты, когда приезжал, скажем, водитель по записи, а конкуренты старались переманить его, например, более низкими ценами или приятными скидками. Но в целом, говорит Сергей, никто не ставит друг другу палки в колеса.

«Здороваемся и улыбаемся друг другу по утрам, но конкуренция - есть конкуренция. Если приезжает клиент и думает, какой шиномонтаж выбрать, то самое первое – узнает цену, а потом уже интересуется другими условиями, например, есть ли шиномонтажный подъемник – это более безопасный и быстрый способ «переобувки», в особенности для новых машин», - объясняет близкое соседство конкурентов Сергей.

«Оставить негативный отзыв на сайте конкурента еще одна современная форма борьбы за клиента. Никто не станет спорить, что сфера шиномонтажных услуг с каждым годом становится все более клиентоориентированной, конкуренция усиливается – в ответ владелец бизнеса изменяет свое поведение - за счет выгодных ценовых условий и всевозможных бонусов. К примеру, у нас работает онлайн-запись на услуги, бесплатная подкачка шин азотом для постоянных клиентов, накопительная карточка скидок, а вскоре начнет действовать акция – зимний омыватель в подарок постоянному клиенту при смене покрышек», - рассказывает об особенностях конкурентной борьбы Сергей.

С отменой обязательной сертификации услуг пострадает качество

Как и везде, в сфере автосервиса работает качество предоставляемых услуг. Можно открыть, к примеру, подпольный шиномонтаж, работать в полсилы, кое-как зарабатывать, учитывая, что ты избегаешь любые расходы, характерные для легального мастера.

Если раньше частнику СТО нужно было проходить через тернии процедуры сертификации услуг раз в пять лет, то с 1 января 2016 года ее отменят. Все потому, что бизнес считает этот этап дополнительным техническим барьером в развитии услуг автосервиса, который необходимо преодолевать. Но станет ли от этого лучше в действительности?

Сергей так не считает. «Во-первых, сертифицировать услуги – это недешево. Недавно открывал еще одно СТО, вышло около 15 млн. Поэтому вряд ли кто-то будет добровольно это делать. На мой взгляд, эта отмена отразится на качестве услуг, с одной стороны. Ведь сегодня она, очевидно, дисциплинирует работника. А с другой –все нелегалы станут легальными автомастерскими, но качество останется на том же уровне – «гаражный мастер», - отмечает Сергей.

Выходит, шиномонтаж – это полноценный бизнес, который, как ни странно, может приносить и прибыль в наше экономически нестабильное время. Но он, очевидно, не для перелетных птиц, желающих подзаработать в сезон. Удержаться на плаву непросто, будь готов и выгодное месторасположение подобрать, и качество услуг показать. Как правило, мастерские работают с постоянными клиентами. И если водитель однажды оценил одну из них, вряд ли на следующий год он будет искать новую. Ведь если услуги у одного шиномонтажника «не очень», то всегда найдется более предприимчивый конкурент, который и покрышки поменяет, и горячим кофе угостит.

 

Фото: Дмитрий Аниськов