«Скрутил пробег в классном Mercedes — заработал 10 000 евро». Как получают прибыль в немецких автохаусах

Приобретение проблемных авто на «вторичке» — явление, связанное порой с недобросовестными автохаусами. Подобные истории не раз появлялись на страницах нашего сайта — к примеру, случай белоруса, взявшего в комиссионке залоговую Toyota. Писали нам и покупатель Kia, «попавший» на ремонт, и хозяин Ford Kuga с дефектом панорамной крыши — о нём продавец скромно умолчал. Ни акта технического состояния, ни чека, а в счёте-справке указана заниженная цена в рублях — это тоже часть всех историй. Не говорим уже про неисправности б/у автопрома, с которыми явно пришлось разбираться новым владельцам… А вам интересно, как всё устроено на европейских площадках? Быть может, немцы друг друга не обманывают? Вот и нам тоже любопытно.

Евгений, который уже становился нашим собеседником, шесть лет назад совместно с поляками открыл автохаус в Германии. Доставкой машин из Европы он занимается с 2011 года, а с 2016-го развивает собственный бизнес. На этот раз мы поговорили с белорусом о том, по каким правилам работает немецкий автохаус и есть ли там привычные для наших соотечественников способы обмана.

В 2016-м Евгений начал своё дело в Германии, а сегодня также оказывает услуги по покупке и доставке авто из ЕС

Открыть автохаус может любой желающий

По словам нашего героя, каких-то жёстких требований к запуску автомобильного бизнеса в Германии нет: государство даёт зелёный свет всем, у кого есть средства и желание заниматься предпринимательством.

— Любой человек может зарегистрировать фирму — это стоит 30 евро. На данном этапе у вас спрашивают, какой предполагается оборот, исходя из чего выбирают наиболее подходящую систему налогообложения. В конце года налоги пересчитываются — либо вы вносите доплату, либо государство. Если вы заработали в год до 14 400 евро (этот показатель меняется), то деньги не отдаёте совсем. Это касается частных фирм а-ля ИП. В случае с компаниями действует прогрессивная шкала в зависимости от дохода. А вот в аналог нашего ФСЗН нужно вносить средства даже при отсутствии прибыли. Минимальная ставка — 140 евро в месяц, а потом сумма растёт в соответствии с вашим заработком.

— Нет обязательных условий вроде аренды офиса или площадки. Однако если вы открываете автохаус вместе с СТО, то в штате должен быть человек с технической квалификацией. Отсутствие регистрирующего органа наподобие нашей ГАИ ощутимо упрощает работу, то есть подписывается лишь договор купли-продажи в свободной форме. Этого достаточно. Чтобы поставить авто на учёт, необходимо иметь только бриф (большой и малый техпаспорт) и удостоверение личности. Когда, за сколько и у кого вы купили машину, в Германии не важно. Конечно, при приобретении автомобиля вы получаете инвойс, счёт-фактуру или договор купли-продажи, но для регистрации все эти документы не нужны. Исключение — новая машина, когда выдаётся счёт-фактура и заключается договор (он обязательно предъявляется во время постановки на учёт). 

Купил «бэушку» — получил гарантию на год

Нынче в Европе пользуются спросом бензиновые машины с малообъёмными двигателями, модификации CNG, а в последние годы набирают популярность гибриды и электрокары. Дизельные минивэны и универсалы тоже есть, но в меньшем количестве.

— Площадка заполняется и экземплярами, выкупленными у местного населения для продажи на экспорт, и «трейдиновыми» моделями. Имеются авто, полученные в результате сотрудничества с лизинговыми, страховыми компаниями или дилерами. Аукционы — тоже источник расширения ассортимента. В Германии есть площадки, которые специализируются только на «американцах» вроде Ford Mustang, Dodge Ram, Toyota Tundra или Chevrolet Camaro. Какой товар точно будет продан? Я бы ответил так: это свежий недорогой автомобиль с бензиновым мотором и АКПП.

Невероятно, но факт: когда частное лицо приобретает «бэушку» с пробегом до 200 тысяч км, автохаус даёт гарантию на скрытые дефекты по кузову, мотору, КПП сроком на год (на новую — два). Это значит, что можно вернуть такую машину и даже получить компенсацию!

— Если вы не хотите отвечать за работоспособность крупных узлов и агрегатов, то делается надпись на счёте, мол, в соответствии с конкретным пунктом законодательства ЕС авто продаётся без гарантии и претензии не принимаются. Однако в любом правиле есть исключение. Обнаружилось, что был скрыт серьёзный кузовной ремонт или что этот экземпляр — «утопленник», — даже через два-три года владелец вправе истребовать деньги вместе с компенсацией.

— Я уже рассказывал про реальный случай с Nissan Qashqai? За два года владения немцы накатали 30—40 тысяч км, а потом на СТО узнали, что его повреждения были более глобальны, чем говорил продавец. По суду машину вернули, площадка выплатила хозяевам первоначальную стоимость, а вдобавок возместила несколько тысяч евро за пользование чужими средствами. Я знаю об этом случае из первых уст. Изначально автомобиль продавался как восстановленный после ДТП, но это не отразили в документах — лишь на словах. Доказать обратное не смогли. Подобная ситуация всё же двояка: с одной стороны, может иметь место обман, с другой — потребительский экстремизм.

— В Германии уже давно распространена практика, когда наряду с автохаусом или дилерской площадкой работает станция, проводящая комплексную проверку и предоставляющая заключение о реальном техническом состоянии авто. Это может отражаться в том же договоре. Само собой, таким продавцам доверяют больше. Бывает, что автохаусы сотрудничают со страховой, дающей расширенную гарантию на «бэушку», стоимость которой в среднем сегменте составляет около 450 евро в год.

Каждый раз, когда машина проходит TUV (аналог нашего техосмотра), у неё фиксируется пробег. Его значение можно сравнить с отметками в сервисной книге, информацией, имеющейся у дилера, и со словами продавца. Плюс ещё есть годовая гарантия. В итоге немец не боится покупать «бэушку» в автохаусе. Если торговец хочет прописать отказ от неё, клиент просто разворачивается и уходит в другое место. Благо конкуренция в стране довольно большая. 

— Для тест-драйва используются специальные фирменные номера, позволяющие передвигаться на машине по дорогам общего пользования без регистрации. Как правило, схема сделки простая: немец прокатился, поторговался и купил. А вот проверка на СТО — скорее редкость: в целом в обществе бытует установка, согласно которой тебя не обманут. Когда компания декларирует, будто машина исправна и с реальным пробегом, так оно и должно быть.

Говорить правду — это обязанность продавца

— Если даже информация не окажется истинной, у вас есть гарантии. Сначала сделают диагностику, а потом вариантов может быть множество — от ремонта на станции до возврата машины и компенсации всех издержек. Так что говорить правду — это обязанность продавца. Вот представьте: вы приходите в автохаус, а там обещают провести ТО и вдобавок дают гарантию на год. Зачем ещё где-то проверять машину? Вы получаете бриф, инвойс, ключи и уезжаете в полной уверенности, что всё ок. Кстати, аналога нашего счёта-справки в Германии нет. Просто в свободной форме распечатываете счёт или договор, а штамп вовсе не обязателен. 

— В объявлениях немецких сайтов есть строчка «техосмотр действителен до». Чтобы зарегистрировать автомобиль, необходимо пройти TUV. Он является гарантией того, что экземпляр в исправном состоянии. В большинстве автохаусов либо реализуют машины с уже проведённым техосмотром, либо осуществляют процедуру перед покупкой. Цену тоже никто не занижает: источники приобретения авто у легальных комиссионок прозрачны. От определённой суммы сделка проходит исключительно по безналу, поэтому стоимость продажи никак не может быть меньше.

— Однако рынок огромный, торговать машинами здесь выгодно, поэтому не обходится без обмана. Например, фирма покупает авто с повреждениями, ремонтирует там, где дешевле (в Польше или Литве), а потом продаёт в Германии. Есть автохаусы, работающие только на экспорт. Да, они придерживаются немецкого законодательства, но, когда машина уехала в другую страну, предъявить претензии сложно, а если она уже покинула ЕС, то и вовсе невозможно.

Ситуация с персоналом такая же, как и с поиском хорошего специалиста в другой сфере. Менеджер по продаже авто должен в первую очередь знать языки, матчасть по моделям, быть коммуникабельным. В этой профессии ценятся навыки по реализации товара, а заработки колеблются в среднем от двух до четырёх тысяч евро (оклад + процент от сделок). Минимальная ставка в Германии в принципе составляет 9,86 евро в час. Вроде бы её хотят поднять до 12.

Немцы пробег не отматывают? Это не так!

К показаниям на одометре в Германии относятся щепетильно, поскольку они влияют на стоимость в большей степени, чем другие факторы. Если километраж не превышает 100 тысяч км, такие машины имеют высокую остаточную стоимость на внутреннем рынке. Обычно их перепродают на территории Европы.

