На взлете осени столичный авторынок не может похвастать всплеском продаж и обилием покупателей. Возможно, это связано с началом нового учебного года и традиционным сбором картофельного урожая по всей стране. Именно так, по крайней мере, продавцы площадки в Малиновке объясняют небольшой спад продаж, рассчитывая на то, что сентябрь еще раскачается. Тем более что автомобилей на рынке заметно прибавилось, а их многообразие за счет свежих иномарок из ЕС и США оказалось возможно благодаря 140-му указу.
Машин из ЕС и США из-за льготной растаможки стало больше
Если машин в первой декаде сентября представлено достаточно много, то людей, напротив, меньше, чем в летний сезон. Большинство продавцов отмечает, что в июле и августе продажи шли на удивление бодро: «Свежих иномарок из ЕС отныне больше: спасибо инвалидам и многодетным! Просто люди не обновляли свой автопарк с 2011 года, а когда в апреле появилась такая возможность, многие ею воспользовались. А чем плохо, что в Беларусь поехали трех-четырехлетние европейские иномарки с дизельными моторами и чистой историей?»
С того времени, как ввели льготную растаможку, прошло чуть больше четырех месяцев, однако резонансный указ до сих пор обсуждают, а некоторые продавцы уже не одну машину привезли, растаможили за полцены и успели продать. «Автомобили, пригнанные по 140-му указу, вы не найдете, — такой фразой встречает нас один из местных продавцов и объясняет причину: — Почему? Да никто не признается в этом».
Сам он занимается свежими «американцами», которые растаможивал по полной тарифной ставке и теперь продает по среднерыночным ценам. «Взять тот же литровый Focus, растаможка на него — 1 700 евро. Что ты на нем сэкономишь? — пожимает плечами мужчина. — Под этот указ выгодно возить изначально дорогие модели или автомобили с большими объемами мотора, а иначе разницу не почувствуешь. Я пригоняю только те экземпляры, которые потом проще продать. Это не только Ford Focus, но и Honda Civic, CR-V с объемами до 2 литров. Как быстро они продаются? Как повезет! Рынок — это что-то наподобие кардиограммы: то всплеск, то спад продаж. Последние две недели с реализацией слабовато. Цены на некоторые модели из США упали, и это связано с тем, что их стали массово ввозить в Беларусь. Боюсь, что в перспективе последствия могут быть негативными. Допустим, начнут проверять, на кого оформлялись эти машины и могли ли льготники позволить себе такую покупку...»
«Американцы» в Малиновке есть: среди них Ford Focus 2016 года с литровым турбомотором на 125 сил за $10 950, рестайлинговый Buick Encore 2017 г. в. с турбобензином объемом 1,4 литра по цене $16 750 или Chevrolet Cruze 2013 года с 1,4 турбобензиновым мотором за $9 650.
Универсалы Volkswagen Passat и Skoda Superb — хиты продаж
Тем не менее большую часть ассортимента на рынке все же составляют свежие машины из Европы — их на рынке в Малиновке действительно много. Сейчас популярен Volkswagen Passat, на который наблюдается бешеный спрос. «Это модель B8 2015 года выпуска в комплектации Highline, — презентует автомобиль продавец. — Здесь дизельный 1,6-литровый мотор, самая дорогая оптика Full LED. Машину привезли из Германии, цена — $16 500. Данный экземпляр уже нашел своего владельца, но пока стоит здесь как образец. Если хотите, доставим такой же».
На пике продаж и Skoda Superb — один из экземпляров 2015 года с двухлитровым «дизелем» и МКПП готовы отдать за $15 500.
Те, кто занимается помощью в подборе и покупке автомобилей из ЕС, подтверждают, что с мая это направление оживилось: к ним стали обращаться люди, у которых есть возможность воспользоваться льготами и которые соскучились по «хорошим европейским машинам». «Любая лазейка в законе подразумевает, что будут и спекуляции. Опять-таки по закону нет запрета на продажу таких транспортных средств. И что плохого в том, что кто-то не может купить автомобиль, но в то же время может заработать на этом указе?» — задается вопросом один из продавцов.
Помимо Passat, популярностью этой осенью будут пользоваться такие модели, как Renault Talisman (2016 год, 1,5 DCi, 35 800 бел. рублей), Kadjar (2016 г. в., 1,5 дизель, $15 400), Opel Insignia (2016 год, 1,6 дизель, $14 900), Astra (2015 год, 1,6 дизель, $10 900). А вот Mercedes B180 2015 года с мотором 1,5 DCi и 6-МКПП продают по особой цене, которую можно узнать, позвонив по телефону.
«Как правило, это целые экземпляры 3-5 лет, — объясняют на рынке, рассказывая про ходовой сегмент авто из ЕС. — Их везут отовсюду: из Германии, Голландии, Бельгии. С объемами моторов до 2 литров, с чистой сервисной историей и пробегами в среднем 150-200 тысяч км. Их состояние лучше, чем у машин из РФ, проехавших 50-60 тысяч км».
«В октябре станет больше машин из США и начнется демпинг»
Один из продавцов прогнозирует, что в октябре «рынок ляжет на лопатки». «Это будет связано с тем, что за лето привезли очень много битых авто из США. Сейчас их отремонтируют, покрасят, а потом выставят на продажу. Думаю, они начнут между собой конкурировать, а следовательно, ожидается падение цен в среднем на 5%, — предполагают на рынке. — Случится своеобразный демпинг — кто быстрее продаст; количество европейских и американских машин примерно сравняется, но что будут покупать в первую очередь — зависит от предпочтений людей. Кому-то нужна целая и обслуженная модель из Европы, а кто-то готов купить битую с маленьким пробегом из США. Хотя, на мой взгляд, экономичные "дизеля" из ЕС для белорусов более привлекательны».
