Подготовлен
Специальные карты допуска должны будут получать водители, диспетчеры автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, диспетчеры такси. Также нужно будет иметь регистрационную карту на транспортное средство. Без этого на легальный рынок такси и нерегулярных перевозок государство никого не допустит. Регистрация будет проводиться через электронный сервис, где у водителей и диспетчеров будут личные аккаунты,
Таксисты должны будут заплатить половину базовой за допуск на рынок
Если будет принят указ о регистрации таксистов и диспетчеров через транспортную инспекцию, то власти начнут взимать пошлины за допуск к легальному рынку. За каждое авто «нерегулярщикам» и службам такси надо будет заплатить две базовые (сейчас это 58 рублей), за внесение изменений в регкарту — одну базовую (29 рублей). На одного водителя — половина базовой (14,5 рубля).
Диспетчерские службы, в том числе различные интернет-сервисы, будут обязаны заплатить по 100 базовых (2,9 тыс. рублей). За внесение изменений в карту регистрации — одну базовую (29 рублей). Более того, диспетчер пассажирских перевозок (от «нерегулярщика» до интернет-сервиса типа «Яндекс») должен будет до 20-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, предоставлять налоговикам данные о выполненных перевозках.
Без допуска к рынку и последующей отчётности работа таких сервисов, как «Яндекс» и Uber, будет объявлена в Беларуси незаконной. Более детально правила допуска пропишет Совмин.
Транспортная инспекция может приостановить допуск таксиста на месяц, а диспетчера — на три месяца. Это возможно, если:
- были две и более «административки» за год за нарушение установленного порядка приёма средств платежа и (или) использования кассового оборудования и (или) платёжных терминалов;
- произошло то же самое в случае использования незарегистрированных информационных платформ;
- предоставлен недостоверный отчёт в налоговую инспекцию;
- заказ передан незарегистрированному водителю;
- транспортные средства не соответствуют требованиям закона.
Инспекция также вправе вообще прекратить действие регистрационной карты. Например, если водитель-таксист, у которого допуск приостановлен, не попросил в течение месяца снять ограничение. Также указ однозначно требует заключать трудовые договоры с таксистами. Арендаторами машин на время смогут быть только ИП и юрлица.
Если указ будет подписан и официально опубликован, то он вступит в силу через полгода.
Председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков Екатерина Станкевич среди плюсов предложенного документа выделила следующие:
- будет более строгий отбор водителей. Станет невозможной такая ситуация, когда за руль такси сядет человек, только что получивший права и не имеющий необходимого стажа вождения. Либо, например, строителю после смены нельзя будет ещё и таксовать;
- перевозчики не будут экономить на таких вещах, как резина для колёс и тормозные колодки. Это повысит уровень безопасности перевозок;
- после вступления указа в силу сервисы «Яндекс» и Uber смогут продолжить работу в Беларуси. Но изменится ситуация с распределением финансов. На данный момент сервисы выводят деньги за рубеж. С перевозчиков, как правило, они снимают от 23 до 27%, хотя начинали с более скромных комиссий (например, 3%) и даже доплат.
Проект указа вынесен на общественное обсуждение. Свои замечания и предложения можно высказать в