Это не BMW плохая, а Pirelli овальные! Белорус приобрёл шины с дефектом, но продавец не торопится исполнять обязательства по гарантии

Это не BMW плохая, а Pirelli овальные! Белорус приобрёл шины с дефектом, но продавец не торопится исполнять обязательства по гарантии

Недавно в редакцию обратился минчанин Александр. Летом 2021 года он приобрёл в одном из крупных магазинов пару покрышек Pirelli. По словам покупателя, качеством шин он остался недоволен, после чего начались конфронтация с продавцом и попытки вернуть деньги за товар. Мы выслушали обе точки зрения, а также попросили адвоката прокомментировать ситуацию.

«Стало понятно, что шины отвратительного качества»

Летом 2021 года Александр приобрёл две шины Pirelli российского производства для автомобиля БМВ 530i Е60 на сайте vior.by.

— Понравилась зимняя европейская резина Pirelli. Купил, и тут начались «весёлые времена». Потратил огромное количество времени и денег на выяснение проблемы с дикой вибрацией при езде на автомобиле, пока всё-таки не нашёл причину. На данной машине передвигаюсь 11 лет, преодолел за это время более 240 тысяч км, сменил пять комплектов шин, как зимних, так и летних, но такое встретил впервые.

— Машина постоянно «уходила в разнос», присутствовала дикая вибрация уже на 70 км/ч, и до 140 км/ч ничего не менялось, она становилась только больше. Побывал на СТО, осмотрел подвеску — всё хорошо. Отправился на шиномонтаж, чтобы перепроверили балансировку. Там сказали проехать 1 500 км — возможно, шины сядут на место. Преодолел в итоге 1 300 км — и опять на шиномонтаж, так как на машине невозможно было перемещаться. Настолько сильная вибрация была, что начал опасаться за подвеску. Подправили балансировку, но глобально ничего не поменялось.

— Заглянул на другой шиномонтаж для перестраховки, тоже минимально поправили балансировку. Уже там обратили внимание, что шины овальные. Проехал — ничего не поменялось. Попробовали покрутить диск относительно шины — безрезультатно.

— Перекинул задние новые покрышки Pirelli (РФ) на переднюю ось. Вибрация сзади пропала, но появилась спереди, а при торможении стало просто подбрасывать авто. Тормозные диски и колодки были новые (Brembo), установлены буквально две тысячи километров назад, покупались у крупного продавца, не подделка. Стало понятно, что шины отвратительного качества.

«С их стороны нет никаких решений конфликта до сих пор»

По словам владельца BMW, после всех проведённых манипуляций он обратился в vior.by с просьбой заменить покрышки или вернуть деньги.

— В итоге я выслушал много всего лестного и про себя, и про машину. Говорили, что у меня неисправна подвеска, плохая СТО, пользуюсь плохим шиномонтажом, где нет функции оптимизации шин, установил плохие тормозные диски и тому подобное. А вот с шинами якобы всё в порядке!

— В итоге после неоднократных наездов по телефону согласились всё-таки проверить шины, при этом я их должен был привезти уже снятыми с авто, — рассказывает наш собеседник. — Заказал у них же новую резину, уже европейского производства — Goodyear. Установил, и машина поехала совсем по-другому, но тоже не идеально. Осталась небольшая вибрация, а потом выяснилось почему.

— При сдаче шин в vior.by мне рассказывали, какой суперсовременный завод Pirelli есть в РФ и какое там очень качественное сырьё, мол, всё точно так, как и в Европе. При этом посмеялись, что у нас в РБ нормы разработаны под белорусского производителя шин, поэтому даже квадратные покрышки будут в допусках, — говорит Александр.

— Через три недели после сдачи продавец прислал мне какие-то бумажки: шины проверены и они в норме. Правда, в документе указана силовая неоднородность по окружности по одной шине — 8.5, по другой — 3.5. Также отмечено, что норма 18.75 по ГОСТ 7454-97, хотя там про 17-дюймовый радиус информации я вообще не нашёл. При этом меня не приглашали на проверку, никак не оформляли приём товара от меня, не выдавали никаких официальных заключений по проверке именно моих шин, что является нарушением законодательства о защите прав потребителя.

Александр выразил своё недоверие фирме и попросил пригласить его на проверку.

