Ювелирная работа. Беспокрасочное удаление вмятин: миф или реальность?

Даже мелкие вмятины портят вид автомобиля и настроение хозяина, что уж говорить о крупных и броских повреждениях металла. Раньше, как правило, элемент нужно было шпаклевать и красить, и обходилось это недешево. За последнее время в Беларуси появилось много предложений от различных мастерских по беспокрасочному удалению вмятин. Такая технология называется PDR – Paintless Dent Repair.


Возможной она стала благодаря развитию технологий в производстве красок в период, когда автомобили стали краситься новыми видами лаков. К примеру, в компании DuPont краски типа «металлик» появились уже в середине 40-х годов. Рихтовщики, работая с новыми видами лаков, стали замечать интересную особенность: при аналогичных вмятинах краска сохранялась, а не трескалась, как раньше. Это и дало толчок специалистам на автомобильных заводах выполнять работы по металлу в современных машинах, применяя PDR. Правда, с развитием технологий производители стали использовать в производстве автомобилей не только новые виды ЛКП, но и более тонкие виды металлов, что упростило выравнивание вмятин.


До и после. Тот случай, когда результат говорит сам за себя

Данный метод подойдет не для всех повреждений. Если треснуло лакокрасочное покрытие или содрана краска, то следы останутся и после выравнивания детали, однако будут уже на идеально гладкой поверхности. Мастер столичного ателье Андрей занимается PDR пятнадцать лет, он был одним из первых специалистов в Беларуси, кто освоил эту технологию. Андрей успел поработать в крупных зарубежных сервисах Европы, Прибалтики и России. Руководство студии уверено, что на весь Минск найдется еще один, максимум два человека с аналогичным опытом.

В своей работе Андрей использует различные по размерам и изгибам крючки из специального сплава высокопрочной стали. Выравнивание металла происходит на первый взгляд просто – нащупал крючком вмятину с внутренней стороны кузовной детали, несколько раз аккуратно надавил, и вмятина исчезает. Само собой, в реальности все оказывается гораздо сложнее.

Во-первых, многое зависит от размера и глубины вмятины. Это влияет и на время, и на стоимость работы. Во-вторых, необходимо точно рассчитать силу нажатия, чтобы не перестараться и не выгнуть металл сильнее нужного, от чего может треснуть краска. В-третьих, иногда до вмятины сложно добраться. Если повреждение на двери, то порой приходится снимать ее и сверлить в незаметной точке на ребре отверстие для входа инструмента. Затем это место обрабатывается и закрывается заглушкой. Специалист применяет сверление только в исключительных случаях, когда нет другой возможности добраться до вмятины. В некоторых ситуациях можно обойтись даже без снятия обшивки на тех же дверях: «Когда вмятина небольшая, то инструмент просовывается через стекольный уплотнитель, дверную карту трогать не нужно». Так что если на автомобиле много повреждений, после восстановительных работ она не будет похожа на решето.

В двери Renault Megane Scenic проделано отверстие, впоследствии оно закроется заглушкой 

«Первым делом необходимо тщательно осмотреть машину. Бывает, что человек приезжает на удаление одной вмятины, а тщательный осмотр при специальном освещении дает возможность увидеть даже самые мелкие изъяны. Определенные ограничения по размеру и глубине вмятины есть, но все очень условно. Я убирал большое повреждение на багажнике Honda CR-V. Владелец машины сначала собирался покупать новую крышку багажника примерно за триста долларов, а потом еще нужно покрасить элемент, попасть в цвет. Ничего этого делать не пришлось: даже такую вмятину получилось разгладить, и владельцу это обошлось в два миллиона белорусских рублей. Сэкономил он как минимум половину денег, которые хотел потратить на ремонт» – рассказывает Андрей. – «Конечно, если ЛКП повреждено, без последующей покраски не обойтись, а когда лакокрасочное целое, то практически все можно бесследно удалить».

Багажнику Honda досталось прилично... 

Но все удалось выпрямить! Остался только маленький след от отколовшейся краски

Идеально ровные кузовные элементы в машинах почти не встречаются: дизайнеры часто проводят различные линии для придания силуэту автомобиля стремительности, а иногда и для аэродинамики. В таком случае удаление вмятин тоже не вызовет сложностей у специалиста, говорит Андрей. Нет разницы, ровная деталь или изогнутая, или с декоративным ребром. «Минусов у беспокрасочного удаления вмятин нет, одни только плюсы» – уверены в студии.

 Маленькое повреждение обойдется 80-150 тысяч рублей. Чуть крупнее, примерно три-четыре сантиметра в диаметре – от 300 до 450 тыс.

В некоторых случаях используется специальный термоклей. Он наносится на металл в месте деформации, сверху прижимается присоска, после чего вмятина удаляется аккуратными ударами молотка с резиновой насадкой. «Когда есть заломы, металл нужно слегка ослабить, осадить» – объясняет Андрей, показывая что-то вроде толстого карандаша из фторопласта, которым «застукивается» кратер повреждения. – «Нужно не просто увидеть вмятину, а еще и рассмотреть залом, понять, как лучше к нему подступиться, чтобы углубление легче поднималось. Это самая что ни на есть ювелирная работа».

С обычным металлом все ясно. А как быть с вмятинами на пластиковых бамперах? Мастер поясняет, что такое повреждение тоже убирается: феном разогревается нужный участок и затем аккуратно выдавливается до правильной формы. Сложности возникают с новыми автомобилями, в которых широко используется алюминий. Андрей рассказывает, что это самый сложный материал для работы. Он применяется в машинах для снижения веса, но алюминий мягкий. «Материал будто резиновый, очень тягучий. Выправить его раза в два сложнее, чем обычный металл» – говорит специалист.

В ателье рассказывают, что такая услуга становится все популярнее. К мастерам обращаются не только владельцы машин, но и автомобильные дилеры, малярные мастерские. Вместо затратного процесса шпаклевки и покраски намного проще, дешевле и быстрее бесследно выправить вмятину. Отсутствие перекрашенных деталей при продаже – хороший плюс, поэтому теперь много хозяев машин стараются не красить элемент, если можно обойтись без этого. 

**


С учетом небольшой стоимости метод будет набирать обороты. Испортить металл практически невозможно, только если за дело возьмется совсем неопытный мастер. PDR позволяет сохранить заводскую краску с небольшими затратами на ремонт. Таким способом выправляются не только парковочные вмятины, но и последствия града, когда вся машина оказывается бугристой. После повреждения останется только обратиться к специалисту, который проведет, как говорит Андрей, «ювелирную работу».

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.