«Я не ишак, чтобы по 14 часов работать». Что думают о популярном агрегаторе водители белорусских регионов и СНГ

«Я не ишак, чтобы по 14 часов работать». Что думают о популярном агрегаторе водители белорусских регионов и СНГ

Работа в белорусском «Яндекс.Такси» — тема животрепещущая. После материала о нарушениях, которые допускают водители известного приложения, мы получили десятки писем на редакционную почту. Кто-то был готов подписаться под каждым словом наших героев, другие их критиковали и защищали агрегатор, кормящий сотни таксистов по всей Беларуси. На этот раз мы решили дать слово водителям и перевозчикам из регионов, а также узнать, с какими трудностями сталкиваются работники этой сферы в других странах СНГ. 

«В Казахстане „Яндекс.Такси“ — не монополист»

Анатолий живёт и работает в казахстанском городе Караганде. В «Яндекс.Такси» он пятый год. Наш собеседник сразу заявляет: он высказывает не только собственное мнение, но и мысли более 150 водителей своего города. Среди плюсов сотрудничества с «Яндекс.Такси» он упоминает удобное приложение и возможность проводить оплату по безналу. Но вместе с тем есть и минусы. Со многими из них сталкиваются и белорусские водители. 

— Главная проблема «Яндекс.Такси» — это ценообразование. Тарифы нужно менять. Никаких бесплатных километров и прочих плюшек для пассажиров. На такси должны ездить люди, которые могут себе это позволить, а не все подряд.


Подробнее о цифрах. По словам нашего собеседника, посадка в Караганде стоит 250 тенге — это 1,49 рубля. Сюда включены 2 км, далее стоимость поездки — 45 коп/км.

— Если сравнить с тарифами 15-летней давности, то можно смело говорить, что «Яндекс» уронил цены на услуги такси более чем в два раза. Это превратило водителей в рабов, потому что в день приходится пахать по 10—16 часов. В среднем за месяц я «грязными» получаю 350 000 тенге (около 2 080 белорусских рублей. — Прим. ред.). 15% — комиссия «Яндекс.Такси». Примерно 5 000 тг в день (30 бел. рублей) уходит на бензин. Амортизация авто — из расчёта 1 000 тг в день (6 рублей). «Чистыми» на руках за месяц остаётся менее 200 000 тг (около 1 190 бел. рублей). Это при 25 отработанных днях с учётом того, что я таксую не меньше 10 часов в сутки. 

У нас тоже есть гарантии от «Яндекса». Если выполняешь 50 заказов (в Минске 40. — Прим. ред.), то ты получишь не менее 30 000 тг (178 бел. рублей). Но это же фантастика! Ты должен жить в машине, чтобы столько успевать.

Вместе с тем Анатолий отмечает главное отличие казахстанского «Яндекс.Такси» от белорусского. В Караганде агрегатор не является монополистом. У водителей есть и альтернативные варианты, где можно заработать. Поэтому те, кого совсем не устраивает положение дел, просто удаляют приложение с телефона.

— Подключиться к «Яндекс.Такси» можно без проблем. Скачал приложение, прошёл фотоконтроль — и на линию. Даже если у тебя нет никакого опыта и стажа. Взломанные аккаунты у нас не распространены. Водители по отношению к «Яндексу» в основном работают честно, — рассказывает собеседник. 

В других службах такси, по словам Анатолия, требуют водительский стаж от трёх лет, оформление пассажирской страховки. Оклейка авто — по желанию.

— Согласно закону, конечно, должны быть установлены и шашечки на крыше. А ещё необходим терминал для безналичной оплаты. Чеки, кстати, у нас не предусмотрены. Зато перед каждой сменой мы обязаны подписывать путевые листы и проходить осмотр медика и механика. Но ничего из этого не соблюдается, — утверждает таксист из Караганды. 

— Местным транспортным инспекциям на эти «мелочи» всё равно. Но нас очень «любит» налоговая! Если ты попался на том, что работаешь без оформления ИП и прочих документов, то от тебя уже не отстанут, — рассказывает Анатолий. — У наших водителей мнения по этому поводу прямо противоположные. Кто-то согласен с тем, что нет смысла работать втёмную и легче следовать закону. А я считаю, это не те доходы, которые нужно подвергать налогообложению. Большинство людей загнаны в финансовый тупик и вынуждены трудиться в сфере пассажирских перевозок, чтобы выживать.

А вот местная полиция, по мнению жителя Караганды, к таксистам относится действительно хорошо. Могут закрыть глаза на мелкие нарушения и обойтись профилактической беседой.



— Руководству «Яндекс.Такси» нужно понять: нам в Казахстане не нужны ваши гарантии и бонусы! Мы хотим адекватные тарифы и человеческое отношение со стороны пассажиров, у которых сейчас гораздо больше прав.

