Отремонтировано в Комарово. Белорус открыл СТО в деревне и зарабатывает не только на хлеб с маслом

Отремонтировано в Комарово. Белорус открыл СТО в деревне и зарабатывает не только на хлеб с маслом

Помещением в 400 «квадратов» не каждая столичная СТО может похвастаться. А вот предприниматель Евгений Локутиевский из Комарово (это деревня в Мядельском районе с населением не больше тысячи человек) — запросто.

Когда-то здесь располагался заброшенный ангар государственного колледжа: тут обучали будущих трактористов. Ямы под СТО оборудовать не пришлось, а вот небольшой косметический ремонт понадобился: побелили стены, залатали крышу, провели водопровод. Сельский ипэшник со всем справился, и теперь отбоя от клиентов нет: не только автолюбители из Мяделя приезжают, но и столичные заглядывают. 

Залог успеха — поддержка сельского бизнес-инкубатора 

У комаровской СТО нет ни собственного сайта, ни странички в социальных сетях. Поисковик Google выдаёт один-единственный номер — и тот личный мастера. «В рекламе не нуждаемся», — твердит Евгений Локутиевский, предприниматель, директор и главный слесарь самой известной станции технического обслуживания в районе. 

— Когда открывались четыре года назад, конечно, не думали, что будет такой поток клиентов. Ну кто сюда поедет? А сейчас, бывает, нет даже пяти минут на перерыв. 

Раскрутиться помогло сотрудничество с сельским бизнес-инкубатором «Комарово» — творением Эдуарда Войтеховича, которого не стало несколько месяцев назад. Много лет подряд в деревню стройными рядами съезжались журналисты и иностранные делегации — посмотреть на бизнес-чудо, которое произошло в когда-то богом забытом местечке. В полузаброшенной деревне благодаря энтузиастам начали как грибы после дождя расти кафе, магазины, пекарня, сыроварня и та самая СТО.

Евгений вместе со своим напарником — Евгением Ярмаковичем — стали регулярно мелькать на страницах прессы и республиканских телеканалах. Чуть меньше года назад бизнес-партнёр нашего собеседника погиб. Так что нескончаемый поток клиентов лёг на плечи одного человека. 

— Всё началось с первого набора в бизнес-школу — её, к слову, закрыли года полтора назад (а жалко!). Там объявили, что каждый начинающий предприниматель может прийти, выдвинуть свою идею и, возможно, получить на её реализацию деньги… Ну я пришёл и выдвинул! А дальше — как видите. 

— Стоимость нормо-часа у меня — 24 рубля. Сколько потребуется на прохождение полного ТО? Не скажу, а то и из Минска народ повалит. Дешевле, чем в столице, — это точно! Хотя знаете, прикатил на днях один дед… Говорит: «Вот у тебя шины стоит поменять 38 рублей. А в Минске мне за 30 сделают. Обдираешь честный народ!» Достал меня так, что я с него денег не взял, а просто сказал: «Шиномонтаж за счёт фирмы, только не приезжай сюда больше». 

Чтобы подъёмники не простаивали (в их покупку инвестировал бизнес-инкубатор), Евгений начал сдавать их в аренду вместе с ямами. Стоимость такой услуги — 15 рублей в час. 

— Пользуется аренда популярностью? Казалось бы, почти у каждого в деревне должен быть свой гараж или яма…

— Ещё как! И нет, это не желание сэкономить на услугах мастера. Просто многие хотят сами покрутить гайки. Бывает, что и на несколько часов кто-нибудь зависнет. 

— Я всегда иду клиентам навстречу: случается, еду на работу с утра из родной Свири — захвачу машину соседа. А вечером починю и верну ему. И заказчик доволен, и я с ветерком доберусь.

— Видели нашу дорогу? Думаете, я просто так её гравийкой не засыпаю? А вот и нет! Это такой метод диагностики: пока по ямам доедешь — услышишь, что и где стучит, даже если владелец машины не замечал подозрительных звуков раньше. 

Среди клиентов — туристы из Литвы и Латвии

Заводим разговор о бизнес-плане и перспективах. Евгений удивляется: «Какой бизнес-план? Мне не до бумажек!» Но тут со стопкой документов из-за угла появляется Наталья Петровна:

— Женя, на пять лет вперёд у тебя план расписан вообще-то! Подпиши вот лучше здесь и здесь, — командует строгая девушка, лихо поднимает две покрышки и скрывается за воротами.

