В этом сезоне машины с пробегом из-за границы стали самым ходовым товаром у местных автовладельцев, фактически заткнув за пояс по популярности продажи новых авто. Показательно в этой ситуации, что белорусы часто приобретают вместо распространённых версий легковушек модели, которые не встретишь в официальных автосалонах у дилеров.
Что это за машины? Как они покупались? И были ли проблемы с их растаможкой и обслуживанием? Об этом и многом другом журналист av.by при поддержке литовского отделения аукциона
«По внутрянке это тот же самый Volkswagen Golf»
Для встречи с первым героем мы отправляемся на север страны, в город Витебск. Здесь живёт Иван, работник на крупном заводе, в последние годы особенно прикипевший душой к машинам с топливной системой на дизельном топливе.
— Я прочёл статью, где доступно была описана покупка дизельной Skoda Octavia TDI. Загорелся идеей и вышел на европейский аукцион Exleasingcar, где в начале 2019-го случайным образом купил Skoda Octavia 2014 года выпуска. Машина оказалась в хорошем состоянии, после приезда пахла новьём. Замазаны были только передние сиденья, немножко потолок и ручки — в остальном всё в идеале.
Мужчина признаётся: покатавшись немного, начал морально готовить свою жену к тому, что пора и ей тоже сменить автомобиль. Женщина ездила на купленном в салоне Renault Duster 2015 года.
— Машина классная с точки зрения простоты и надёжности, но нужно было прилагать определённую физическую силу при рулевом управлении, потому что оно оказалось очень жёстким. Хотелось что-то более комфортное и интересное.
Супруги искали вариант Skoda, но купили SEAT Leon ST 2019 года в кузове универсал — именно на нём Иван и приехал на встречу с нами. У машины двигатель на 1.6 литра, сразу с завода сделанный под дизель, и бизнес-комплектация: мультируль, электростеклоподъёмники, кондиционер (без климат-контроля), большая мультимедиа, задние парктроники.
— Я был в командировке в Минске, на мобильный пришло уведомление. Смотрю: продавец из Испании, год выпуска машины — 12 мая 2019 года, пробег — 113 тысяч километров. Стоимость — 4 200 долларов. Понимая, что владелец захочет продать на тысячу или даже дороже, я сделал ставку в 4 300 долларов с целью сохранить лот в своём кабинете и посмотреть потом, как прошли торги, за какую сумму машину продали. А вечером мне приходит счёт на оплату — оказалось, моя ставка выиграла. Пришлось срочно занимать деньги и продавать Skoda, чтобы купить Leon. Ставка на аукционе, плюс доставка, плюс растаможка — получилось где-то семь тысяч долларов.
Машина приехала в Беларусь спустя месяц после заказа.
— Все повреждения кузова указаны в лоте на аукционе: у бампера слева была потёртость, на крышке багажника несколько вмятин. Я отдал своему кузовщику, он без покраса удалил деформации, но пришлось покрыть краской сам бампер и заднее крыло. Планируем сделать каско, так что машина должна быть в идеальном виде.
Учитывая, что это уже вторая купленная мной таким способом машина, сомнений насчёт качества не имелось. На 99% был уверен: авто придёт в том виде, как указано на аукционе.
То, что машина на дизеле, по словам витебчанина, позволяет серьёзно экономить на топливе.
— Это реально очень выгодно. У дизельного Seat с двигателем 1,6 бак на 50 литров. Этого хватает на 700-800 километров по городу и на 1000-1100 по трассе
Иван говорит, что на аукционе делает ставки сам, хотя поначалу процесс его немного пугал.
— Конечно, было страшно играть. Покупая первую машину, испытывал сомнения, но чётко понимал: другого варианта нет. Когда мониторил авторынок Беларуси, пользовался приложением MySKODA. Оно позволяло, забив VIN-номер, увидеть полную сервисную историю машины. Получался очень печальный расклад по всем экземплярам — пробеги смотаны в два-три раза. В Европе с обманом строже, так что решил брать авто именно там.
Похожего варианта SEAT Leon в Беларуси наш герой так и не нашёл.
— Сравнивать не с чем — у нас подобных моделей практически нет. На всю Беларусь только несколько версий, но это уже не то.
Если говорить о цене: исходя из моего опыта, машины одних класса, комплектации и пробега в Европе и Беларуси будут стоить примерно одинаково. Экономии не получится, скорее всего, попадаешь в середину рынка. Но смысл в том, что ты понимаешь, какую машину берёшь, знаешь на 100%, что с ней было, в каком она состоянии, что это оригинальный пробег и что авто собрано в Европе. Skoda Octavia, произведённая в России, будет отличаться от созданной в ЕС качеством комплектующих, материалов.
Мужчину не смутило, что официального представителя SEAT в Беларуси нет.
— В целом по внутрянке это тот же самый Volkswagen Golf, проблем с обслуживанием не имеется. Ездил к минскому дилеру на диагностику, сказали, что всё в порядке.
