Такси всегда где-то рядом. Uber готов покорять белорусскую столицу

«Как ты говоришь, «вайбер»? Есть такой!» - медленно перелистывая замерзшими пальцами виртуальные странички на экране смартфона, крепкий таксист с привокзальной площади пытается отыскать приложение с похожим названием. Поправляю мужчину, уточняя, что искомое слово звучит иначе - «UBER». «Нет, о таком не слышал,» - коротко бросает таксист и тут же отворачивается, потеряв ко мне всякий интерес.

Возвращаясь с конференции «Деловой интернет», где, собственно, и было объявлено о приходе сервиса Uber в Беларусь, я не преминул расспросить об «убийце» машин с шашечками у местных королей на этом рынке - матерых таксистов. 

И если для прогрессивной белорусской публики приход «Убер» сродни культурной революции, то для традиционных перевозчиков в помятых куртках это еще одно незнакомое, надо сказать, пугающее слово. Что же, давайте знакомиться и разбираться с «будущим городских перевозок» - пока лишь элитным UberBLACK.


Итак, Uber – это, во-первых, информационная платформа. А не очередная служба такси. То есть сервис Uber представляет собой мобильное приложение, которое можно скачать с популярных мобильных платформ: Android, iOS и Windows Phone.

Далее все просто. Скачиваем приложение, регистрируем банковскую карточку (с некоторыми банками, в том числе и с Белкарт система не работает) и нажатием одной кнопки вызываем такси.

Дальше интереснее. Так, например, вам совершенно не нужно указывать свое местоположение (общаться с оператором службы такси) – система с помощью GPS автоматически подбирает ближайший к Вам автомобиль, который сотрудничает с Uber. То есть, машина приедет даже в том случае, если вы затрудняетесь назвать свой точный адрес!

После успешного определения координат заказчика, система найдет свободный автомобиль, укажет его положение на карте, а также расскажет Вам о водителе, марке автомобиля и текущем рейтинге перевозчика. 

Время ожидания автомобиля не должно превысить 6 минут. По словам представителя московского офиса Uber, в Сан-Франциско, где сервис родился, в среднем подача автомобиля происходит за 2,5 минуты. На момент старта сервиса в Москве, время ожидания составляло 20 минут, сейчас не более 6 минут. 

Если вы указали конечную точку маршрута, то в таком случае будет рассчитана ориентировочная стоимость поездки. Кстати, оная складывается не совсем обычным способом:

- посадка (45 тыс. руб в нее не входит кол-во километров)

- время поездки (1250 рублей/минута)

- километраж (7000 рублей/километр).

Тут надо понимать, что если к примеру, вы 5 км ехали 20 минут, то заплатите 105 тысяч. рублей. И еще: минимальная стоимость 1 поездки - 60 тысяч рублей.

По приезду в точку назначения оплата за услуги такси автоматически будет списана с указанной при регистрации банковской карточки. Деньги уйдут в Голландию – там находится главный офис компании, а квитанция оплаты за поездку будет выслана клиенту на электронную почту. Там будет указан маршрут, время проведенное в пути, километраж и прочее. 

Если на карточке клиента не оказалось денег, то водителю в любом случае компенсируется поездка за счет Uber. А вот аккаунт пользователя будет заблокирован до зачисления на карту платежных средств и последующего расчета за услугу. Важный момент: никаких наличных и оплаты по привычному счетчику. 

Еще один неоспоримый плюс Uber в том, что если в машине окажется несколько человек, которые вызвали такси через одноименное приложение, то стоимость поездки разделится поровну между всеми (*прим. Только для UberX). К слову, бюджетный сервис UberX пока лишь рассматривается, как дополнение к доступному ныне UberBlack, а вот введение популярного во многих странах UberPOP, когда таксистом может оказаться любой водитель, у нас и вовсе не планируется. 

Так же после поездки можно сразу оценить качество услуг и водителя. И это очень важный параметр: водители с низким рейтингом автоматически отключаются от системы. Как оказалось, Uber очень строго следит за высоким уровнем сервиса. Более того, в комментария можно оспорить даже выбранный системой маршрут передвижения. Например, если добраться из точки А в точку В можно было быстрее и короче, предложенного системой маршрута, и клиент сможет доказать это, часть списанной суммы вернут. Однако, сервис!

