Уйдёт половина водителей, и вырастут цены. Что ждёт рынок такси в Беларуси?

В Беларуси идёт общественное обсуждение проекта указа «О вопросах автомобильных перевозок пассажиров», который существенно изменит правила работы на рынке такси. Высказать своё мнение можно до 31 июля на Национальном правовом портале.

Если документ будет принят, то основные пункты из него вступят в силу через полгода после официального опубликования. Следовательно, как минимум до конца года рынок такси будет работать по действующим правилам. Myfin.by рассказывает, что этот документ значит для рядового пользователя и таксистов.

Что хотят изменить?

Предлагается запретить брать на работу в сфере нерегулярных перевозок (в том числе и такси) водителей по договорам подряда. То есть в первую очередь документ затронет тех, кто таксует не на постоянной основе, а для подработки — по выходным, после работы и так далее. Для водителей хотят ввести специальные разрешения — карты допуска водителя автомобильного транспортного средства, стоимость которых составит одну базовую величину.

Разработчики уверены, что такой подход не допустит в такси неподходящих для этого лиц и улучшит качество обслуживания пассажиров, а также увеличит взносы в Фонд соцзащиты.

Кроме того, предлагается ввести регистрационные карты транспортного средства, цена — две базовые величины. Это значит, что автомобиль-такси будет специально оборудован, отмечен, проверен и зарегистрирован.

Оказывать услуги нерегулярных перевозок без этих документов станет запрещено.

Также предлагается запретить сдавать в аренду автомобили с экипажем физическим лицам, разрешить только индивидуальным предпринимателям и организациям. Правда, здесь сразу возник вопрос с тем, как, например, нанять машину на свадьбу, похороны и так далее.

Очень серьёзные ограничения касаются диспетчеров и агрегаторов: там тоже обязательна регистрация по новой форме. Платить за неё нужно 100 базовых и по базовой за каждого диспетчера. Более того, программы, которые устанавливают на компьютеры и смартфоны для поиска, заказа такси и оценки маршрута, предлагают регистрировать в Государственном регистре информационных систем. Без этого деятельность незаконна, как и работа диспетчера или водителя без карт допуска. Незаконна также передача диспетчерской службой сведений водителю, который работает без правильного оформления.

За все нарушения полагаются наказания, первое из которых — временный запрет на работу: водителям — до одного месяца, всем остальным, включая диспетчерские службы, — до трёх месяцев.

Что это значит для рынка?

Предполагается, что ограничения станут проблемой в первую очередь для иностранных агрегаторов, в частности «Яндекс.Такси».

Представители «Яндекс.Go» прямо заявляют, что новый указ заставит уйти примерно половину водителей и сократит число машин. Потому обязательно вырастут цены и ухудшится положение потребителей в других отношениях. Следующим шагом, по мнению сотрудников компании, станет возвращение серого рынка.

Противники проекта указа также уверены, что перевозки в случае принятия документа в существующем виде только подорожают.

— Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять логику: введение лицензий — сокращение количества авто — многократное увеличение цены на такси — кратное уменьшение спроса — снижение общей выручки. Да, «уксусам», которые весь день стоят у борта и курят, будет очень хорошо: принял один заказ, заломил цену в пять раз — доволен и всё равно на людей, которые за эту поездку отдадут последние деньги... А мне, как работнику, это совсем не выгодно, я хочу работать и зарабатывать, предоставляя услугу, а не обманывая, набивая себе карман... – высказался пользователь Сергей Вломин.

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также: