Покупку машины в автохаусах, в отличие от авторынков, не воспринимают как приобретение «кота в мешке». Принято считать, что на подобных площадках не продается что попало, сотрудники стараются брать ликвидные модели, которые гарантированно продадутся и при этом по рыночной цене. На этот раз мы решили проехаться по нескольким столичным «комиссионкам» и посмотреть более-менее свежие паркетники а-ля Nissan Qashqai или Volkswagen Tiguan. В качестве эксперта выступили специалисты компании по подбору авто Selectcar.
Планируя поездку на площадки минских автохаусов, мы заранее промониторили сайты и позвонили туда, чтобы узнать, каково состояние машин и стоит ли вообще приезжать, тратить время. Понятно, что автохаусы тоже отслеживают ситуацию на рынке и пытаются продавать в непростых для «бэушки» условиях. Но мы рассчитывали на честность продавцов, достоверную информацию и адекватный торг.
Первым едем смотреть расположенный на парковке одного из автохаусов в районе Уручья Hyundai Tucson 2011 г.в. Вежливый голос из телефона сладко вещал, что все с ним в абсолютном порядке: «Там все в достойном состоянии. Даже не знаю, о чем вас предупреждать. Вы можете смело ехать и сами смотреть». Компактный кроссовер коричневого цвета с бензиновым двигателем объемом 2,4 литра, АКП, передним приводом и 182-тысячным пробегом выставлен за $14.500.
Как только мы подъехали непосредственно на площадку, то наткнулись на предостережение другого сотрудника салона, что такая машина нам не нужна. Мол, это «американец», стоит уже полгода, но владелец в цене не двигается совсем. Во время осмотра проблемы обнажаются одна за другой. Сперва кроссовер не завелся, и менеджер, вздохнув, обреченно отправился за «прикуривателем».
Под капотом все, от болтиков до проводов, уже заржавело. Видно, сказался долгий простой. Возможно даже, машина приехала когда-то из штатов Америки с повышенной влажностью. Чуть позже возникли вопросы и про аварийное прошлое.
Зачем, спрашивается, браться за изначально непродаваемые автомобили с точки зрения адекватного сочетания цены и качества? Для владельца этот Tucson — морока, для автохауса — очередной, рискующий простоять еще невесть сколько автомобиль. «Да, цена завышенная. $8000 — красная цена для этой машины с учетом ее состояния. Есть такие клиенты, чьи машины по 3-4 года стоят. За стоянку они платят только в случае положительной сделки», — попутно рассказывает сотрудник площадки, пытаясь «прикурить» Hyundai от Mercedes.
Наш разговор «по душам» прервал голос эксперта, что быстро машина не заведется. Скорее, у нас нет столько времени, чтобы ждать, когда оживет АКБ. Уверены, что любого потенциального покупателя такой «сюрприз» отпугнул бы вмиг. В оправдание мой собеседник лишь сказал: «Хозяин — барин. Какие машины нам сдают, такие и продаем. Мы их не ремонтируем, пробеги не отматываем». Прощаясь, говорит, что все разобрали, через пару дней подвезут свежие паркетники вроде Nissan Qashqai. В общем, если есть желание, подъезжайте смотреть.
А с этим Tucson вердикт от эксперта такой: «Машина билась в переднюю часть, красились два крыла, правое — со шпаклевкой. Также красились крыша, крышка багажника. Достаточно много ошибок и по компьютерной диагностике, но большинство из них из-за севшего аккумулятора. Неизвестно, сколько она пребывает в таком состоянии. Общего осмотра хватило, чтобы понять, что такую машину вряд ли кто-то заберет по неадекватной цене».
На выезде из столицы, возле парковки «Экспобела», нас дожидался еще один компактный кроссовер — Nissan Juke 2014 года за $13.400. Презентация по машине на другом конце провода звучала завлекательно: состояние нового авто, еще на гарантии, куплена у минского дилера, один владелец, без ДТП, в «дорогом» цвете — белый перламутр. Едем в автохаус немедленно.
Подойдя к машине, кивком даем понять, что вот мы приехали смотреть этот «Джук» с 1,6-литровым мотором и вариатором. Стоящий неподалеку менеджер реагирует моментально.
Вернувшись с ключами, молодой человек демонстрирует сервисную книжку и сегодняшний пробег — 64 тыс. км. Говорит, недели две назад приехал хозяин авто, вдобавок оставил комплект летних колес без дисков. Немного смущает отсутствие ковриков. Но, несмотря на слякоть и грязь, парень добродушно разрешает присесть в салон: «Мы потом пропылесосим, если что». Даже по-джентльменски регулирует переднее кресло, чтобы задним пассажирам сиделось просторнее.
В салоне действительно все аккуратно: сиденья не потерты, руль не «лысый», пластиковые детали целы. В глаза бросаются только кривые зазоры кузова, но, обойдя машину кругом с толщиномером в руках, проверив болты и фары, приходим к выводу, что перед нами автомобиль в родной краске, который так ценится среди покупателей. Видимо, такое качество сборки — как еще объяснить?
«Комплектация не максимальная, но хорошая. Почему продают? У них вроде пополнение в семье, да и купили уже новую машину. Здесь только одни плюсы. Единственная странность — гуляющие зазоры, но машина, как видите, вся в "родне"», — менеджер старается не замолкать надолго, пока эксперты осматривают авто.
С пионерским послушанием сотрудник комиссионки рассказал, показал Nissan Juke и разрешил прокатиться на нем вокруг гипермаркета. Дело доходит и до торга. «Отдам за $12.700. Думаю, уговорим владельца», — словно продает собственный автомобиль, сотрудник оперативно проводит в уме расчеты.
В свою очередь специалист ставит диагноз: «Хороший автомобиль с учетом его возраста. Все косвенные признаки, а именно состояние салона, указывают на реальный пробег. Ошибок по результатам компьютерной диагностики нет. Некрашеный кузов, но вызывают нарекания неровные зазоры между фарой и капотом. Еще пара нюансов — облезла краска на литых дисках, и подушка двигателя просится под замену. А так год выпуска свежий, торгуются».
Потом подъезжаем на площадку одного из крупнейших автохаусов в районе Жданович. Там нам приглянулся свежий Nissan Qashqai аналогичного года выпуска. Осмотр начинаем по традиции с кузова — и он тоже в родной краске, как и у предыдущего паркетника. Этот «Кашкай» с 1,5-литровым DCI и на «механике» пригоняли из Франции в декабре 2017-ого. Оказывается, перегонщики тоже пользуются услугами автохаусов (лизинг и кредит в помощь потенциальным покупателям).
На одометре высвечиваются честные 164 тыс. км — в Европе на «дизеле» много ездят. «Многих греют малые цифры пробега, и они будут искренне верить, что они такие и есть», — отзывается сотрудник автосалона в ответ на нашу реакцию. О замененном лобовом стекле он не знал, ссылаясь на то, что «такие мелочи не смотрит». Насколько готов уступить в цене владелец, который хочет $18.400, пока неизвестно.
«Все индивидуально. Кто-то нормально торгуется, кто-то минимально. Попробуем подвинуть его в цене», — обнадеживает нас менеджер, а затем разрешает прокатиться. Но аккумулятор здесь тоже подвел: правда, спустя несколько минут проблема решается, и мы разгоняем паркетник на выбоинах и ямах — пользуясь плохой дорогой, проверяем подвеску.
«Это свежепригнанный автомобиль из Европы. Есть бриф, сервисная книжка, которая, правда, закончилась на 60 тыс. км. Кузов не красился, оригинальные фары, зазоры ровные. Ошибки были во многих электронных блоках, но они связаны с разрядившимся АКБ. По белорусским меркам пробег немаленький, в салоне видны следы естественного износа в виде потертостей кулисы КП. И цена недешевая, зато это дизельный "европеец", который не ездил по нашим дорогам», — комментирует подборщик авто после экспресс-проверки и пробной поездки.
Не преминули мы заехать и на площадку одного из старейших автохаусов столицы, что соседствует с комплексом «Минск-Арена». Kia Sorento 2013 года, припаркованный рядом с домиком, в котором ютятся менеджеры, показался нам неплохим кандидатом на роль свежего городского паркетника. За экземпляр с турбодизелем объемом 2,2, АКП и пробегом 137 тыс. км просят $19.950. В ожидании менеджера успеваем проверить толщину ЛКП.
По телефону нам сообщили только про крашеное переднее левое крыло и сколы на капоте, но по факту это не все: видимо, приемщик «забыл» упомянуть про правое крыло, левую дверь с переходом на стойки, подшпаклеванный капот. Обслуживание Kia знавала. «Недавно чистилась топливная система, проводился капремонт всех форсунок (800 долларов, есть заказ-наряд СТО). Иногда "на холодную" гудит вентилятор печки. Когда прогревается, звук пропадает. Со временем придется заменить сам вентилятор или смотреть подшипник», — информирует менеджер.
Вложения объясняются тем, что машину выкупили, поэтому позаботились о ее состоянии. Имеется только зимняя шипованная резина. Машина приехала из России в 2015-ом и дожидается своего покупателя примерно месяц — по словам менеджера, этот срок нормальный, учитывая ценовой сегмент. Кроме того, это спецпредложение — это значит топовая цена, дешевле дизельную Sorento 2013 года в Беларуси не найти. Торг возможен только в случае оплаты наличными: «Уже был клиент, минимум, за который готовы ее отдать, — это 19.500 у.е.».
Эксперт отзывается о машине таким образом: «Судя по всему, она билась в переднюю часть, хотя фары стоят родные. Есть текущие ошибки по датчику активного подъёмника капота и датчику фронтального удара пассажира. Также гудит вентилятор печки "на холодную" на первой и второй скорости, нужно разбирать панель и, возможно, его менять или смазывать оси. Руль перешит, и не верится в пробег 137 тысяч».
Последний экземпляр едем смотреть в автохаус, раскинувшийся на закрытом паркинге в районе улицы Скрыганова. Случайному гостю туда не попасть. Чтобы посмотреть заинтересовавший вариант, нужно звонить по телефону, ждать пару минут, когда подойдет сотрудник салона и проведет вас внутрь.
Мы звоним по поводу Volkswagen Tiguan 2010 г. в. стоимостью $11.300 с 1,4-литровым агрегатом и пробегом в 137 тыс. км. Чем вызвана такая скрытность стоянки, подоспевший мужчина объясняет тем, что они продают машины, которые стоят немалых денег, мол, они самый ответственный автохаус. Поднимаясь по лестнице на паркинг, нас проводят к стоящему в потемках Tiguan, и идиллия потихоньку улетучивается.
— По-моему, подкрашивались бампера. Зазоры ровные. Насчет РФ надо уточнять, но у вас ведь есть ребята, сейчас все померяют и проверят VIN, — говорит ответственный сотрудник, который безмолвно стоял в сторонке, наблюдая, как мы пытаемся разглядеть в полумраке, что с машиной да как. И только после нашей просьбы лениво выкатывает кроссовер на верхний открытый уровень паркинга.
Правда, чтобы запустить мотор, нужно было дождаться, когда мужчина сбегает за электрическим «прикуривателем». В условиях естественного освещения мы присмотрелись к Tiguan получше.
Оказалось, у него все не слава богу: машина крашена в круг вместе с крышей, причем в некоторых местах прибор показывает свыше 2 мм, в частности, на крыльях, на задней арке, заднем крыле и даже в проемах. Машина покрашена просто «вхлам». «Как такую машину вообще можно купить?! Разве что без проверок. Поэтому и цена такая — чудес не бывает!» — не сдерживает эмоции наш эксперт.
Одним словом, «висяк», который стоит здесь месяц и безрезультатно ожидает своего покупателя. В чем проявляется ответственное отношение, так и осталось для нас неразгаданной тайной. По любому вопросу работнику площадки нужно было звонить на сотовый, информацией он мало владел.
Зато нашим экспертам есть что сказать: «Tiguan в состоянии "обнять и плакать". Крашен не только внешне, но и задний левый проем, и правый проем, и стойка, и порог внутри. При этом очень некачественно. Видно, передние крылья снимались, была авария. Если бы мы смотрели его под клиента, дальнейший осмотр был бы бессмысленным. Плюс ко всему здесь не самый удачный бензиновый мотор для паркетника — 1,4 TSI».
**
В автохаусах продаются разные машины. Отчасти подтвердилась и точка зрения, что в «комиссионку» попадает то, что люди не могут продать по разным причинам (будь это завышенная цена или плохое предпродажное состояние). Не все авто пребывали в хорошем состоянии и продавались по адекватной цене, что мы увидели на примере битого американского Hyundai Tucson и «уставшего» Volkswagen Tiguan. По Kia Sorento недосказали про перекрашенные элементы и ДТП в прошлом.
«Наметилась закономерность, что чем дороже и свежее в годах машина, тем больше вероятность того, что она будет в лучшем состоянии — вот ответ почему в некоторых автохаусах нам попались достойные экземпляры вроде Nissan Juke и Qashqai. Если бы мы опустились в ценовой сегмент 5-7 тысяч у.е., поверьте, ситуация была бы совершенно иной — как подборщики авто, мы ни разу не встречали "живые" машины за недорого на площадках "комиссионок". Еще, как типичная проблема, три из пяти машин не завелись — видно, что они долгое время стоят без движения, ими не интересуются», — подводит итоги специалист.
В большинстве случаев пришлось столкнуться и с равнодушной позицией некоторых менеджеров: такое ощущение, что мы сами должны уговаривать себя купить тот или иной автомобиль. Опять же, качество предоставленной информации оставляет желать лучшего — ответы наподобие «не знаю», «возможно» из уст продавца никак не вяжутся с тем, что мы пришли на площадку, которая проповедует и практикует цивилизованный способ купли-продажи. На этапе телефонного звонка вроде бы все хорошо, а на месте, если наружу всплывут нюансы и не получится продать конкретный автомобиль, вам предложат другие модели или попросят подождать… Через пару дней точно привезут что-нибудь подходящее.
av.by выражает благодарность компании Selectcar (помощь в подборе и покупке авто) за помощь в подготовке материала