Кто же такая эта Наталья Петровна, которую боятся даже комаровские слесари? Оказалось, бухгалтер. Она сама вызвалась помочь Евгению: мужчина хорошо разбирается в технике, но не сильно горит желанием вникать в юридические тонкости ведения бизнеса. 

— Знаю только, что налогов отдаю 16% от кассы… А в прошлом году было 6%. Ощутил ли разницу? А мне некогда ощущать — работы валом! Вы лучше напишите, что запчасти подорожали о-го-го как! И вот же дела: курс доллара откатился назад, а прежние ценники возвращать коммерсанты не хотят. Более того, стоимость с некоторых сайтов вообще убрали, потому что она может измениться в любой день. 

— Например, клиенту понадобился вентилятор печки: в феврале прайс был 200 рублей, сейчас стал 500… Или вот Citroen Xantia стоит. Накладки на зеркало — $40! Да я целое зеркало за такую цену найду. Ну а так заказываем запчасти в ARMTEK из Минска — это единственный вариант. Больше сюда никто ничего не повезёт. 

— А как клиенты отреагировали на рост цен? Стали чаще заказывать расходники подешевле?

— Они такие и раньше просили! Но дешевле уже некуда. К нам мажоры не ездят: сами видите, какие машины на парковке. 

Оглядываемся назад: на стоянке как попало расположились старенькие Peugeot Partner, Mercedes-Benz C-класса, Volkswagen Passat

— Ого! Классика жанра. Наверное, этот «Пассат» ещё новую «Ладу» переживёт!


— И такое может быть! Раньше ведь машины делали на совесть, а теперь... Вот у нашей Натальи Петровны в гараже лет 20 стоял ВАЗ-2102. «Жигули» в родной краске. Мы и сами не верили, но подняли коврики, а под ними — крепкий металл! Конечно, были проблемы: помпа сгнила, провода мыши перегрызли… Мы это всё поменяли, не заливая бензин, потом вжик стартером — и машина завелась на старом топливе! Приезжали перекупы, хотели за две тысячи забрать, но мы не отдали! Я говорю: дешевле $5 000 такой раритет продавать нельзя! Найдутся коллекционеры — с руками оторвут. 

Судя по номерам, припаркованные машины в основном из четвёртого и пятого регионов. Но на выходных, говорят, ситуация кардинально меняется: сплошные «семёрки»! Приехавшие на дачу и к родителям минчане желают отремонтироваться дешевле, чем в городе. 

— Самая популярная услуга у столичных — шиномонтаж. Колёса где все хранят? Правильно: по сараям да погребкам у родителей в деревне. Заезжают к нам литовцы и латыши. Особенно в летний сезон: вокруг полно баз отдыха, которые облюбовали иностранцы. Бывало, и по 12 часов без выходных приходилось работать. Да и местные частенько заглядывают. Говорят, мол, Женя, только у тебя буду ремонтироваться! А мне уже и очередь-то из машин пристроить негде…

Сейчас от всех вопросов о планах Евгений отмахивается, даже несмотря на то, что дела идут явно неплохо. Но это и неудивительно: нынче многие представители бизнеса с осторожностью делают прогнозы на будущее.

Правда, как стало понятно из разговора, у мужчины на то есть личные причины. Многое из задуманного осуществить так и не удалось. 400 квадратных метров — это примерно треть от всего здания бывшего Вилейского колледжа. Остальная часть совсем уж в печальном состоянии. Евгений со своим напарником хотели всё строение выкупить. Но, увы, планам не суждено было сбыться...


Колледж в продаже отказал, здание передали на баланс местного сельхозпредприятия. Теперь предприниматель платит около 300 рублей в месяц за аренду ангара. А арендовать соседние помещения не позволили. Спрашивается: почему? Ведь там могли бы появиться станция обслуживания грузового транспорта (рядом оживлённые трассы, по ним постоянно следуют фуры) и авторазборка: аварийных авто, которые владельцы с радостью пустили бы на запчасти, в ближайших деревнях тоже хватает. 


— В общем, о расширении пока остаётся мечтать. Но и это делать некогда — работы, сами видите, хватает! — с неприкрытым энтузиазмом говорит Евгений, накидывает на ступицу колесо, рукой наживляет гайки, вжик-вжик их гайковёртом... И вуаля! Колесо на месте.

Да мы и сами видим: бизнес в Комарово идёт, а СТО реально работает и приносит доход. Смеем надеяться, не только на хлеб с маслом. 

Фото: Константин Никаноров

Подписывайтесь на наши новости в Yandex.Zen и Telegram