Мы не могли не поинтересоваться, на каком авто Анатолий таксует. Оказалось, у него четыре машины! На одной из них — сейчас это Audi 80 B4 — мужчина выходит на линию. Остальные — Volkswagen Golf III и Passat, Daewoo Nexia — сдаются в аренду.

— У нас тут все работают на всём, что может поехать! Самые популярные марки — Ravon и Chevrolet Cobalt. Много свежих Hyundai Accent, но обычно это арендные машины. На них люди — как в рабстве. Мне самыми комфортными кажутся Volkswagen Polo и Kia Rio. В топ могу включить и корейский «Акцент». 

Комментарий пресс-службы «Яндекс.Такси»:

— Водители Караганды зарабатывают в среднем 2 200 тенге (13 рублей) в час в тарифе «Эконом» (сумма уже после вычета комиссии сервиса). При этом доход водителей в городе вырос более чем на 30% по сравнению с зимой прошлого года. 

В Караганде у нас есть мотивационные программы для партнёров и их водителей. Та, о которой говорится в статье, начинает действовать с первой выполненной поездки с шагом в одну поездку, а максимальное число — 45 поездок (не 50). Например, за 30 поездок водитель получает 16 600 тенге (100 рублей), также добавляются другие бонусы.

Отметим, что в декабре тариф в Караганде был увеличен. 

Что касается чеков, то в Казахстане, во всех городах, где работает сервис, в приложении приходят чеки за каждую поездку вне зависимости от способа оплаты. Таким образом, водителю дополнительно ничего пробивать не надо.

Таксист из Гродно: «Назревает забастовка водителей»

Возвращаемся к белорусским реалиям. Сергей из Гродно работает в «Яндекс.Такси» около полугода. Он утверждает: в Минске уже давно назревает забастовка сотрудников популярного приложения. Оказывается, дело тоже в низких тарифах на проезд. В «Телеграме» можно найти тематическое «объединение водителей против произвола агрегаторов». В этом сообществе есть представители и областных центров. 

— Принцип «Яндекса» таков, что водители должны проводить на линии максимальное количество часов. Гарантия, которая выплачивается за выполнение 35 заказов за смену, тому подтверждение. На один заказ в среднем тратится 20 минут. Сюда добавляем время на заправку, обед и другие нужды. При этом гарантия не выдаётся, если были выполнены дальние заказы или поездки во время «высокого спроса». Но как этот «высокий спрос» вообще формируется? Я неоднократно видел такую отметку посреди дня в районе, где один лес да водоём. Мне кажется, тарифов должно быть всего несколько: стандарт, ночной, праздничный и выходного дня, загородный. Смысла в «Комфорте» и «Комфорте+» я не вижу.

Российский агрегатор — монополист, а потому имеет возможность диктовать условия комиссии и тарифов. При этом он не является работодателем. Почему тогда он решает, за какие деньги мы работаем, и составляет рейтинг водителей, исходя из пассажирских оценок? Я не раз обращался в службу поддержки по поводу слишком низких цен на поездки. Ответ один: выполняйте больше заказов — и мы вам дадим гарантии, — высказывает свою точку зрения Сергей.

— К слову, о комиссии. В Минске она составляет 23%. У нас до нового года была 10%. Однако месяц назад повысилась на 2%. Почему? Заработок же выше не стал, бензин не подешевел. Я считаю, что в столице это значение не должно превышать 10%, в областных городах — 7%, районных центрах — 5%. Часть дохода водители также вынуждены отдавать автопаркам, через которые они работают. Но кто следит, уплачивает ли перевозчик налоги, взносы в ФСЗН? — задаётся вопросом мужчина.

Сергей замечает: он трудится полностью легально. Оформлен как ИП, у него подключён таксометр. Но нужно ли быть законопослушным гражданином, если работать можно и без всех официальных атрибутов? 

— Это скорее вопрос к государству. Мне нравится опыт России, где многие водители оформлены как самозанятые. У нас нужно сделать так же. Уплата НПД будет в размере 10% от выручки. К агрегатору станет можно подключаться напрямую без посредников. В январе я отъездил 20 дней — по 9—10 часов в сутки. «Грязными» заработал 1 800 рублей. Если отнять комиссию, налоги и бензин — получается 800 рублей на руки. В декабре — это самый удачный месяц для такси — вышло 1 647 рублей. 

Выходит на линию Сергей на личном Renault Kaptur. В других машинах не работал, поэтому не может ответить, какая модель для него является самой комфортной.

— Каждому своё. Одно скажу точно: с такими тарифами на такси нужно выбирать авто на газе. Личный пример: на 100 километров экономия составляет 3 рубля. Если бы на бензине было выгоднее ездить, то газ никогда не поставил бы!

Комментарий пресс-службы «Яндекс.Такси»:

— Доход водителей в Гродно за последний год не снижался — напротив, с зимы прошлого года вырос на 20%. Водители Гродно зарабатывают в среднем 11,5 рубля в час в тарифе «Эконом» (сумма уже после вычета комиссии сервиса). 

Отметим, что эффективная комиссия сервиса составляет меньше 9%, а в Гродно — около 7%. Речь идёт о фактической комиссии за вычетом всех вознаграждений партнёрам и водителям. То есть значительную часть средств, получаемых в виде комиссии, мы реинвестируем в программы для водителей.

Перевозчик: «В сторону „Яндекса“ летят необоснованные обвинения»

Ещё одно письмо — от перевозчика из Сеницы. Директор сервиса Алексей считает, что в сторону «Яндекса» в последнее время выплёскивается слишком много необоснованного негатива. Например, у автора послания в коллективе абсолютно все водители парка официально трудоустроены. Правда, их число и количество машин собеседник не называет, ссылаясь на «коммерческую тайну». 

—  У меня свой таксопарк, работаю с «Яндексом» с 2020 года. Благодаря агрегатору есть открытость в отношениях между пассажиром и водителем, заранее формируется плата за заказ, выбираются дополнительные условия перевозки (класс машины, доставка, грузовой транспорт и др.). Тысячи людей получили возможность трудоустроиться в такси. Конфликты, возникающие между пассажиром и водителем, благодаря службе поддержки быстро устраняются, — транслирует свою точку зрения руководитель таксопарка. — Вместе с тем другие службы недобросовестно конкурируют, пытаются очернить «Яндекс». Каждому есть с чем сравнивать. Я же считаю, что главной положительной стороной приложения является уменьшение человеческого фактора при оценке стоимости заказа.

В то же время Алексей жалуется на большое количество контролирующих служб. По его мнению, проблемы нужно искать не в «Яндекс.Такси», а в белорусском законодательстве. 

— Не устраивает то, что приходится платить за сотрудничество с «Яндексом», так как он не является резидентом Беларуси. В этот вопрос государство должно вмешаться. Но в то же время служба позволяет неплохо получать. У нормального водителя зарплата как минимум 2 000 рублей. Да, ездить приходится больше 10 часов. Но где ещё сейчас заработаешь? У всех семьи, их нужно кормить. 

АПИД: «99% таксистов „Яндекса“ работают нелегально? Это ложь»

Белорусская Ассоциация перевозчиков и диспетчеров такси (АПИД) активно заступается за честных представителей сферы. Там прямо говорят: утверждение, что 99,9% водителей в «Яндекс.Такси» работают нелегально, — это ложь.

— Наша Ассоциация объединяет 205 перевозчиков, которые соблюдают законодательство о перевозках, в надлежащем порядке оформляют отношения с водителями и уплачивают все применимые налоги и сборы. Каждый перевозчик в своей деятельности волен прибегать к услугам того диспетчера или агрегатора, которого пожелает. Со своей стороны АПИД помогает защитить интересы не только своих членов, но и водителей: мы рассматриваем обращения водителей, если перевозчики не заключают с ними договоры, заставляют нарушать режим работы и отдыха или не оплачивают их работу.

— Члены Ассоциации, как и другие добросовестные перевозчики, разумеется, контролируют, чтобы на линию выходили только водители, соответствующие всем требованиям, установленным и к стажу, и к состоянию здоровья, и к наличию необходимых документов. Более того, что касается действительности водительских удостоверений, то АПИД поддерживает инициативу по созданию в Беларуси на государственном уровне системы проверки ВУ, доступной перевозчикам, диспетчерам и агрегаторам. Такие предложения, включая установку в автомобилях системы Face ID для проверки личности водителя, внесены на рассмотрение компетентных государственных органов.

Конечно, мы не могли не поинтересоваться, как Ассоциация осуществляет контроль за перевозчиками. Оказалось, что все необходимые документы проверяют не только при вступлении в АПИД, но и ежеквартально. 

Каждые три месяца члены Ассоциации обязуются предоставлять:

— журналы, подтверждающие проведение предрейсовых медицинских осмотров, предрейсовых осмотров автомобилей;

— документы, подтверждающие возможность обеспечения технического обслуживания и ремонта легкового такси, или договор со специализированными организациями о техническом обслуживании и ремонте транспортных средств;

— анкету о наличии ТС на балансе компании и сведения о количестве водителей, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;

— ежеквартальную бухгалтерскую отчётность.

Совсем скоро мы опубликуем большое интервью с представителями агрегатора «Яндекс.Такси», где затронем прозвучавшие ранее и многие другие вопросы. Следите за новостями на av.by! 

Фото: личный архив героев, архив av.by

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen