«Разрешение здесь никакое не нужно!» Пообщались с заправщиками кондиционеров на МКАД

«Разрешение здесь никакое не нужно!» Пообщались с заправщиками кондиционеров на МКАД

Жаркая выдалась неделька: пока одни искали спасения у водоёмов, другие мчались заправлять кондиционеры в авто. А предприниматели на МКАД — разноцветные «бусы» и прицепы со снежинками на бортах (правда, только в летний период) — очень рады клиентам. Июнь для них — самый денежный месяц! И нет, это не те же люди, что торгуют незамерзайкой зимой. Мы решили проехаться по минской кольцевой и познакомиться с ними поближе. Заодно узнаем, взлетели ли цены на фреон в этом сезоне и при чём тут санкции. 

«ГАИ гоняет, когда едет кто-то с мигалками»

Стартуем от пересечения с проспектом Победителей и двигаемся по направлению к Боровлянам. Первую мобильную станцию заправки на нашем пути встречаем, не доехав до Expobel, в кармане на внутреннем кольце. На противоположной стороне тоже дежурят «фреонщики». Больших очередей на заправку нет, но работники без дела не сидят: у каждого по клиенту. Дмитрий обслуживает Hyundai Creta, а мы пока интересуемся, что произошло с ценами на мороз за год. 

— Стоимость поднялась в два раза. Раньше 500 граммов фреона заправляли за 50 рублей. Сейчас за такой же объём придётся заплатить все 100. 


— Как определить, сколько и что заправлять? Обычно такая информация есть под капотом. Если наклейки нет, то опираемся на собственный опыт либо берём информацию из интернета. В машинах, выпускаемых до 1994 года, фреон назывался R12, сейчас основная масса кондиционеров работает на R134A. На мудрёных автомобилях типа Tesla Model X — R1234YF. Его у меня нет, да и на МКАДе вы вряд ли его найдёте. Но он заменим.

Решаем проверить знания заправщика: как быстро он сможет назвать, какое количество фреона нужно Volkswagen Polo 1997 года, на котором мы приехали? Правда, не упоминаем, что конкретно на нашей машине кондиционера нет вовсе. Собеседник отвечает не задумываясь: «600 граммов». Интернет информацию подтверждает с небольшой погрешностью. 

— Даёте какую-то гарантию? 

— Отвечу вопросом на вопрос: вы на АЗС требуете гарантию на работу? Так и здесь: я продаю вам газ, а как поведёт себя ваша машина — за это я ответственности не несу. Но если возникают спорные ситуации, то стараемся их решать. 

Дмитрий — наёмный сотрудник, работает на ипэшника. А что с разрешением?

— Разрешение здесь никакое не нужно. Бывает, конечно, инспекторы ГАИ гоняют. Чаще всего, когда проезжает кто-то из правительства с мигалками. В прошлом году был один какой-то рейд, когда нас тоже попросили освободить МКАД. А так сильно не трогают. Просят только таблички с рекламой на проезжую часть не выставлять. 

— А на такой жаре не тяжело работать?

— Ну что сказать… Надо! Хоть и припекает!

— А чем в остальные месяцы занимаетесь?

— Здесь работаю четыре года. За июнь поднимаю две-три зарплаты, но потом всё идёт на спад. В прошлом помогал товарищу в продаже мебели из IKEA. Трудился четыре дня в неделю и хорошо зарабатывал. Но сейчас с этими санкциями всё обломали... 

— А есть конкуренция между кондиционерщиками, которые стоят вдоль МКАДа?

— В прошлом году приехал тут один и занял моё место. Но надолго его не хватило… 

— Звучит угрожающе!

— Никакого криминала! Просто мы тут не первый год стоим, уже есть свои клиенты. Конечно, они выбирают нас, а не неизвестный сервис. 

«Налоговая интересуется регулярно» 

До следующего буса с надписью «Заправка кондиционеров» пришлось проехать около десяти километров. Там нас радушно встретил давно небритый мужчина в повидавшем жизнь комбинезоне. Но оказалось, что фреона у него нет. Он работает… живым указателем!

— Сейчас вам нужно повернуть налево и проехать метров 500. Встретят-обслужат, отличный сервис! За работу свою отвечают: там находится официальная СТО. А все, кто на кольце стоит, делают это незаконно. Хотя я их понимаю: нужно ведь кормить семьи. Сам я шиномонтажник, просто все давно «переобулись», поэтому вот помогаю как могу! Кстати, часто подъезжают из налоговой и интересуются, почему я здесь стою. Приходится по сто раз объяснять. 

— Цена баллона поднялась в три раза! Хотя непонятно, с чем это связано, если курс рубля к доллару откатился. Но нам пришлось повысить стоимость услуги процентов на 40. Сейчас за 100 граммов берём 15 рублей. 

Ещё двое работников заправки общаться не очень хотели: клиенты постоянно прибывают, сказывается на настроении и духота. Относимся с пониманием, а сами подглядываем за их бытом (надеемся, не обидятся). Складное походное кресло, power bank — вот и всё, что нужно для счастья. Цены почти везде одинаковые: 15 рублей за 100 граммов, работа — ещё 30.

«С конкурентами разбираемся словесно» 

Чем больше на север, тем чаще нам попадаются заправки. Ярко-жёлтый прицеп сразу бросается в глаза. Работник передвижной станции не прочь ответить на вопросы, но фотографироваться отказывается: мол, не мужское это дело — на камеру позировать.

— Работа несложная: руководство предоставляет все условия, чтобы я не страдал. Есть кондиционер, внутри прицепа кресло-мешок для отдыха, камера видеонаблюдения на всякий случай. Все цены вывешены на видном месте — изучайте.