«Открылось окно возможностей для покупки свежего автомобиля»
Наш следующий герой — Юрий, владелец cтоличного магазина, тоже имеющий опыт торгов на онлайн-аукционе. В мае 2021-го мужчина после двух месяцев поиска купил себе Ford Focus 2017 года.
— У машины полуторалитровый турбодизель на 120 «лошадей», приехала она из Нидерландов. У автомобиля хорошая мощность, есть возможность экономии. Плюс растаможивать его значительно дешевле, чем варианты с мотором в 1,6 литра. Пробег — 200 тысяч километров. Преимущество покупки машины с таким износом в том, что уже делалось большое техническое обслуживание по регламенту дилера. Здесь заменены ремень ГРМ и все необходимые запчасти. Автомобиль проехал 20 тысяч километров после полного обслуживания. Мне оставалось поменять только фильтры и масло.
У авто бюджетная комплектация: камера заднего вида, подогрев лобового стекла, круиз-контроль, двухзонный климат-контроль.
— Ставка была 4 200 евро. Плюс €1 300 за услуги аукциона с доставкой, растаможка и прочие платежи. Суммарно вышло 8 450 долларов, но это с учётом льгот. Без них пришлось бы накинуть ещё одну тысячу евро расходов.
Юрий рассказывает, что раньше уже участвовал в аукционе. До этого у минчанина была Skoda Octavia 2015 года выпуска c двигателем 1.6, купленная в середине 2019 года, когда появился Декрет о льготной растаможке № 140.
— Открылось окно возможностей для покупки свежего автомобиля из Европы. И просто интересно было пройти этот путь выбора и заказа через аукцион.
Игра на аукционе лично мне доставляет удовольствие, это было очень занимательно. Изучаешь новые лоты и характеристики автомобилей, общаешься с другими людьми. Мне это нравится, хоть и занимает прилично времени. А чтобы выгодно купить автомобиль самостоятельно, необходимо долго разбираться, начиная с той же регистрации на онлайн-платформе и закачивая загрузкой личных документов, изучением лотов и ситуации на рынке. Нужно понимать, какова адекватная цена автомобиля, разбираться в нюансах при тех или иных пробегах. Необходимо этим нюансам уделить время, и в итоге вы получите автомобиль с хорошей стоимостью.
Причиной покупки машины в Европе мужчина называет не только льготы, но также качество и разнообразие выбора моделей.
— Я получаю довольно свежий, экономичный и комфортный автомобиль за умеренную цену. Если рассмотреть рынок СНГ, то за сумму до десяти тысяч долларов вы сможете купить машину, уже многое повидавшую (с учётом наших зим). Или это будет авто В-класса а-ля Volkswagen Polo, Kia. И нужно ещё изучать рынок, вроде бы цены подскочили в последние месяцы.
Если не придираться к мелочам, то часто из Европы можно пригнать автомобиль, близкий по состоянию к новому. Цифра пробега в 200 тысяч кого-то смущает, но на самом деле бояться нечего. В моём случае машине ещё бегать и бегать.
Относительно внешнего вида неприятных сюрпризов у Focus после приезда не было, кузов оказался без серьёзных повреждений.
— Изначально в лоте салон был очень грязный, что видно на фотографиях, даже отмечено. В этом плане сюрпризов нет. Химчистка данный момент исправила. Среди недостатков назову большой зазор между задним левым крылом и багажником, а также задний бампер, который, по моим ощущениям, снимали и плохо защёлкнули, устанавливая вновь.
Из минусов у модели — достаточно компактный салон. Его катастрофически мало для пассажиров сзади, плюс в салоне пластиковые детали постоянно скрипят. Шумы не слишком слышимые, но всё равно неприятно. Я сперва думал, что это только моя проблема, но, почитав тематические форумы, понял: это повсеместно. Если владелец Mercedes пересядет в Ford, ему, скорее всего, не понравится.
Что касается соблюдения сроков доставки машины в Беларусь, то, как считает Юрий, многое зависит не от самого посредника, а от продавца, поскольку он собирает документы и присылает их с автомобилем покупателю.
— В моём случае была небольшая задержка из-за того, что поставщик не отправлял документы в течение трёх недель, хотя машина пришла буквально спустя неделю. Я общался с представителем аукциона, который объяснил, что они пытаются связаться с продавцами, но у последних закрыт офис и никто не может туда попасть. Страха, что обманут, не было, просто неприятно, когда приходится ждать. В итоге машина прибыла в страну за 40 дней.
По поводу дальнейшего обслуживания своего Focus мужчина не очень волнуется.
— У машины в любом случае закончилась гарантия, поэтому в плане ремонта привязки к официальному дилеру нет. К тому же я узнавал, сколько стоит техобслуживание у «официалов» и на частных СТО: у первых получилось дороже в четыре раза. Поэтому я самостоятельно заказал в интернет-магазине оригинальные запчасти, которые мне установили на обычной СТО. Возможно, если будут серьёзные поломки, я обращусь на официальный сервис. Но для простого обслуживания и несложных поломок подойдут частные техстанции с проверенными мастерами.
Партнёрский материал
Этот материал мы подготовили совместно с