Ситуация, о которой пойдёт речь, нашим читателям уже знакома. Чуть более месяца назад мы рассказывали про гомельчанку Веронику: девушке предложили помощь в продаже Volkswagen Phaeton, и она согласилась. Однако спустя несколько недель с трудом вернула свой автомобиль. В истории фигурировал некий предприниматель Сергей. В этот раз с претензией на того же посредника обратился Владислав. По словам мужчины, комиссионер продал машину, а вырученную сумму не торопится передавать владельцу иномарки. Посредник с этим категорически не согласен и уверяет, что действует согласно договору. Мы выслушали обе стороны и вместе с юристом попытались разобраться в инциденте.
«От оплаты не отказывается, но и не гарантирует её»
Несколько недель назад Владислав выставил на продажу «четвёртый» Volkswagen Golf 1999 года выпуска. Автомобилем он владел недолго: машина не подошла мужчине по ряду причин. На объявление откликнулся человек, предложивший ускорить процесс поиска покупателя.
Фото носит иллюстративный характер
— Я разместил объявление в интернете, и со мной связался некий Сергей. Он предложил помочь в продаже через площадку, — вспоминает Владислав. — Деньги мне нужны были не срочно, поэтому я согласился. Договорились, что они приедут изучить «Гольф» и заберут его продавать, если их устроит состояние.
— На встречу прибыл Сергей, который посмотрел машину. Она ему подошла, поэтому мы заключили договор комиссии. Условились, что если в течение месяца автомобиль не купят, то они мне всё равно отдадут деньги — уже как за проданный. Документ подписали, Volkswagen — забрали. Моя цена — 4 300 долларов, комиссия посредника — 500 BYN.
— Спустя пару дней на av.by я прочитал историю владелицы VW Phaeton и понял, что это тот же Сергей! Естественно, сразу позвонил ему узнать подробности. По телефону он меня убеждал: тогда была неправа девушка, мол, забрала автомобиль, когда на него уже нашёлся покупатель. Ну ладно, говорю ему, занимайся продажей!
— Периодически интересовался судьбой моего «Гольфа». Сначала Сергей мне рассказывал, что машина находится в ремонте, её приводят в технически идеальное состояние. Спустя ещё пару дней, по его словам, Volkswagen купили и собираются забрать. В договоре указано, что оценочная стоимость должна быть передана в течение пяти рабочих дней. Ну я и начал спрашивать, когда я получу свои деньги. На это он мне постоянно повторял про пять дней, которые по договору у него есть, — мол, укладывается в сроки. Но вот прошли пять дней с момента, как он мне сказал, что машина продана, а денег нет! Тогда я сам приехал к его офису в Гомеле, ведь с ним лично состыковаться никак не удавалось — он постоянно ссылался на занятость и нехватку времени.
— С того момента я стал фиксировать наше общение с ним, записывая разговоры на диктофон. А что делать? Каждый раз он говорит, что приедет вечером, к примеру в семь. Я звоню ему в условленное время — просит перенести встречу на час позже. Набираю снова — обещает появиться завтра, и так каждый день на протяжении двух недель. Сколько раз я слышал фразы: «Давай через час», «Нет, через два» и «Привезу деньги завтра».
— В какой-то момент я стал стращать его милицией — а как по-другому найти управу? Так он поднимает трубку, говорит, что перезвонит, и, конечно, не выходит на связь. Отправил сообщение, будто написал заявление в милицию из-за уклонения от исполнения обязательств. Текстом Сергей ничего не ответил, но в следующей беседе сказал, мол, ему уже некуда спешить. Нормально, да? Если до этого он был так занят, что трудился до десяти-одиннадцати ночи, то теперь его ответы изменились: «Чего вы мне звоните в семь вечера? Мой рабочий день уже закончился». То есть у него резко появилось много свободного времени.
— Договор комиссии у нас истекает 3 августа. Сергей меня убеждает, что до этой даты мне беспокоиться не о чем. Дополнительно в день подписания договора он сделал бумагу с печатью, в которой его юридическое лицо гарантирует оплату не позднее указанного числа. А в документе отмечено: если машина продана, расчёт должен быть не позднее пяти рабочих дней. Если нет, то действительно срок истечения договора — третье августа.
— Не знаю, что с этим всем делать: автомобиль две недели, как реализован, а денег я так и не увидел, — сокрушается Владислав. — Пока в милицию не ходил, потому что у меня на руках никаких бумаг, подтверждающих продажу, не имеется! С другой стороны, если он не сбыл машину, то зачем говорить мне обратное? В общем, жду истечения договора, а дальше иду писать заявление — выбора у меня нет. От оплаты Сергей не отказывается, но и не гарантирует её, перенося день расчёта.
«Всё по договору: 3 августа владелец получит средства за машину»
В свою очередь мы быстро связались с Сергеем, чтобы узнать альтернативное мнение о сложившейся ситуации.
— Да, мы оформили договор комиссии, после чего забрали автомобиль, — рассказывает мужчина. — Машину отремонтировали и нашли для неё покупателя, однако он в итоге отказался забирать авто. Наверное, поэтому Владислав решил, будто его «Гольф» продан. Мы стали искать нового покупателя уже в другом городе — нашли. Продали ему 25 июля, поэтому пять дней банковских фактически не прошли. Сегодня (3 августа. — Прим. ред.) клиент получит свои деньги, мы их ему привезём.
— С чем, на ваш взгляд, связана такая реакция Владислава?
— Страх человека. Наверное, изначально запутали его, сказав, что машина сразу продастся, — объясняет нервозность другой стороны Сергей.
— По словам автовладельца, вы сами неоднократно подтверждали факт продажи автомобиля. Он прислал более десяти диктофонных записей разговора. Там отчётливо это слышно.
— Да, было такое. Но после покупатель вернул мне машину! Человек пожаловался, и пришлось авто забрать. Я Владиславу это не объяснял и, видимо, здесь ошибся. Счёт-справка у меня на руках — сегодня (3 августа. — Прим. ред.) его покажу вам и рассчитаюсь с владельцем. Документ выписан 25-м числом прошлого месяца. По данному счёту-справке автомобиль уже даже поставлен на учёт.
— Я очень много времени провожу в дороге и с собой все счета-справки не вожу. Владислав приезжал ко мне в офис, устраивал цирк и разводил панику. На него я написал заявление в милицию по статье 384 УК РБ «Принуждение к выполнению обязательств». Пускай там разбираются. Так и укажите! Лично мне бояться нечего.
Что скажет юрист?
С просьбой прокомментировать данную ситуацию мы обратились к Ивану Райкевичу, юристу
— Заключение подобных договоров законодательством не запрещено. При этом нужно отметить, что договор заключён сторонами на определённых условиях и его условия никакими гарантийными письмами, письмами-уведомлениями и прочими бумажками от комиссионера без согласия потребителя изменяться не могут, — поясняет юрист. — В пункте 10.5 договора комиссионер самостоятельно указал, что любые изменения и дополнения к договору действительны только в том случае, если совершены в письменной форме и подписаны сторонами, — и удивительно, почему свои же условия комиссионер игнорирует.
Как подтвердил Иван Райкевич, чтобы любое дополнительное соглашение расширяло действие договора, вносило изменения или увеличивало срок выплаты средств, на нём должны быть подписи и комиссионера, и владельца автомобиля.
— Далее, согласно пункту 4.2 договора, денежные средства за проданный автомобиль должны быть переданы в течение пяти рабочих дней с момента продажи. Потребителю нужно не в милицию обращаться, а написать продавцу претензию и после подавать иск в суд, поскольку не исполнены условия договора со стороны комиссионера.
— Как быть герою, если нет никаких документов, подтверждающих факт продажи, — только диктофонная запись? Вдруг в суде комиссионер сошлётся на то, что авто ещё не продано.