Внимательно рассматриваем прайс-лист. Заправка хладагента до 500 граммов — 50 рублей. Все последующие 100 г — ещё по 15 рублей. Отдельным пунктом вынесена работа по заправке — 30 рублей. Диагностику системы кондиционирования предлагают провести за 10 рублей. Выезд к клиенту в пределах кольцевой — 25.

— Я вам всё скажу: сколько у вас фреона в системе было, как она хорошо держит давление и какой объём нужно заправить. Что сделаю, если конкурент подъедет и станет рядом? Обсудим и решим всё диалогом. С кастетами да палками, как в 90-е, разбираться не будем. 

«Учился на юриста, теперь — заправщик кондиционеров»

Отъезжаем ещё на десять километров и видим белый микроавтобус. Молодой человек по имени Роман скучает в салоне авто, поэтому рад общению. Но не успели мы начать беседу, как за своей порцией фреона подъехал BMW. С удивлением замечаем, что парень внимательно сверяется с печатным руководством. В потрёпанном каталоге — все модели распространённых марок аж до 2015-го... 

— Цены за год подросли на 20—30%. А фреон подорожал — минимум в три раза. За 500 граммов берём 78 рублей. 

Провожу диагностику, чтобы не возникало спорных ситуаций. Даже если человек приедет через неделю после оказания услуги, то будем разбираться. Но это крайне редкие случаи. Тружусь официально: мой наниматель — индивидуальный предприниматель. В прошлом году ГАИ заправщиков фреоном немного распугала: большинство работало без каких-либо документов. Хотя и нас пару раз просили отъехать. 

— А что с конкуренцией? Завтра вот я куплю оборудование, подъеду сюда и стану рядом.

— А я обижусь! 

— И что? Ну а может быть такое, что кто-нибудь стекло разобьёт?

— Всякое может быть. С другими заправщиками у нас нет договорённостей, но все знают: я здесь работаю уже пять лет, а чуть дальше — другой парень. Мы друг другу не мешаем и палки в бизнес не ставим. Зарплата у меня около 800—1 000 рублей. Зависит от количества клиентов.

Чем занимаюсь в остальное время года? Работаю на СТО. До этого успел поваром побывать. Доход не больше, а устаёшь ужасно. Хотя сегодня сложновато: вот вода заканчивается. По образованию, кстати, я юрист! 

МКАД vs официальный сервис и СТО. Где дешевле?

Откровенно говоря, не все мобильные станции вдоль кольцевой вызывают доверие. Вот, например, на следующий день после нашего импровизированного «рейда» мы заметили, как на обочине дороги на одного из заправщиков протокол оформляли сотрудники ГАИ. Как говорится, фотофакт и ничего личного...

 
Клиенту в этот момент пришлось смиренно ждать, сидя в позе лотоса на траве возле машины. А поехал бы на официальный сервис — время ожидания скрасили бы удобный диванчик и водичка из холодильника. Но стоит ли оно тех денег? 

Начнём с премиального сегмента (гулять так гулять!) и звоним в сервис Audi. Там сразу спрашивают про модель и год автомобиля. Берём в качестве примера 12-летнюю Audi A4. Чтобы, значит, поближе к простому народу. После разговора аж с тремя специалистами наконец-то выясняем приблизительную стоимость услуги. 100 граммов фреона — 12 рублей. В систему «войдёт» максимум 600—800 граммов. Работу оценили до 120 рублей. Итого — почти 300 рублей за полную заправку! Но здесь оговоримся, что сумма приблизительная. Надо подъезжать и считать всё на месте по факту.

На очереди Hyundai. Предположим, что заправить фреоном нужно бюджетный 5-летний Accent. Работа со скидкой (как новому клиенту) — 88 рублей, 100 граммов фреона стоят 15 рублей. Итого полная заправка (800 г) обойдётся примерно в 208 рублей.

В Toyota интересуемся фреоном для трёхлетней Corolla. Цена работы фиксированная — 90 рублей.

— По личному опыту скажу: готовьте около 110 рублей за всё, — говорит девушка на том конце провода. Что же, доверимся проницательному консультанту.

С «официалами» всё понятно: труд своих работников они оценивают высоко. А чем порадует обычная столичная СТО? Звоним на ближайшую станцию, которую предложил поисковик. 

— У нас акция! — с ходу обрадовала девушка. — 14,99 рубля за работу и столько же за каждые сто граммов фреона. Не знаете, сколько вам нужно? Приезжайте — проконсультируем и всё расскажем! 

Скидки — это всегда приятно, поэтому ищем на разных сервисах предложения ещё дешевле. Вот это, пожалуй, оказалось самым выгодным. По системе «всё включено» с бесплатной диагностикой 100 граммов фреона будут стоить около 10 рублей. 

  Цена за 100 г фреона Оценочная стоимость работы 
Заправка на МКАД ≈15 руб. 30 руб.
Официальный сервис 12—15 руб. 88—120 руб.
СТО от 10 руб.  0—15 руб.

Подобное предложение — не единственное, просто нужно поискать. Вместо подведения итогов составляем сравнительную таблицу, но с оговоркой: цены приблизительные. «Среднюю температуру» по СТО вычислить сложно: предложения разнятся. Поэтому выше указываем минимальную стоимость, которая нам попалась на глаза.

Если вы работаете заправщиком кондиционеров и хотите честно рассказать об изнанке своей профессии (специфике, доходах, конкуренции и многом другом), пишите нам на news@av.by. Анонимность гарантируется!

Подписывайтесь на наши новости в Yandex.Zen и Telegram