ProЖелезо. Проблемы и радости двигателя 1.5 dCi (K9K)

ProЖелезо. Проблемы и радости двигателя 1.5 dCi (K9K)

Полуторалитровый турбодизель K9K вот уже более 20 лет уверенно занимает подкапотное пространство многих моделей Renault, Nissan и даже Mercedes-Benz. На каких автомобилях возможна встреча с 1.5 dCi в схожих модификациях? Наверняка это модели Renault: Clio, Duster, Fluence, Megane, Kangoo, Logan, Laguna, Lodgy, Modus, Sandero, Scenic, Symbol, Twingo, Talisman. 
Ближайший соседний ряд — у Nissan: Almera, Micra, Note, Qashqai, Tiida. Популярность мотора настолько ошеломительна, что его взяли на вооружение даже в Mercedes (A, B и GLA-сlass). В чём секрет такого спроса у разных производителей: простота, экономичность, надёжность или нечто другое? Разбираемся вместе со специалистом столичного сервиса Inter Hofmann Александром.



Блок цилиндров чугунный, головка блока — из алюминия. Поршни также алюминиевые с тремя кольцами: два компрессионных и одно маслосъёмное. С момента выхода в свет в 2001-м мотор претерпел более полусотни модификаций. Говорить о несовершенстве конструкции предвзято, так как она по сей день не подвергалась преобразованиям (меняются компоненты и навесное). Таким образом, полуторалитровый К9К подразумевает ряд вариантов с мощностью от 65 до 116 л. с.

Вот тебе, Nissan, и Юрьев день...

В этот раз на подъёмнике — Nissan Qashqai 2008 года выпуска с заявленным пробегом 256 000 км. Машина покупалась новой в 2008 году и до сих пор находится в одной семье. Все ТО, начиная с гарантийного, проводились строго по регламенту каждые 10 000 км или даже раньше. В истории эксплуатации числится год простоя, который с большой вероятностью мог стать одной из причин капитального ремонта.

 
Со слов владельца, ничто не предвещало беды. Это был обычный рабочий вторник, который впоследствии оказался вынужденным выходным.

— В то утро всё происходило как обычно, — говорит хозяин. — Вышел пораньше, дал машине немного поработать, долил «омывайку» и отправился по делам. Никаких странностей не заметил ни за день, ни за неделю до этого. Проехав примерно 20 км, услышал стук и несколько громких хлопков, после чего пропала тяга, а через несколько секунд автомобиль заглох. Повернул ключ зажигания — и окончательно стало ясно: шанс уехать своим ходом так же мал, как тридцатиградусная летняя жара этой промозглой осенью. Ну а дальше эвакуатор, СТО и ожидание приговора.

Что показало вскрытие?

Пожар в первом отсеке утопил эту подводную лодку. Под высокой температурой части клапана, нещадно изрешетившие стенки цилиндра, изменили поверхность поршня до неузнаваемости. Полетевшая из колодца раскалённая стружечно-масляная смесь приговорила турбину. Результаты исследования также выявили проскок ремня ГРМ, но установить последовательность фатальных событий, уничтоживших ДВС, не представляется возможным, да и бессмысленно.

 
В сухом остатке имеем живой распредвал, нетронутый коленвал и вкладыши, три живых цилиндра и три исправные форсунки. С таким набором последствий есть два варианта: шлифовка, расточка и все вытекающие либо замена столбика. Владелец предпочёл второй сценарий. Решение целесообразное с учётом перспективы дальнейшего владения автомобилем, а не его скорейшей реализации.

Принимая во внимание количество модификаций, этапы выпуска двигателя можно разделить на четыре поколения. Первое (оно и самое проблемное) выпускалось с 2001 по 2004 год. Слабое место — топливная система Delphi.

Форсунки склонны к загрязнению, а потому рекомендуется производить чистку системы каждые 30 000 км. Турбина в данном техническом тандеме обычная, без изменяемой геометрии. Мощность двигателя — от 65 до 105 л. с.

 
На смену модификации пришёл двигатель второго поколения, выпускавшийся с 2005 по 2007 год. Мощность агрегата подросла с 65 до 85 л. с. за счёт установки интеркулера. Повысился и крутящий момент — с 160 до 200 Нм. Увеличен регламент замены привода ГРМ, доработана система впуска и впрыска топлива. Такая версия считается переходной. А потому можно встретить моторы с форсунками Delphi и Siemens.


Третья генерация оснащалась топливной системой Siemens, выпускалась с 2008 по 2011 год, а в паре с ДВС шла шестиступенчатая МКПП. Доработана выпускная система, поставлены новые сажевый фильтр и ЕГР, экологический стандарт достиг Евро-5. Форсированию поддаются все перечисленные поколения, максимальных же показаний удастся достигнуть в последнем — до 135 л. с. и 300 Нм крутящего момента.

Четвёртая (на сегодня актуальная) генерация 1.5 dCi выпускается с 2012-го. Ключевое изменение — турбина BorgWarner BV38 с изменяемой геометрией. Новые двигатели оборудованы системой Start-Stop, а ресурс привода ГРМ увеличился на 40 000 км в сравнении с третьим поколением (с 120 000 до 160 000 км). Одно осталось неизменным — отсутствие гидрокомпенсаторов.

Стоимость обслуживания и ремонта:

— замена масла (4,5 литра) — от 120 рублей;

— замена свечей накала — от 80 рублей;

— замена ремня ГРМ (с натяжителем и оригинальным ремнём) — от 450 рублей;

— замена антифриза — от 210 рублей;

— ремонт турбины — от 800 рублей;

— замена ДВС на контрактный — от 2 000 рублей.

**

— В целом мотор считается надёжным и может вы́ходить гораздо больше заявленного производителем ресурса в 250 000 км, — итожит специалист СТО. — При обрыве ремня ГРМ загибаются клапаны, поэтому важно не пренебрегать регламентом обслуживания. Особое внимание стоит уделять качеству топлива и смазочных материалов. Первыми под удар попадают шатунные вкладыши, далее по цепочке. Одно из самых уязвимых мест — топливный насос, где накапливаются продукты износа.

 
Резюмируя, отметим: мотору 1.5 dCi (К9К) смело можно ставить крепкую четвёрку по пятибалльной шкале. Недаром агрегат пользуется популярностью не только у бренда Renault. Двигатель достаточно прост в ремонте, а заменяемые узлы обходятся в сравнительно небольшие деньги. Замена на малопробежный экземпляр, как в нашем случае, не сильно бьёт по карману. Да и найти донора на разборках не составит большого труда — установка широко распространена и изучена на многих СТО. 

Фото: автора

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

А вы сталкивались с проблемами двигателя 1.5 dCi (K9K)?

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.