— Не сошлётся, поскольку факт продажи регистрируется в установленном порядке. Обратиться в суд он может как самостоятельно, так и через исполком либо общество по защите прав потребителей. Кроме требований о взыскании денежных средств по договору, потребитель вправе взыскать свои убытки, а также требовать компенсации морального вреда и неустойки, если она была предусмотрена, — добавляет Иван Райкевич.
**
По словам Сергея, счёт-справка о продаже VW Golf выписан ещё 25 июля, а 3 августа будет произведена оплата. Мужчина пообещал прислать фотографию документа в редакцию, а также подтвердить факт расчёта с владельцем. Мы добавим в публикацию эту информацию, как только получим её.
Дополнено
В ночь накануне выхода материала Владислав связался с нами и прислал фото счёта-справки, уточнив, что Сергей произвёл расчёт.
— Произошло чудо, и деньги Сергей вернул. Счёт-справку выписали действительно 25-го числа. Прошу в статье указать, что он оказался человеком добросовестным, — написал в своём сообщении уже бывший владелец VW Golf.
**
Сразу после публикации статьи в редакцию обратился гомельчанин Виталий. По словам мужчины, он судится с Сергеем уже несколько месяцев.
— Моя история похожа на рассказ Владислава. Я пару месяцев продавал Subaru Impreza, и в какой-то момент на связь со мной вышел менеджер Сергея. Он предложил помочь через комиссионную площадку. Спустя время я согласился, потому что вариант выглядел неплохо: зачем мне усложнять себе жизнь при продаже специфической модели? Составили договор комиссии в 20-х числах марта, и я передал машину.
— Через пару недель он стал говорить, что возникли трудности при продаже авто, мол, появился покупатель, но позже перехотел. Потом всё-таки продал, однако на этот раз появились сложности с возвратом денег. Я с пониманием отнёсся: не проблема подождать неделю-две. Непростые ситуации бывают у всех — всё равно срок действия комиссионного договора ещё не истёк. Когда время стало подходить к концу, началась кормёжка «завтраками»: Сергей то занят, то несколько дней не поднимает трубку. Естественно, я забеспокоился и принялся обращаться в соответствующие органы. В конце мая пришёл в милицию — они сослались на отсутствие состава преступления, сказали, надо идти в суд. На данный момент миновали два судебных заседания, ни на одно из них Сергей не явился. Ещё на первом заседании суд постановил, что комиссионер должен предоставить документ, подтверждающий факт продажи авто. Этого он не сделал, но сами судебные органы вычислили: автомобиль был продан ещё в апреле.
— Перед вторым заседанием Сергей со мной связывался, предлагая решить вопрос в досудебном порядке. Сказал, что у него должны появиться деньги на расчёт, однако снова пропал. Скоро будет очередное заседание, от посредника никакой информации нет, на связь он не выходит. Где мои деньги за машину, эквивалентные $4 900, тоже непонятно. Причём обидно, ведь в марте курс доллара был значительно выше, то есть я уже на курсовой разнице потерял. Его обещания вернуть средства на меня не действуют — я ему не верю. Для меня стало большим шоком, что Владиславу он всё-таки отдал деньги, хотя его история длится не так долго. Согласно тому, что пишут в сообществе «ВКонтакте», таких обманутых людей, как я, очень много. Говорить, будто он мошенник, я не могу, это не в моей компетенции. Возможно, он кому-то выплачивает, а кому-то — нет, но без понятия, по какому принципу он выбирает счастливчиков, с которыми рассчитается.
Уважаемые читатели! При осмотре автомобиля обязательно сверьте VIN-номер с тем, что указан в объявлении, а также самостоятельно проверьте его по базам. Если вы уже попали в спорную ситуацию при покупке машины, обязательно напишите нам на редакционную почту news@av.by. Будем разбираться.
Фото: героя, архив av.by