Даже в эру интернета, когда многие предпочитают искать машину по объявлениям на сайтах, авторынки не спешат уходить в прошлое. Более того, перестраиваются на новый лад и активно практикуют систему продаж бэушных экземпляров, где есть место кредиту, лизингу и даже trade-in. В той же Малиновке изменения налицо: там уже не встретишь продавцов-одиночек. Сегодня это большая площадка с автохаусами, которые работают в цивильных офисах и гостеприимно угощают клиентов горячим чаем и кофе.
Хотя привычный ритуал наведения марафета с вёдрами и тряпками никуда не делся. Продавцы всё так же натирают авто до блеска и ждут покупателей. Как говорится, в жару и в холод. Ну а на площадку за кольцевой дорогой стекаются не только соотечественники со всех регионов страны, но и россияне. Что они ищут и за сколько покупают машины — об этом мы узнали, посетив главный авторынок Беларуси на минувших выходных.
Цены растут и... будут расти!
Ещё весной текущего года часть территории, где ранее размещались стоянки местных комиссионок, оккупировали торговые павильоны. Летом они стали потихоньку заполняться, однако спустя несколько месяцев картинка та же: большинство прилавков пустуют, а активными продажами даже не пахнет. Не изменился и ассортимент самой площадки с автомобилями. «Европейцы» до сих пор правят бал, а цены растут, кажется, по дням, а не по неделям. Продавцы прогнозируют: это ещё не предел.
— В зависимости от модели стоимость выросла в среднем на сумму от тысячи долларов до трёх-четырёх. Это связано с дефицитом машин, спросом на них там, в Европе, и ростом цен на аукционах. Сами пройдитесь и посмотрите, что и почём сейчас продаётся. Вот такой Peugeot 3008 2018 года, оснащённый 1,6-литровым дизельным мотором и МКПП, прошлой зимой можно было купить за $19 тысяч, а сейчас подобные экземпляры здесь продают за $21—23 тысячи. Конкретно этот экземпляр с пробегом 169 тысяч оценили в $20 390. Ещё один пример: Peugeot 308 (2018 год, 1.5 HDi) ранее отдавали за 10—10,5 тысячи долларов, а сегодня его цена — $13 650.
Подорожание коснулось всех европейских моделей. Так, Ford Focus 2017 года (1.5 дизель, «механика», 185 тысяч) продают почти за $11 тысяч, а ведь ещё каких-то полгода назад такой вариант можно было выхватить за сумму до десятки. Были времена, когда Ford Grand C-Max (2017 год, 2.0 дизель, АКПП) выставляли до $15 тысяч, а Opel Zafira (2017 год, 1.6 дизель, МКПП, 137 тысяч) — в районе $12—13 тысяч, сейчас же на листиках красуются другие цены — $16 350 и $14 750 соответственно. Такая же ситуация и с Volkswagen Golf (2017 год, 1.6 дизель): было $12 тысяч, стало — $14 990.
— «Гольфы» сто́ят столько, за сколько раньше продавали «Пассат». Некоторые модели, такие как VW Sharan, прекратили ввозить, потому что цены на них по $25—27 тысяч — это для наших людей космос! Реже стал появляться Tiguan. Недавно отдавал один из экземпляров в простой комплектации за $23 тысячи. Если рассматривать топ, то там стоимость будет сумасшедшей — от $25 тысяч и выше. Даже не помню, когда были такие цены...
По словам продавцов, объёмы ввоза «бэушки» из стран Европы ощутимо сократились. Площадка местами пустует, зато свежепригнанные иномарки встречаются в каждом ряду. Volkswagen Touran (2017 год, 2.0 TDI, МКПП, 167 тысяч км) продают за $18 350, SEAT Ateca (2017 год, 1.6 дизель, МКПП) выставили за $19 700. По аналогичной цене отдают Opel Grandland X (2018 год, 1.6 дизель, МКПП, 185 тысяч).
