Пятилетние авто от 5 500 у. е. и выросший в два раза чек на СТО. Эксперты о ситуации на авторынке

Что сейчас происходит в автосалонах официальных дилеров, av.by в большом интервью рассказал гендиректор холдинга «Атлант-М» Игорь Сукач. Материалы о положении в сфере продаж авто в Беларуси недавно опубликовали и другие СМИ. Так, ситуацию, складывающуюся на «вторичке», порталу Myfin.by описал журналист и эксперт Юрий Лихута. А общий обзор сделали журналисты «Вечернего Бреста».

На рынке авто с пробегом в очередной раз наблюдается рост количества предложений. Причин такого застоя более чем достаточно. Это и надежды продавцов на сезонный всплеск спроса, и резкое сокращение числа покупателей из РФ, которые после известных событий всё лето активно скупали свежие иномарки в дорогих ценовых сегментах. И, конечно же, рост цен. Итог всего этого — почти 50 тысяч предложений о продаже машин с пробегом. На фоне обычных для белорусского рынка 40—42 тысяч увеличение числа продаваемых авто весьма существенное. Это, в свою очередь, наталкивает на мысль, что на смену рынку продавца пришёл рынок покупателя. Однако не всё так однозначно, отмечает Юрий Лихута. И вот почему.

Так, возрастная структура белорусского рынка подержанных авто очень неоднородна. «Пожилых» машин с большими пробегами в настоящий момент у нас значительно больше, чем относительно свежих 3—5-летних экземпляров.

Диаграмма предоставлена автором для myfin.by

Число предложений о продаже б/у авто, с момента выпуска которых прошло уже более 10 лет, превышает 60%. Ещё 17,4% — это автомобили в возрасте 6—10 лет. И почти пятая часть вторичного рынка — самые привлекательные для большинства покупателей в части года выпуска, состояния и пробега экземпляры в возрасте до 5 лет.

Ещё один фактор — цены, которые, по разным данным, подросли на «вторичке» на 20—30%. К слову, соблазн продать машину дороже, чем покупал, тоже внёс свою лепту в рост количества предложений, заметил Юрий Лихута.

Ценники на 5-летние «бюджетники» в настоящий момент в Беларуси начинаются от 5 500 у. е. в эквиваленте, и это не единичное предложение. Впрочем, особых иллюзий по поводу подобных машин питать не стоит: в большинстве своём это автомобили из-под такси, пробеги и остаткок ресурса у них соответствующие. Продавцы этот факт далеко не всегда афишируют.

Своего рода «маячком» для потенциальных покупателей может стать наличие на продаваемом автомобиле газового оборудования. На цифры на одометре, задекларированные продавцами в объявлениях, ориентироваться не стоит. Пробеги у нас как мотали, так и мотают, а работящий таксист в год способен проехать и 80 000, и даже 100 000 км. Умножить подобную цифру на пять совсем несложно, и это будет куда ближе к реалиям. Опять же, возможность бурного аварийного прошлого у очень дешёвых машин в возрасте до 5 лет никто не отменял…

В целом в данном возрастном сегменте структура цен выглядит следующим образом:

 

  • - до 8 000 у. е. в рублёвом эквиваленте предлагается около 50 машин;
  • - от 8 001 у. е. до 10 000 у. е. — 93 экземпляра;
  • - от 10 001 у. е. до 20 000 у. е. — 2 850 автомобилей;
  • - от 20 001 у. е. и выше — 7 860 подержанных авто.

Именно за последними совсем недавно в Беларусь активно ехали россияне. Белорусы же, со слов продавцов, в основном приобретали машины до 20 000 у. е. — и то в рассрочку, кредит или лизинг.

Машин, не достигших пятилетнего возраста, предлагается немногим менее 3 000 штук — выбор свежих авто уже не так богат, как казалось ранее. О более возрастных автомобилях, выпущенных до 2018 года, такого не скажешь. К примеру, по цене до 20 000 у. е. в эквиваленте рынок «бэушки» предлагает 4 630 авто, возраст которых не преодолел отметку 10 лет, и ещё 6 740 экземпляров в возрасте 11—15 лет.