По словам генерального менеджера Uber в Беларуси Алексея Стаха, присоединиться к сервису могут только официально зарегистрированные в Беларуси перевозчики и транспортные компании. Для этого при регистрации в программе система потребует предоставить соответствующие документы (. Это своеобразный гарант безопасности, которым в компании поступаться не намерены. "Мы очень тщательно отбираем водителей. Грубых, некомпетентных и имеющих в прошлом судимости водителей в сервисе Uber нет," - уточнил Алексей Стах. 

К слову, зарегистрироваться uber-таксистом в Беларуси не так-то и просто. Мало того, что на сегодняшний день необходимо обладать свежей иномаркой E или S-класса не старше 5 лет (в перспективе порог снизится до 3-х лет), так потенциальному водителю необходимо всегда быть в презентабельной форме ( белая рубашка – одно из условий имиджевого UberBlack), общаться с клиентом исключительно в вежливой форме, при этом первым не начинать разговор.

Развозить клиентов будут на представительских седанах Mercedes, BMW и Audi. Пока автопарк uber-такси насчитывает четыре Audi A6 и одну BMW 5-Series. Не густо. И это в белорусском офисе Uber признают. Но обещают, что вскоре ситуация кардинально изменится. А пока констатируем факт: развернуться с автопарком, который на пальцах одной руки сосчитать можно, будет крайне проблематично. 

На словах все доступно и понятно, а на деле? Повторюсь, на момент старта сервиса Uber в Беларуси, для столичных клиентов доступен лишь UberBLACK. То есть, по сути, это такое премиальное такси: и сервис недешев и машины все как одна представительского класса. Но не забуксует ли европейское  будущее в наших не простых белорусских буднях ?

Если с богатыми клиентами в Минске вопрос отчасти решаем - белорусская столица, как-никак, деньги у людей водятся. Да и, согласитесь, ехать в 20-летнем уставшем «Мерседесе» или в практически новенькой представительской «Ауди», пусть и в 2 раза дороже, - это не совсем одно и тоже. То как быть с обслуживанием таких дорогих автомобилей?

Как мне кажется, ежедневная эксплуатация прекрасной дорогой кареты вскоре грозит превратить оную в заурядную тыкву. Да и обходится такой бизнес на "премиуме" не в пример дороже тех же новых бюджетных вариантов. Увы, дорогие игрушки ломаются так же часто, как и их дешевые собратья. Кстати, обслуживание представительских машин тяжелой ношей ложится на плечи их владельцев. Uber выступает исключительно в роли "информационной платформы, которая оказывает лишь информационную услугу." То есть, бей посуду - я плачу -  это не по-уберовски и не про европейский сервис. Смею предположить, что владельцам дорогих автомобилей предлагают уж очень заманчивые условия сотрудничества! Иначе, овчинка не стоит выделки...

То ли на радость то ли на беду, но даже приблизительный уровень доходов uber-таксистов, в белорусском офисе назвать отказались. Кратко резюмируя: в обиде никто не останется. А вот свой тариф Uber не скрывает – 25% от ежедневной выручки. Много это или мало, лучше всего знают сами таксисты. Собственно, последних я и терзал вопросами о новом сервисе. Вот только поговорить на чистоту удалось лишь с представителем столичной службы «Пятница». Другие в лучшем случае пожимали плечами и от любых комментариев отказывались.

А "Пятница" порадовала. Надо сказать, по вышколенности водителей и состоянию своего автопарка, "Пятница" недалеко ушла от свежеиспеченного Uber. Да, приехавшая по вызову машина была не представительской Audi A6. Но в чистом и аккуратном салоне "народного" VW Passat  меня радушно поприветствовал водитель. Кстати, одетый в белоснежную рубашку мужчина, без лишних вопросов сделал тише музыку и вкратце согласился прокомментировать приход Uber в белорусскую столицу.

"Конечно, новый игрок в этом бизнесе - это всегда конкуренция, борьба за клиента и, как следствие, снижение тарифов на перевозки. Последнее, особенно актуально для белорусских клиентов. Наша служба одна из самых дорогих в Минске и мы видим, как клиенты реагируют на дорогой тариф. Спасает машина на метане и наработанная база клиентов. Так можно говорить хоть о какой-то рентабельности. А Uber, в первую очередь, - это дешевый тариф. Вот только в случае с UberBlack это далеко не так," - говорит Андрей.

