«Лет 70 назад вы бы тут утонули!» Показываем, как механическая «Ася» выдёргивает морковь из болот

«Лет 70 назад вы бы тут утонули!» Показываем, как механическая «Ася» выдёргивает морковь из болот

Солнце, от которого в пальто пока ещё жарко, нетронутый лес вокруг и голоса рабочих, где-то поодаль аккуратно и неспешно вручную собиравших морковь, — всё это завораживало и пленило. Я и подумать не могла, что командировки могут быть настолько приятными.

«Какой же хороший сегодня день!» — таков был девиз нашей поездки в гости к уникальной «Асе», или самоходному четырёхрядному морковоуборочному комбайну Asa-Lift SP4000E. Рубрика «Техника с полей» пополняется с каждой неделей. 

Когда мы приехали на поле, сразу и не поняли, почему же так тихо. Оказывается, все механизаторы и трактористы отправились на обед — в этом хозяйстве еду на место работы не привозят. Но ехать недалеко. Буквально один километр — и ты уже на базе хозяйства, где находится лучшее место в округе — столовая.

Территория, на которой мы сейчас находимся, называется Белорусское Полесье. Сотрудники предприятий, работающих здесь, кличут это место сердцем полесских болот. И да, в тот момент, когда мы ожидали механизатора, мы буквально стояли на высушенных болотах. 

Давным-давно, в 1950—1960-е годы, здесь действительно были топи. Советская власть решила их осушить, после чего получились изумительные земли для возделывания. Этим-то и воспользовались местные фермеры и хозяйства, которые сейчас выращивают тут овощи — в основном морковь, картофель и красную свёклу. 

— Морковь этим комбайном возможно убирать до наступления морозов, ведь пара дней со знаком минус на термометре — и ботва ложится. Тогда работать тут уже станет иной комбайн, так как этот тянет корнеплод за ботву, а другой будет подкапывать снизу, — рассказывает Александр Александрович Рудников, представитель завода GRIMME в Республике Беларусь. 

Сахарный «Рекс». Как устроен 20-метровый свеклоуборочный комбайн Grimme REXOR 6300 Platinum

Визуально оценивая территорию, невольно замечаешь небольшие земляные возвышения, которые расположены на посевах. «Что же это такое и зачем оно тут нужно?» — сразу же спрашиваю у представителя завода.

— Здесь таким образом хранится морковь, она не так сильно боится холодов, как, например, картофель. Во-первых, это некое экономическое решение: чтобы разместить в овощехранилище огромное количество корнеплода, необходимо затратить много электроэнергии, потому что надо поддерживать определённую температуру, способствующую долгому хранению овощей. 

— Во-вторых, морковь занимает очень много места. На поле, под землёй, её держать выгоднее, почва здесь позволяет сохранить овощ до мая-июня следующего года. То есть какое-то количество корнеплода пролежит таким образом всю зиму и весну — и ничего с ним не станет.

— Если уборку заканчивают в апреле, то когда морковь высеивают?

— Да сразу же, только на других полях. Морковь на морковь сеять нельзя: передаются болезни. После овоща почву обрабатывают и высевают другую культуру. А на третий-четвёртый год здесь снова появляется наша морковка.

Наконец вдалеке слышится шум моторов «Беларусов» и проступают едва различимые силуэты синего цвета. Это длинной чередой спешат к нам трактористы, будто играя в салочки прямо на поле. Знакомимся с ними и узнаём, что в этих краях живут очень приветливые, добрые и работящие люди. 

По полям, по полям синий трактор едет к нам! Белорус показал восстановленный МТЗ-50 1965 г. в.

Все как один так и норовят рассказать занимательную историю, развлечь или презентовать свой трактор. Механизатора «Аси» зовут Дмитрий, и мы приехали поговорить о самоходном агрегате именно с ним.

— Знакомьтесь: это наш четырёхрядный самоходный морковоуборочный комбайн, ширина захвата жатки которого — 3,5 метра, а ширина междурядья — 60 сантиметров (может регулироваться в зависимости от схемы посева). И мы все его очень любим, — незамедлительно приступает к рассказу механизатор. — Вес машины составляет 24 тонны.

— Давайте подробно поговорим обо всех этапах, которые преодолевает морковь, прежде чем попасть в прицеп трактора.

— Жатка состоит из четырёх секций, все включают пару вращающихся торпед на каждый ряд, лежащую ботву своим вращением они как бы поднимают внутрь. Внизу расположен лемех (или подрезающий нож). Он и помогает поднимать корнеплод к вершинам.

— Далее посредством двух зубчатых ремней, которые зажимают ботву между собой, работая синхронно, корнеплод начинает свой путь наверх. Выше расположены «чистики», отбивающие морковь от лишней земли, если такая есть. В закрытом пространстве при помощи специальных ножей происходит обрезка ботвы. Она аккуратно укладывается в ряд за комбайном. 

— И к концу чистая морковь под действием погрузочного элеватора направляется в параллельно движущееся транспортное средство. Моторный отсек находится в задней части комбайна, внутри установлен двигатель от компании John Deere. Это машина теребильного типа, так как морковка выдёргивается.

— Непрерывная работа с перегрузкой в трактор — логичнее, чем установить бункер?

— Знаете, здесь урожайность гораздо больше ста центнеров с гектара, так что в бункере такой комбайн просто не нуждается: он наполняется меньше чем за минуту. Это очень нецелесообразно и скажется на эффективности работы, на которую потребуется больше времени, — объясняет механизатор Дмитрий.

Основная ходовая часть комбайна — две гусеницы справа и слева, сзади же установлено спаренное колесо. Преимущество, несомненно, есть. Прежде всего это проходимость машины и более бережное отношение к мягкой плодородной почве. По дорогам общего пользования техника едет со скоростью 25 км/ч, по полю же — 6—8 км/ч.

Александр Рудников рассказывает, что ТО двигателя комбайн проходит каждые 250 мото-часов, а гидравлику заменяют перед началом сезона либо через каждые 1 000 мото-часов. Стоимость обслуживания нам не называют: говорят, всё зависит от используемых материалов.

Завод-изготовитель устанавливает тип моторного масла и его допуск (под этот допуск могут подпасть различные производители жидкостей в абсолютно разных ценовых сегментах), то же самое происходит и с гидравлическим маслом. Стоимость комбайна (конечно же, в зависимости от комплектации) стартует от 600 000 EUR.

— Расскажите о ваших искренних впечатлениях от работы на такой машине, — садясь внутрь кабины, прошу Дмитрия.

— Мне работается очень хорошо, в нашем хозяйстве сейчас вся техника — новая, а это, безусловно, удобно и эффективно. Здесь я обычно начинаю с посева моркови, а заканчиваю уборкой. 

— Вижу сзади синюю канистру — а что внутри?

— Это такая дополнительная импровизированная ёмкость для топлива. У комбайна встроенный бак достаточно небольшой — на 300 литров, на день этого горючего не всегда хватает. Чтобы не тратить время или когда работаю далеко от базы, использую такой выход из ситуации. Он отлично помогает.

— Как с утра готовите комбайн к работе?

— Каждую смену я начинаю с обслуживания: проверяю масло и фильтры, заливаю топливо, то есть ежедневно происходит такое минимальное ТО. 

— У вас много камер. Получается, видите всё, что происходит снаружи?

— Да, камеры и правда важная вещь у такой техники. Во время смены я не располагаю лишним временем, не могу вертеть головой или выходить на улицу, чтобы проверить, можно ли сдать назад. Технологии — это очень удобно, человеку они существенно облегчают жизнь.

— За нами стоит молодой человек. А какая у него функция?

— Он иногда ездит со мной, когда одному сложно, управляет элеватором, который выгружает морковь. Всё моё внимание концентрируется на жатке, я с неё глаз не свожу, поэтому меня сопровождает помощник.

На этом предприятии Дмитрий трудится уже на протяжении восьми лет, а в сельском хозяйстве — с самого детства, сколько себя помнит. Смена механизатора длится 10—12 часов, зависит от погодных условий, исправности механизмов, сопутствующей работы трактористов. Но нередко рабочий день проходит в штатном режиме, так как комбайн заточен на результат и долгие часы активной деятельности.

— Заработная плата за такой труд вас устраивает? Вы ведь весь день смотрите на вращающиеся торпеды и бесчисленные ряды моркови…

— Конечно, меня всё устраивает, получаю среднюю сумму на рынке за свой труд. Это где-то 3 000—4 000 белорусских рублей. 

Внутри кабины приятная тишина — во всём «виновата» хорошая шумоизоляция. Установлен кондиционер, и есть встроенный холодильник. Когда становится скучно, можно послушать радио, но с такой работой особо скучать не приходится. 

В день Дмитрий убирает 10—12 гектаров моркови, а в тоннах это какое-то совершенно сумасшедшее число. Обычно морковь попадает в контейнеры, вмещающие в себя тонну корнеплода, наполняемость одного — 28 секунд, смена длится 12 часов. Кто хочет, может посчитать…

— Ночью работаете?

— И такое случается. Освещение у комбайна хорошее, видно как днём. Ночью техника идёт комфортно и эффективно.

— Что интересного можно увидеть в этих краях?

— Часто вижу лосей и косуль, зайцев и лисиц, а вот недавно даже зубр приходил. Ну мы все к этому привыкли, на диких животных в наших местах уже даже внимания не обращаем.

— А как отражаются на здоровье ваши длинные смены? Как спина и зрение?

— Знаете, всё без изменений. К комбайну я очень быстро привык, сиденье тут комфортное, а зрение… оно у меня изначально хорошее, его ничем не испортишь. Какого-то дискомфорта я не замечаю.

— До встречи с «Асей» за рулём каких машин вы сидели?

— На таком же комбайне работал, только тот был чуть постарше. Разными тракторами управлял: и «Беларусами», и John Deere на гусеничном ходу. Вот на картофельном ещё не трудился — надо будет обязательно попробовать!

**

Именно в таких душевных поездках понимаешь, как здорово открывать для себя разные уникальные уголки нашей страны! И Лунинецкий район тому прекрасное подтверждение. 

Прощаемся с замечательными людьми, которые изо дня в день трудятся на полях, и становится немного грустно от осознания того, что сезон уборки урожая вот-вот закончится. Но ещё до первого снега мы обязательно порадуем наших читателей репортажами о технике с белорусских полей, дожидающейся нас где-то в глубинке…

Если вам есть что рассказать об импортной и отечественной технике, которая трудится на белорусских полях, смело пишите на news@av.by. Будем рады вашим письмам!

Подписывайтесь на наши новости в Telegram