Более того, фактически половина автомобилей, произведённых с 2008 по 2012 год, на рынке подержанных авто предлагается по ценам до 10 000 у. е.

Именно такие машины в нынешней ситуации имеют самые большие шансы найти новых владельцев среди белорусских покупателей, так как стоимость наиболее доступных экземпляров здесь не превышает 2—3 тысяч рублей.

Диаграмма предоставлена автором для myfin.by

У авто старше 15 лет вероятность отыскать покупателя в РБ тоже есть, но, несмотря на доступные цены, она всё же несколько ниже. Сказываются и возраст, и ресурс, и общее состояние машин. Похвастать отменным техническим состоянием в этом сегменте могут далеко не все экземпляры.

Белорусский климат и обилие соли на зимних дорогах не щадят даже самые устойчивые к коррозии кузова, но на рынке продаётся более 20 тысяч таких экземпляров, и среди них определённо можно найти что-то интересное.

Главное — не скупиться на диагностику и не жалеть времени на осмотр машины, рекомендует эксперт. Если говорить о машинах из низких ценовых сегментов, то состояния новых или почти новых автомобилей от них ждать не стоит. Если же вести речь об эксклюзиве типа Ferrari 2000 г. в. или Mustang 1965 г. в., то это совсем другая история, другие деньги и другие покупатели, коих у нас немного.

В сообщениях о продаже автомобилей с пробегом обращает на себя внимание и следующий факт. Несмотря на большое количество автосалонов и перекупщиков, активно желающих небезвозмездно помочь в продаже подержанного авто, в объявлениях от частных продавцов всё чаще можно увидеть фразы: «Автосалоны и перекупов прошу не беспокоить». Это наталкивает на мысль, что продавцы всё ещё готовы самостоятельно ждать своих клиентов, не сильно поступаясь обозначенными ценами. И автовладельцев можно понять: продав свою прежнюю машину, следующего железного коня им придётся приобретать уже в новых реалиях, где весомых поводов для снижения цен на рынке пока не прослеживается.

Представитель Белорусской автомобильной ассоциации Игорь Шляжко также отметил:

— Цены на автомобили в Европе ниже, чем в Беларуси. Если на внутреннем рынке не будет ни достаточного выбора авто, ни приемлемых цен, белорусы с высокой вероятностью будут ездить за автомобилями в Европу.

Изменилась ситуация и на СТО. Так, старший мастер одной из брестских СТО рассказал vb.by: до февраля 2022 года можно было заказать у оптовиков, к примеру, ремкомплект для тормозной системы, который приходил в тот же день (максимум на следующий) и стоил в районе 35—40 рублей. Теперь такой же обходится более чем в 100 рублей, ожидать его приходится 5—7 дней. То есть увеличилось, помимо подскочившего в два-три раза среднего чека, и время ожидания — на неделю.

Клиенты СТО жалуются не только на выросшие цены на запчасти и услуги, но и на увеличившееся время сервисного обслуживания. Если раньше замена расходников занимала два-три часа, то теперь эта процедура может растянуться на несколько дней. Самое неприятное, что за выросшее время ожидания приходится переплачивать самим автомобилистам, поскольку дополнительные человеко-часы, которые машина проводит на подъёмнике, пока мастер ищет дефицитные запчасти и комплектующие, включают в итоговый счёт, пишут брестские журналисты.

Владелец сравнительно недорогой иномарки поделился с изданием ценниками на некоторые запчасти в Бресте и в Бяла-Подляске. Сравнение оказалось не в нашу пользу. Так, стоимость клапанов для газораспределения к Volkswagen Passat в Польше составляет 370 злотых (примерно 200 белорусских рублей), у нас — 1 150 рублей. А до 2022 года эти запчасти спокойно можно было приобрести в Беларуси за 250—280 рублей.

По данным Белстата, инфляция за десять месяцев наиболее сильно ударила по автомобильной отрасли. Особенно выросли цены на моторное масло (+59,63%), запчасти к транспортным средствам (+57,39%), легковые автомобили (+39,44%) и моющие средства по уходу за автомобилями (+35,15%).

Фото: архив av.by

Подписывайтесь на наши новости в Telegram