— Взять, к примеру, Skoda Fabia 2009 года. С удачным мотором 1.4, целым кузовом и пробегом до 20 тысяч км она будет стоить 7—8 тысяч евро, тогда как «Фабия» 2019 года выпуска с литровым движком и километражем 140 тысяч км обойдётся в сумму всего на две-три тысячи евро дороже. В Германии пробег корректируют крайне редко: это преступление, за скрутку грозит два года тюрьмы. Однако нельзя сказать, что его никогда не отматывают. Подобное возможно в двух случаях. Первый — когда машину перепродают несколько раз без договора. Если она старая и дешёвая, мало кто будет искать концы.

Во-вторых, это встречается в ситуации с новыми и дорогими иномарками. На подобный риск идут, чтобы получить сверхвыгоду — например, с двухлетнего Mercedes GLC. Скрутил 150 тысяч до 50 тысяч км — и заработал 7—10 тысяч евро. Доказать это крайне сложно, так как всю работу делают профи. Но, как правило, в 80% случаев пробеги действительно не корректируют. Однако это касается основного сегмента рынка б/у (от трёх до семи лет).

Как обманывают

По словам Евгения, в Германии достаточно много старых машин, которые числятся на физлицах и продаются без переоформления. За них расплачиваются наличкой, на руки выдают ключи — и всё, auf Wiedersehen! Однако такое случается, если на «бэушке» не нужно ездить. Иначе в обязательном порядке следует пройти TUV (когда несвежий автомобиль требует ремонта, это дорогое удовольствие) и получить страховку. Как раз по этой причине в Германии хватает относительно «уставших» машин, но мало «шрота», или, как говорят белорусы, «корчей».

— Автомобили, которые не проходят техосмотр и выбывают из оборота, остаются в Германии для дальнейшей перепродажи. Как правило, «японцы» с бензиновыми моторами в больших объёмах уходят в Африку, а вот более свежие иномарки с АКПП отправляются на восток, например в Прибалтику, Польшу или Украину. В подобных схемах зачастую исключён фактический продавец. Тот же условный турок или ливанец раздаёт визитки с текстом вроде «Куплю ваш автомобиль в своём городе» или ищет старые машины на местных сайтах объявлений, а потом забирает за наличные. Поскольку он не регистрирует товар, документы о приобретении не требуются.

— Строго говоря, это не совсем законный бизнес. У них даже есть площадки, называемые на жаргоне «африка» (Afrika-Autohandler). Машины там уже не годятся для Германии и в целом для Европы и действительно едут в Африку, где их легко взять за 100—300 евро. Важно понимать, что это не название «иностранных» продавцов машин (условных ливанцев) — подобное прозвище обидно и неполиткорректно, а тут с этим строго. И вообще, немцы крайне толерантны. 

Если какой-нибудь польский перекупщик приобретает в таком месте авто, он не получает счёт-фактуру или инвойс. Просто платит 500 или 1 000 евро, ему выдают бриф, и он пробует реализовать товар в Польше. Когда новый клиент хочет оформить машину, получить номера и пройти техосмотр, ему необходимо самому выписывать купчую от немца, который фигурирует в регистрационных документах.

— Такая схема очень популярна при продаже старых и недорогих экземпляров на экспорт. И хотя власти ЕС пытаются бороться с нелегальным бизнесом, пока это не очень у них получается. Сами понимаете: машин миллионы, границ нет, да и авто без регистрации может стоять очень долго (для сравнения: машина из Германии в Польше должна быть переоформлена в течение двух недель, в Литве — трёх месяцев). 

**

— Я бы сказал, что немцы относятся к покупке авто более потребительски, то есть приобретают с гарантией какую-то вещь, которую необязательно перепроверять. Почитали отзывы о продавце и машине, пришли и купили. А если оказались обманутыми — вернули товар. Тут всё по закону. С другой стороны, защита со стороны государства не отменяет того, что в Европе тоже попадаются жулики.

— Конечно, в сравнении с Беларусью может показаться, будто немецкий автохаус — это сказка. Однако нужно учитывать, что наш рынок локальный, он имеет ограничения на ввоз иномарок в виде возраста и размера таможенных пошлин. Следовательно, машин, по сути, не так много, а годных из них — ещё меньше. Вот и получается: для того, чтобы заработать в этом бизнесе, многие перекупы обманывают или придумывают разные схемы (хотя добросовестные игроки на белорусском рынке, безусловно, есть). Мне кажется, в Европе проще найти и продать честный автомобиль, чем пытаться что-то скрыть.

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также: