Вчерашний понедельник «порадовал» минчан мокрым снегом, да и на горизонте уже замелькались температуры с уверенным знаком минус. Чтобы «переобуться» в унисон капризам погоды, в распоряжении одних водителей были целые недели, других – минувшие выходные, а у третьих впереди всего семь дней. Менять покрышки или потянуть резину до 1 декабря – времени для раздумий осталось в обрез. За неделю до «дедлайна» Автомалиновка вновь осматривает покрышки столичных автомобилистов: кто и на что поспешил сменить не актуальную нынче летнюю резину.
В связи с первым снегом ожидания были во многом предсказуемы: во-первых, возросшее количество «переобутых» по сезону водителей, а, во-вторых, аврал на столичных шиномонтажах. К примеру, в середине октября, согласно нашим наблюдениям, на зимней резине
Тогда многие в один голос твердили: «Вот выпадет первый снег – тогда на шиномонтажах сразу начнутся аншлаги». С первым снегом ситуация и вправду кардинально изменилась. Большинство машин в преддверии календарной зимы на поверку оказалось в полной боеготовности.
Президентский указ №483, который действует с 16 января этого года, тоже сыграл на руку будущей зиме. Он запрещает использование летней резины с 1 декабря по 1 марта. Владельцев «обутых» не по сезону машин ожидает «штрафная колея». Предупреждение или штраф до 0,5 базовой величины. Если зимняя резина не соответствует требованиям, то есть ее протектор менее 4 мм, то в данном случае нарушение предусматривает предупреждение или штраф до 1 базовой величины. А за «повторность» в течение года штраф повысится до 2-5 базовых величин.
Но не только буква закона влияет на сознательность автомобилистов. Не нужно быть мастером шинных дел, чтобы знать: при температуре + 6-7 градусов уже можно менять резину, тем более что белорусская погода непредсказуема. Как правило, и заморозки в ночное время суток - обычное явление для последнего месяца осени, или, к примеру, мокрый снег. Кроме того, если при + 10 зимним покрышкам ничего не грозит, то при минусовых летняя резина перестает работать однозначно.
Китайские и российские шинные бренды встречаются, но мало интересны столичным водителям. Равно как и отечественная продукция. Однако особых предпочтений в плане торговых марок нет. Главное – найти компромисс между бюджетом и качеством покрышек, говорят минчане.
Владелец Chevrolet Niva уже две недели как катается на зимних покрышках, и выпавший снег не стал для него большим откровением: «Резину поменял примерно две недели назад. К сожалению, или нет, но меня вряд ли можно отнести к числу тех, кто переобувается с первым снегом. Два года назад попал под колесный бум на шиномонтаже – больше не хочется. Признаться, сегодня отдаю предпочтение шинам российской марки KAMA EURO. Все четыре колеса обошлись примерно в 3 млн. бел. рублей. Так вот в прошлом году пробегал на них почти 40 тысяч км. Рассчитываю поездить, как минимум, в этом сезоне, а, если повезет, еще и следующей зимой».
«Думаю, новый указ об обязательных зимних шинах тоже повлияет на количество обутых по сезону водителей. Когда человека наказывают рублем, то эффективность воздействия возрастает. Таков белорусский менталитет, и его за один день не переделаешь», - рассуждает мужчина.
Как правило, современный автомобилист доверяет сезонную «переобувку» автомобиля профильным мастерским. Но вот этот владелец Mitsubishi, очевидно, не из таких и сразу по нескольким причинам.
«Еще полтора месяца назад съездил на дачу и сам поменял там все четыре колеса вместе с резиной. А что там уметь? Инструменты есть, руки есть. Все мальчики должны уметь переобувать своего «железного друга», - с улыбкой заявляет молодой парень. – Покрышки торговой марки Marshal у меня прошлогодние, покупал их в Литве, потому что так дешевле – где-то 70$ за одну покрышку, да и качество получше отечественного».
Правда, столь раннюю «переобувку» молодой человек объясняет, не ссылаясь на причуды погоды или президентский указ: «Кому как нравится. Мне, например, было удобно еще в октябре».
А вот и первый водитель, которого снег, наверняка, застал врасплох. «Всегда откладываю на потом, а выходит, дотягиваю до самого конца. На сей раз, дождалась первого снега. Очередей не боюсь, ведь в Минске полно шиномонтажей. Прошлогодние шины немецкого бренда Barum уже наготове. Одна покрышка стоила порядка 70 долларов», - оправдывается девушка, чей Mercedes - один из немногих, кто пока довольствуется летней резиной.
Сосед по стоянке, владелец другого "Мерседеса", напротив, удивляется, почему девушка до сих пор ездит на летней резине. «На улице минус, вдобавок ко всему мокрый асфальт, сцепление с дорогой ухудшается – конечно, нужно менять покрышки заранее»,- уверен водитель. Покрышки должны быть зарубежного производителя. Какого именно, мужчина так и не вспомнил.
«Переобувался буквально неделю назад. Все четыре покрышки финского производителя Nokian покупались в Литве за 240 долларов. С качеством не поспоришь. Отъездил на них два года и ничего. Еще и третий поезжу. А с зимой на колесах однозначно надежней. Тянуть резину дальше некуда, ведь 1 декабря не за горами», - вкратце резюмирует хозяин Ford Mondeo.
Из сотни осмотренных нами автомобилей абсолютное большинство водителей уже переобулось и тестирует столичные дороги на зимней резине далеко не первую неделю. Другие – в пути по дороге на минские шиномонтажи. Не мудрено: проснувшись в понедельник утром и завидев на крыше и капоте авто мокрую шапку снега, они испугались не на шутку и стали звонить в ближайшую автомастерскую.
На наш субъективный взгляд, вердикт таков – лишь единицы пока еще ездят на летних покрышках, а примерно 85% водителей «переобулись» на зимний вариант. Как правило, это двух-трехлетняя резина различных производителей. На дворе как никак шинное многообразие - есть из чего выбрать. И пусть машины минчан не всегда «обуты» в знаменитые Dunlop, Goodyear или Continental, но их зимняя резина вряд ли сравнится с якобы цепкой советской «радиалкой». В идеале, как говорят сами водители, покрышки должны быть приспособлены к погодным условиям, толщине кошелька и привычкам автовладельцев. А страна-производитель и марка шин – это уже дело десятое.
Фото: Дмитрий Аниськов