Продается все: главное — цена и состояние
Один из местных продавцов не делает ставку только на европейские малолитражки или бензиновые авто из США, а реализует «все подряд». У него на площадке можно увидеть и новый Kodiaq с двухлитровым «дизелем», полным приводом и DSG (просят за него 38 тысяч долларов), и Passat B7 из Европы, и даже Audi 100.
Популярный нынче Passat растаможивался за полцены, а иначе со 140-м указом невозможно было бы конкурировать с ним на рынке. Цена за автомобиль 2013 года выпуска на метане и без пробега по РБ составляет $15 000. Тем не менее самое ходовое, говорят в автохаусе, укладывается в ценовой диапазон до 6-7 тысяч долларов, да и со старыми дешевыми машинами ситуация более-менее предсказуема: с адекватной ценой и в хорошем состоянии «бэушка» всегда продается, а «хлам» не нужен даже задешево.
В пример приводят Volkswagen Jetta 1992 года выпуска с 1,6-литровым мотором и 5-МКПП за $2 590. «Да, машина подкрашивалась, но у нее родные фары. А посмотрите, какой у нее салон! — эмоционально рассказывает продавец. — Еще коврики из немецкого автохауса остались, а руль нестертый, как апельсиновая корочка! У автомобиля всего (!) 286 000 км родного пробега, даже лобовик оригинальный».
«Наши люди "наелись" российскими машинами вроде Renault Duster, — считает сотрудник местного автохауса. — Пусть у него свежий год выпуска, пробег — 70 тысяч км, хорошая комплектация, он в родной краске, но белорусы от таких экземпляров хотят избавиться. Интересно, когда прекратится всплеск покупки новых бюджетных машин? На мой взгляд, те, кто может позволить себе покупку без кредита и лизинга, лучше возьмут свежую иномарку из ЕС, потому что так сложилось исторически. А за эти годы застоя по "дизелькам" из Европы все соскучились».
Тем более рынок далеко не тот, что был раньше. Новая площадка в основном представлена автохаусами, которые не только продают авто за наличные, но и вовсю практикуют современные инструменты продаж: даже с несколькими тысячами долларов в кармане получится стать владельцем свежего Mercedes в кредит или лизинг. Можно даже приехать на старой машине, чтобы сдать ее в trade-in, а взамен уехать на другой иномарке.
Если говорить про ассортимент, то в тренде сегодня минивэны вроде Citroen C4 Picasso, Peugeot 3008, 5008 и Renault Grand Scenic. Пожалуй, это самый распространенный сегмент. Помимо популярных моделей, встречаются, допустим, Honda CR-V 2017 года с 1,5-литровым турбомотором или Mazda CX-3 (2015 год, $16 950), которая на нашем рынке не предлагается. Чаще можно увидеть в продаже, к примеру, Volvo V70 (2015 год, 1,6 дизель, $15 950) или Renault Espace (2015 год, 1,6 дизель, $18 950).
Однако не только машинами хвастает авторынок в Малиновке, но и мотоциклами. К примеру, эту Yamaha XV 1700 А 2006 г. в. с пробегом 19 000 км продают за $6 750.
А вот популярных российских «бюджетников» из РФ мы не нашли, из новых машин на глаза попались только упомянутый выше Skoda Kodiaq да Lada Granta. С пробегом 4 000 км российский седан продают за $6 950 по курсу Нацбанка. Продавцы говорят, что курсовая разница сейчас не самая выгодная, поэтому из России машины если и везут, то не массово, ориентируясь больше на пригон из ЕС.
Кто-то из продавцов не снижает стоимость, чтобы получить бОльшую выгоду, но некоторые ставят более привлекательный ценник. Вслед за ними те, кто привез иномарки до вступления в силу 140-ого указа, вынуждены переписывать прайс в сторону уменьшения. А как иначе продать? Яркий пример тому — Ford Fusion 2014 года с полуторалитровым мотором и АКПП, растаможенный до апреля текущего года. Изначально его отдавали за $13 900, но в связи с падением цен на аналогичные модели из-за 140-ого указа продавец снизил стоимость на 1 000 у. е. А какие у него были еще варианты?
**
Итак, что в итоге? Большая часть машин в Малиновке представлена экземплярами из Европы в возрасте от трех до пяти лет с «проходными» моторами, поскольку они вписываются в «растаможку». Да и пресловутый 140-ой указ внес свои коррективы в реалии рынка: поскольку ручеек заграничных авто в разы увеличился, цены на некоторые модели моментально упали. По некоторым оценкам, американские «битки» возьмут реванш в октябре или как минимум их количество сравняется с европейскими иномарками — и тогда начнется конкуренция по цене. Однако каких-то глобальных изменений на рынке не прогнозируют. Впрочем, как оно будет на самом деле, покажет время: поживем — увидим.
Хотите купить автомобиль и готовы к экспериментам? Предлагаем помочь вам с выбором автомобиля в новой рубрике «Честный подбор». Для этого нужно определиться с тем, что вы ищете (модель авто, год выпуска, ценовой диапазон и другое), а также быть готовым к поездкам для осмотра машин. Пишите нам на news@av.by и присылайте краткую информацию о своем будущем автомобиле. Будем рады вашим письмам!