Водители - против, "Белтехосмотр" - за. Проверяем машину на станции ТО

Вот уже почти два года как белорусские водители привыкают платить госпошлину за выдачу разрешения на участие в дорожном движении. А во время прохождения гостехосмотра сталкиваются с многочисленными нюансами, которые отнюдь не облегчают им жизнь. Будь то необходимость ГТО при покупке «бэушного» автомобиля с талоном гостехосмотра или особенности повторной процедуры ТО и не только. О тонкостях государственной проверки ТС говорим на одной из диагностических станций столицы.

Сперва следует пояснить: сама процедура гостехосмотра проводится с тем, чтобы не допустить транспортное средство к участию в дорожном движении в случае его несоответствия техническим требованиям. А введенный в январе 2014 года налог касается административной процедуры по выдаче разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Первоначально ставки госпошлины были куда меньше, но с этого года размеры повысились - в среднем на 1-2 базовые величины. Так, в настоящее время водители легковых автомобилей (физические лица) с массой до 1,5 тонн уплачивают налог в размере 3 б.в. (540 тыс.), от 1,5 до 2 тонн – 6 б.в. (1 млн. 80 тыс.), а от 2 до 3 тонн – 8 б.в. (1 млн. 440 тыс.).

Несмотря на то, что с момента изменений в жизни автовладельцев, связанных с уплатой госпошлины, прошло вот уже почти два года, некоторые водители, хоть и за большим исключением, забывают, что налог уплачивается не на станции диагностики, а в банке перед прохождением техосмотра. А без квитанции об уплате госпошлины довести техосмотр до логического завершения не получится ни в коем случае.

Кроме того, для осуществления административной процедуры, говорит представитель УП «Белтехосмотр», необходимо позаботиться о наличии следующих документов:

- диагностическая карта транспортного средства;

- техпаспорт;

- сертификат о прохождении гостехосмотра;

- документ о заключении договора обязательного страхования;

- медсправка о состоянии здоровья;

- документы, подтверждающие внесение платы.

 

В то же время есть категории граждан, попадающих в разряд так называемых льготников, для которых ставки госпошлины снизили вдвое. Среди них, например, пенсионеры-водители, которые являются официальными владельцами машины.

Правда, в измененном Налоговом кодексе РБ, помимо того, что они уплачивают лишь половину пошлины, есть также сноска о том, что для получения льготы пенсионеру необходимо иметь при себе пенсионное удостоверение и медицинскую справку. Последняя и по сей день становится предметом многочисленных дискуссий. Ведь если пожилой человек не пройдет врачебный осмотр и не получит эту справку, то и платить за административную процедуру ему придется 100% госпошлины....Как говорится, одной рукой дают, другой забирают. 

К слову, частота прохождения гостехосмотра зависит от многих факторов, к примеру, таких, как масса и год выпуска автомобиля, и она сугубо индивидуальна для каждого ТС. Так, если легковой транспорт используется для коммерческих перевозок пассажиров, ГТО он проходит 1 раз в шесть месяцев, «легковушка», с года выпуска которой прошло 10 лет и более, - 1 раз в год, а легковой автомобиль, чей возраст не превышает 10 лет, и мотоциклы – раз в два года.

А вот ознакомиться с прейскурантом тарифов на услуги по проведению гостехосмотра транспортных средств на диагностических станциях УП «Белтехосмотр» можно здесь. К примеру, для легкового автомобиля с двигателем, работающим на бензине и с колёсной формулой 4x2, он составляет 160 тыс. рублей, а для аналогичного автотранспорта, работающего на дизельном или газовом топливе, – 165 тыс. рублей.

Водителей также обязали проходить ГТО после переоформления авто. Не совсем понятно, почему с нового владельца авто требуют уплаты госпошлины и повторного прохождения ТО, когда в документах отчетливо видно, что машина, например, 2 месяца назад посещала станцию, госпошлина была уплачена и прошлый владелец получил допуск к участию в дорожном движении. Хочется прямо спросить: кто проходит техосмотр  - люди или машины? 


Комментируя этот вопрос, заместитель начальника отдела организации гостехосмотра в г. Минске и Минской области Севбо Константин ссылается к главе 4 Постановления Совета Министров РБ № 630. Там написано, что при смене собственника транспортного средства, а также оформления его в качестве автомобиля-такси гостехосмотр этих транспортных средств проводится в общем порядке. От других комментариев госслужащий отказался.

Белорусских водителей также интересует, стоит ли закреплять разрешение на допуск ТС к участию в дорожном движении, исполненном в виде наклейки. Той самой, что крепится на лобовом стекле в правом нижнем углу. «Эта наклейка имеет функциональное значение, и для инспекторов Госавтоинспекции является визуальным подтверждением того, что техосмотр пройден», - говорит Севбо Константин.

А водители в ответ добавляют: «Это действительно так, сотрудник ДПС лишний раз не остановит». Однако сотрудник ГАИ не вправе требовать обязательное наличие наклейки о прохождении ГТО, ведь это правило никак не фигурирует в нормативных документах – и этим, нужно сказать, пользуются некоторые водители. «Наклейка лежит в кошельке», - говорит нам водитель Citroen, на лобовом стекле которого красуется бумажка двухлетней давности, и тут же добавляет: «Ведь по закону это совсем необязательно».

В перспективе сотрудникам ГАИ станет еще проще. Планируется создание отдельной подсистемы «Белтехосмотр» в информационной системе белорусской ГАИ. Предполагается, что у каждого сотрудника ДПС будет возможность оперативно проверить автомобиль на факт прохождения гостехосмотра, так что «забыл» сертификат ТО больше не сработает.