Можно встретить на площадке и «электрички». Например, BMW i3 2018 года с запасом хода 260 км готовы отдать за $21 950. Есть на рынке и машины покруче да подороже: Volvo S90 2018 года за $31 800, BMW 3 G20 2019 г. в. с пробегом 40 тысяч за $39 780 и даже Tesla Model 3 (2019 г. в.) по цене $46 833.
— Многие продавцы приходят и переписывают прайс в бо́льшую сторону. Перегонщики рассказывают, что на аукционах цены поднимаются на 300—500 евро каждую неделю. Найти и выгодно купить машину в ЕС стало сложнее — это факт. Вот продашь сейчас ту же Zafira за $14 750, и нет никакой гарантии, что сейчас ты купишь её на аукционе за аналогичные деньги. Возможно, придётся ставить уже $15 500. Это раньше, если машина «зависла», на неё снижали цену. Сейчас такого нет. Ну а торг, само собой, никто не отменял: кто-то уступает 50 долларов, а кто-то подвинется и на тысячу.
Плачут, но платят
Торговцы б/у автомобилями разводят руками: бизнес с «бэушкой» — всегда риск. Люди же плачутся по поводу старых цен, но покупают подорожавшие европейские иномарки. А куда им деваться? Volkswagen Passat В8, дизель, универсал — это по-прежнему мечта белоруса. Если зимой «Пассат» в «пустой» комплектации было реально купить за $13—14 тысяч, то сейчас дешевле $17 тысяч уже не найдёшь. Двухлитровые версии выставляют вообще за $21—23 тысячи в зависимости от уровня оснащения и пробега.
— На нашей площадке их уже нет — всё разобрали, — комментирует менеджер местного автохауса. — Последний Passat 2017 года с 1,6-литровым дизелем и АКПП уехал по цене под $18 тысяч. И это средненькая комплектация, без LED-фар. Хотя нет… Вон стоит ещё один «Пассат» 2017 г. в. (1.6 дизель). Из Германии, оригинальный пробег — 189 тысяч. В активе адаптивный круиз, парктроники, массаж водительского сиденья, трёхзонный климат-контроль... В аналогичной комплектации ранее его отдавали по стоимости до $15 тысяч, а сейчас цена — $18 150.
— Найти «европейца» с пробегом 150 тысяч и выгодно сюда притащить — такой «лафы» больше нет! Сейчас повально везут иномарки с километражем 200—250 тысяч. Недавно продал Volvo V90 свежего года с двухлитровым дизелем и «автоматом». Пришёл белорус с автоподборщиком, тот всё проверил, подтвердил, что в машине реально 240 тысяч пробега. То есть всё честно. В итоге человек забрал авто за $27 тысяч. Только вдумайтесь: $27 тысяч за 240 тысяч пробега! Да, раньше люди загонялись по поводу цифр на одометре: 150 тысяч — и не больше! Сейчас всё иначе: большинство понимает, что цены взлетели, и не цепляется к цифрам на одометре.
«Почти все Passat забрали россияне»
— Спрос на б/у машины вырос у самих европейцев, а в Беларусь везут остатки. Могу сказать, что сейчас пригоняют иномарки хуже, чем раньше: с большими пробегами и с «косяками» по кузову. Берут то, что есть, в том числе с крашеными элементами. С количеством преодолённых километров ситуация как всегда: кто-то скручивает, кто-то — нет. Некоторые белорусы ведь до сих пор витают в облаках и верят, что бывают маленькие значения по бросовым ценам. Увы, это не так.
Недавно в Сети мелькала новость о том, будто россияне скручивают пробег в бо́льшую сторону. Якобы для того, чтобы объяснить проведение большого планового ТО перед продажей машины с заменой роликов, ремней, цепей и прочего. Один из продавцов допускает, что такое возможно, однако уверяет: подобное встречается крайне редко. А вот информация про россиян, которые скупают у нас европейские тачки и автовозами доставляют к себе, — это чистая правда.
— Почти все «Пассаты» и «Гольфы» смели́ россияне. Они приезжают и забирают сразу по три-четыре машины. Само собой, для перепродажи в РФ. Дело в том, что на сегодня цены на европейские иномарки у них ещё выше, чем у нас. Выгода точно есть. Разница в стоимости доходит до $3—5 тысяч. Раньше россияне расхватывали «французов», а сейчас больше переключились на немецкий автопром. Обычно здесь появляются одни и те же люди, уже знаешь их в лицо.
— Не скажу, что берут всё подряд. Допустим, ребята из Белгорода смотрят, чтобы был оригинальный пробег. У них есть свой человек, который его проверяет и даёт расклад за две минуты. Стараются брать нормальные машины, целые и с километражем желательно до 200 тысяч км. Как они поясняют, город у них небольшой и не хочется портить свою репутацию. Правда, последние несколько дней их что-то не видно…
Белорусы приезжают на рынок «просто посмотреть»
Не только свежими «европейцами» живёт рынок в Малиновке. Правда, на той части территории, где припаркованы хорошо побегавшие иномарки, картинка более грустная. Однако продавцы всё равно караулят покупателей, невзирая на холод. Один из торговцев говорит, что это «шрот», который берут преимущественно белорусы из регионов.
— Спросом пользуются бюджетные «французы», в меньшей степени — Volkswagen, Opel, Audi. Вон стоит А4 2008 г. в. (2.0 дизель, МКПП, цена — $10 999). Старый год, а цена кусается. Проще купить свежего «француза», чем «немца» за дорого. Чисто из соображений практичности. На «бэушку» до $10 тысяч вернулись цены двухлетней давности, но вы же понимаете: белорусы торгуются до слёз. Кто-то уступает сотку или триста долларов, а кто-то и больше. Сейчас такие времена: навара нет, а зарабатываем в основном на еду. Частники давно уже не ставят здесь машины, тем более что есть интернет, который позволяет продать намного быстрее.
«Ищу то, не знаю что» — этой фразой можно описать поведение рядового посетителя авторынка в Малиновке. Даже продавцы порой не могут понять, какой логикой руководствуется тот или иной человек, в буквальном смысле рыщущий в поисках неизвестно чего. Белорусы ходят целыми семьями, устраивая «смотрины» у капота приглянувшейся иномарки. Кто-то бродит в одиночку, а затем звонит товарищу по телефону, чтобы получить умный совет. Как ни крути, а минимальное движение на рынке всё-таки есть.
Вот девушка фотографирует ценник свежей Opel Zafira и моментально испаряется, а семейная пара на вопрос, что ищут, отвечает: «Сами не знаем, просто пришли посмотреть». Молодой парень объясняет: его мама наотрез отказалась брать новый «бюджетник» в салоне и рассчитывает найти на площадке «бэушку» с АКПП до $12 тысяч. Судя по всему, он надеется на везение.
— Что и как выбирают люди — это загадка, — пожимает плечами менеджер местной площадки. — Иногда диву даёшься, что они покупают: я сам в жизни на такое даже не взглянул бы. За неделю забрали два Lifan 2016—2017 годов за $8,5 тысячи. Бывало, семейные пары неделями, даже месяцами ходили и выжидали, когда цены опустятся. Им невдомёк: больше халявы не будет. Вот две недели назад девушка смотрела Chevrolet Equinox за $20,5 тысячи в максималке. Фыркала, говорила, что это дорого, а когда вчера снова пришла — его уже нет, кто-то другой взял да купил. Вывод какой? Нечего ждать — цены будут только расти!
**
Визуально рынок немного опустел. Это связано и с подорожанием машин, и со снижением покупательной способности в целом. Вот только цены к началу ноября ещё больше выросли — так и прогнозировали продавцы летом. Как отреагировали белорусы? Кто-то недовольно крутит носом, упустив момент покупки по прежней цене, другие стоят перед выбором: либо покупать что-то попроще да поновее в автосалоне, либо доставать валюту из кубышки и брать то, что хочется. Похоже, третьего варианта в ближайшей перспективе не предвидится.