До белорусской "Пятницы" мужчина 6 лет проработал в московском Яндекс.Такси, но в Uber так и не подался. "Почему? Много неясных моментов. Товарищам, обещали интересные условия работы. Например, работать без комиссии посредника при условии выполнения определенного количества рейсов в неделю. Как позже выяснилось - обманывали, - вспоминает таксист. - В Минске UberBlack просит 25% комиссии с выручки и это много. Более того, я езжу не на своем личном автомобиле. Мне не надо его ежедневно заправлять, мыть, обслуживать на СТО со своего кармана - все за счет компании. А в UberBlack одни дорогие иномарки. Боюсь представить, сколько обойдется случись что ремонт такой машины, не говоря уже о затратах на топливо. Как правило, за день я наезжаю порядка 250-300 км, но все наши машины работают на метане. 100 км пути обходятся в 50 тысяч рублей."

Идем дальше. Как известно, Uber предлагает рассчитаться за поездку с помощью банковской карточки и никаких наличных. Вроде бы удобно, но.."Расчет стоимости программа рассчитывает сама, сверяясь со спутником. По окончании поездки клиент получает виртуальный чек. А как быть с неизменным атрибутом легального перевозчика - таксометром? Везти клиента не включив его мы не имеем права! Да и контролирующие органы не признают иных способов определения стоимости поездки, кроме, как по таксометру. А как быть, если суммы по таксометру и данным Uber в конце поездки будут отличаться?" - задается вопросом Андрей, отмечая, что платить скорее всего придется по счетчику.

К слову, Алексей Стах прямо заявил, что для работы с Uber таксометр не нужен. Мол, компетентные юристы подтвердили представителям Uber, что в нашей стране помимо оплаты по таксометру, существуют и иные способы взаимодействия между участниками перевозки, например, аренда автомобиля с водителем. Знаем, слышали. Только вот по этому поводу Минсктранс не раз высказывался в категоричной форме, объявляя таких перевозчиков вне закона.. Как быть с этим? 

Естественно, не спросить о "палках в колесах" журналисты просто не могли. Было заметно, что прямой вопрос задел живые струны души представителей Uber, породив бурю эмоций. И в очередной раз Алексей Стах, как заклинание повторил: "Uber является информационной платформой, которая оказывает лишь информационную услугу, а не является перевозчиком!". Однако генеральный директор все же уточнил, что партнеры сервиса "должны действовать по закону", при этом отказавшись комментировать нюансы работы бизнес-партнеров Uber в РБ. 

После окончания пресс-конференции, видимо, не только у меня одного осталось впечатление недосказанности. Журналистам попросту не раскрыли всех карт, предоставив смаковать лишь вишенку от пирога под названием UberBlack. Думается, представители иностранной компании понимают, что законодательная среда Беларуси может стать непреодолимой преградой на пути иностранного сервиса в нашу страну. Возможно, поэтому Алексей Стах частенько упоминал лишь о "тестовом" режиме работы сервиса. При этом не уточняя, когда же он закончится.

Конечно, преимущества Uber видны невооруженным взглядом: таксисты отказываться от "девушки на проводе", не платят в казну многочисленные налоги и пошлины и, сэкономив на расходах, делают общедоступным тариф для клиента! Лепота! Цивилизованно и по-европейски! Но спустимся на землю, вернемся в Беларусь. Повторюсь, сервис пока работает лишь в тестовом режиме. А вот задержится ли он здесь на долго - вопрос открытый. По крайней мере официальных заявлений от Минтранса по этому вопросу не поступало.

Во-вторых, все мы знаем, что стране нужны деньги. Отпустить таксистов в "свободное плавание" - это значит лишится приличной статьи доходов (техосмотр, пошлина 2 раза в год, покупка-обслуживание таксометра, многочисленные проверки и т.д.). И если мы, потребители, к этому готовы, то власти, думается, - еще нет.

К вышеназванным препонам, можно смело отнести интерес компании только к крупным городам с населением более 1 млн человек (в перспективе 500 тыс). А ну-ка, сосчитаем на пальцах, сколько таких мегаполисов в Беларуси? Опять же, недешевая стоимость перевозки и всего 5 автомобилей на старте - несерьезная заявка, способная даже не уколоть, а лишь пощекотать существующих игроков таксомоторного рынка. Последние же упрямо твердят: клиент голосует рублем - и точка. А в булочную на такси белорусы еще не скоро начнут ездить.

Журналисты AV.BY изучили новый сервис Uber, а также обсудили перспективы развития новой информационной платформы с крупными представителями таксомоторного рынка столицы. Материал появится в ближайшие дни. Следите за сайтом!

 

Фото: автора

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.