Напомним также, что в случае, если автомобиль имеет технические неисправности, то водитель должен в течение 20 дней (срок действия диагностической карты ТС) обратиться к услугам диагностической станции, иначе ему придется проходить проверку с самого начала.

Есть также целый перечень технических оснований, по которым невозможно пройти гостехосмотр однозначно. Среди них, например, наличие загрязнений, затрудняющих проведение проверки ТС, остаточных деформаций, трещин и других повреждений, ненадежное крепление и многое другое. Больше всего на безопасность дорожного движения, конечно же, влияют состояние тормозной системы, рулевого управления и подвески – поэтому на них обращают внимание в первую очередь.

Но самое интересное происходит на диагностической линии, где автомобили проходят инструментальный контроль. Гостехосмотр автомобиля – это стандартная процедура, где инженер-диагност проверяет авто с помощью водителя: «Жмите на тормоз», «Покачайте рулем» или «Заведите автомобиль». Под чутким руководством сотрудника диагностической станции водители въезжают на линию и внимают его словесным указаниям, проезжая через три главных поста.

На первом этапе проводят внешний осмотр авто, проверяют работоспособность лампочек, наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной установки. Кроме того, здесь оценивают состояние ремней безопасности и зеркал заднего обзора. Не обойдут стороной и сигнал, стеклоочистители, стеклоомыватели. В том числе обратят внимание и на дверные замки, и на исправность регулировки сидений. И, конечно же, водителя не минет проверка экологии авто - нормы содержания выхлопных газов (для бензиновых моторов) и степень дымности (для дизельных моторов) - с помощью прибора, который называется дымомер-газоанализатор.

Второй пост проходит на тормозном стенде – там специалист проверяет тормоза сперва передних, а затем задних колес, а также ручник.

А на третьем – в смотровой яме инженер оценивает состояние подвески и рулевые тяги, есть ли люфты в рулевом управлении, а также направление света фар. В последнем случае акценты ставятся на передние фары и задние фонари, поворотники, стоп-сигналы и габаритные огни. К слову, установленное на станции оборудование передает результаты измерений экологии и тормозной системы в базу данных проведения гостехосмотра в автоматическом режиме.

Затем, в случае успешного прохождения процедуры инструментального контроля, автовладелец возвращается к ТС, где инженер УП «Белтехосмотр» проводит сверку номерных знаков, после чего проверяется наличие всех документов, включая квитанцию о госпошлине и медсправку, - для получения разрешения на допуск авто к участию в дорожном движении.

Каждый специалист сопровождает автомобиль на протяжении всех постов диагностической линии – от заезда до выезда.


Вот, к примеру, перед нами МАЗ-«повторник». В прошлый раз у транспортного средства были неисправности в тормозной системе. А поскольку водитель успел устранить проблему в 20-дневный срок, то для окончательного прохождения ГТО ему предстоит пройти проверку лишь на тормозном стенде.

На станции гостехобслуживания имеется как стоянка для транспорта, прошедшего гостехосмотр, так и стоянка для ожидающих своей очереди автомобилей.

Там, в очередях на станцию, столичные водители обычно жалуются на уйму времени, которое тратится на уплату госпошлины в банке, а также астрономические суммы, которые приходится платить за один раз. А это уже, кстати, заметно бьет по среднестатистическому кошельку. Но нареканий касательно самой процедуры гостехосмотра у них нет.

«К примеру, в Германии, если машина обслуживается на сервисе, то она не должна проходить техосмотр вообще, - рассказывает механик коммерческого транспорта. – Есть еще и другая проблема. У нас в компании есть автобус, и мы должны проходить техосмотр и платить дорожный сбор раз в полгода, но в том же размере, что и водители, которые приезжают на станцию раз в год. Однако в целом проходить техосмотр стало приятнее – с тех пор, как ввели онлайн-регистрацию. Теперь не нужно отстаивать огромные очереди - записался на конкретное время и прошел осмотр без особых проблем».

«В процедуре гостехосмотра меня все устраивает, а вот платить госпошлину в таком приличном размере мне совсем не нравится. Если взять, к примеру, меня, то выходит 1 млн. 440 тысяч, и заплатить такую сумму единоразово при нынешних зарплатах очень тяжело. Пусть дорожный сбор существует, но хотя бы по более сниженным ставкам. Плюс ко всему у меня имеется пенсионное удостоверение, но не по возрасту, поэтому я не претендую на льготную ставку, а хотелось бы», - с грустью в голосе говорит водитель Александр.

А его сосед, следующий сразу за ним в автомобильной очереди, добавляет: «На прохождение техосмотра уходит практически целый день. И во многом потому что приходится ехать в банк уплачивать госпошлину, а затем снова возвращаться сюда, на станцию диагностики. Вот если бы все было в одном месте – было бы гораздо удобнее».

Выходит, одним неохота тратить весь день на уплату госпошлины и получение документа, допускающего к участию в дорожном движении. Другим невдомек, отчего же такие высокие ставки госпошлины за выдачу данного разрешения. Тем не менее прохождение ГТО – это узаконенная процедура, и с ней нужно считаться. Хотя бы из соображений дорожной безопасности. Ведь кто знает, что может произойти, случись неполадки с тормозами или рулевым управлением прямо на дороге. А помимо традиционной процедуры ГТО, сейчас водителей также заботит сезонная «переобувка». Ведь, как напоминает представитель УП «Белтехосмотр», с 1 декабря автомобиль не сможет пройти гостехосмотр, приехав на станцию на летней резине.

 

Фото: автора

 

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.