Столичный транспорт уже начали оборудовать электронными компостерами

Минские трамваи первыми получили устройства автоматизированной системы оплаты. В скором времени их начнут тестировать. Меньше чем через год минчане будут рассчитываться за свои поездки при помощи бесконтактных смарт-карт. Рассмотрим более подробно все нюансы нововведения.


Вместо механики — электроника

Главное отличие новых электронных приборов от их предшественников: они не просто пробивают талончик, а печатают на нем дату, время и номер транспортного средства. Словом, речи о «многоразовом» использовании (к которому приноровились отдельные ушлые граждане) больше не идет. Любителям вставить талончик в компостер и ехать до нужной остановки с праведными мыслями в духе «если войдут контролеры — пробью» вскоре также придется с нервозностью чесать затылки. Легким движением руки контролер заблокирует своей карточкой все электрокомпостеры в салоне. И даже если вы Гудини, заставить их работать до окончания проверки не удастся.


Да, но кто помешает безбилетнику попросту выйти из салона? Так же, как это и сейчас проделывают многие, завидев синие жилеты ревизоров. Ответа на этот вопрос, увы, нет: милиция с бригадами контролеров пока не работает. А публика в салоне встречается разная.


Так в чем тогда принципиальное отличие действующей системы оплаты проезда от новой, электронной? Отличий много.

Минчане получают универсальный электронный документ, позволяющий быстро рассчитываться за поездки в метро и наземном транспорте. При этом автоматизированная система поддерживает все имеющиеся сегодня виды проездных документов, а также однократную поездку. Но это лишь начало.

— В перспективе АСОКП сможет реализовывать различные типы тарификации. Например, в случае принятия решения об оплате проезда по количеству остановок или километражу. Или, скажем, введению льготного тарифа с использованием персонифицированных карт. Техническая составляющая для этого полностью готова, — рассказывает Андрей Паплевка.

Все минские автобусы, троллейбусы и трамваи несколько лет назад оборудованы навигационными терминалами, которые определяют местонахождение машины на маршруте. Вкупе с бортовым компьютером, валидаторами и GSM-передатчиком это позволяет безошибочно зафиксировать остановку, на которой зашел пассажир. А при выходе — отследить, сколько он проехал, и снять с карточки нужную сумму. Как все это в итоге получится на практике, спрогнозировать сложно. Новая концепция тарифной политики пока находится на этапе уточнения и согласования. Спустя время она поступит на рассмотрение уполномоченных органов.

Штат кондукторов сократится, а ревизоров увеличится

Что известно наверняка уже сейчас, так это то, что кондукторам в перспективе могут предложить новую работу. Ведутся разговоры о поэтапном сокращении данной службы. А вот штат контролеров, наоборот, увеличится. Пока это 100 человек при потребности 200. Специалисты агентства «Минсктранс» не исключают, что цифра может достичь и полутысячи. Ведь в столице, как ни крути, 2500 единиц подвижного состава, и электронные билеты тоже нужно проверять.

— С января 2014 года мы установим автоматизированную систему на 140 минских трамваях. Посмотрим, как пойдет эксплуатация на практике, с реальными пассажирами и реальными картами. Вслед за этим начнется монтаж технических средств и обучение специалистов во всех троллейбусных и автобусных парках Минска, — уточнил Андрей Паплевка.

Где в столице можно будет купить и пополнить «электронные билеты»? В кассах метрополитена, киосках «Минсктранса» и «Белсоюзпечати». Но это, говорят специалисты, разовая проблема. В перспективе таких очередей за проездными документами, которые выстраиваются в конце каждого месяца, мы больше не увидим. Карту можно будет пополнить через платежно-справочные и банковские терминалы. К слову, их можно будет купить даже через банкоматы.

В заключение отметим, что валидаторы, программное обеспечение, бортовые компьютеры системы оплаты и устройства контролеров  всё это полностью белорусские разработки.

РЭСПУБЛIКА