— Они долго упирались, но спустя месяц я всё-таки попал к якобы их поставщику шин, где мои покрышки сняли с авто при мне. С трудом получилось решить вопросы, чтобы сделали это бесплатно, так как у меня уже было пять снятий/установок/балансировок по этому комплекту да вдобавок покупка нового.

— При мне изучили резину. Показало силовую неоднородность по окружности по одной шине — 8.0, по другой — 3.5. И никакая оптимизация не помогла. Мастер озвучил, что до 9 — это норма (в акте было указано 18.75). При этом он подозрительно долго настраивал оборудование для балансировки, прежде чем приступить к проверке.

— Заодно я решил исследовать, уже за деньги, новую пару купленных Goodyear, пытаясь понять, почему присутствует небольшая вибрация. И бинго! На одном колесе силовая неоднородность по окружности по одной шине составила 12, а по другой — 0. Тем не менее за счёт того, что сама резина на Goodyear мягкая, не такая дубовая, «тракторная», как на Pirelli производства РФ, вибрация была, но небольшая.

— Насчёт пары Goodyear продавец сказал, мол, снимайте и везите на проверку. Я спросил: мы же посмотрели у их поставщика, зачем куда-то ещё везти? Получил ответ: «Это был другой. У нас поставщик из Бреста, а для проверки шины нужно передавать ему». В седьмой раз платить за шиномонтаж, бюджет которого и так уже перевалил за 200 рублей, и покупать ещё один комплект за плюс-минус 500 рублей я оказался не готов. С точки зрения финансов и временных затрат это было слишком.

— Моя переписка с vior.by началась 28.07.2021, и до сих пор с их стороны нет никаких решений конфликта, а только хамство по телефону и стандартные фразы «на отвали», — поясняет Александр. — Моё мнение, что такого рода горе-продавцов надо наказывать не только штрафами, но и закрытием бизнеса с запретом на осуществление предпринимательской деятельности.

Позиция vior.by: «Шины надлежащего качества!»

Мы всегда выслушиваем мнение всех участников конфликта, поэтому обратились в магазин vior.by с просьбой поделиться своей версий событий.

— В июле 2021 года к нам обратился клиент и купил Pirelli P Zero Nero GT 225/50R17 98Y — автомобильные шины в количестве двух штук. После использования в течение двух-трёх недель он обратился к нам с претензией, что товар плохой и его невозможно использовать: плохая управляемость и вибрация отдаёт в руль. Так как клиенту постоянно требовался автомобиль, магазин предложил ему следующие варианты. Первый: мы забираем шины и проводим экспертизу, а если товар ненадлежащего качества, то вернём деньги за него или обменяем на новые шины. Второй вариант: мы продаём новый товар, а старый забираем, проводим экспертизу и по её результатам вернём деньги, если товар действительно ненадлежащего качества. Клиента устроил второй вариант.

— Мы реализовали ещё одну пару автомобильных шин Goodyear EfficientGrip Performance 225/50R17 98V и забрали Pirelli P Zero Nero GT 225/50R17 98Y для проведения экспертизы. В начале августа мы предоставили клиенту акт осмотра шин и заключения по Pirelli P Zero Nero GT 225/50R17 98Y от официального импортёра ОДО «КОЛЕСО ПЛЮС». Шины оказались надлежащего качества, о чём клиенту сообщили, предоставив все документы. После этого клиент сказал, что его так не устраивает и он хотел бы присутствовать на экспертизе самостоятельно, хотя ранее такого желания он не изъявлял.

— Наш магазин договорился ещё раз провести экспертизу в присутствии клиента. Единственный нюанс в том, что этот вопрос затянулся: мастер, который проводил экспертизу, находился в отпуске. С клиентом это было оговорено, и он согласился ждать. 22 сентября 2021 года клиент приехал на экспертизу, при нём были выполнены все работы по проведению процедуры. Уже после них клиент стал говорить, что теперь плохие — это Goodyear EfficientGrip Performance 225/50R17 98V. Мол, на них хоть как-то можно ещё ездить, а за Pirelli P Zero Nero GT 225/50R17 98Y магазин должен вернуть ему деньги.

— Клиенту было предложено предоставить шины Goodyear EfficientGrip Performance 225/50R17 98V на экспертизу, чего он не сделал. Требует вернуть деньги за первую пару шин, а независимую экспертизу проводить не хочет. Говорит, если магазин его требования не выполнит, то будет обращаться в общество по защите прав потребителей, налоговую, в редакции изданий и другие инстанции, — сообщили в vior.by.

Представители магазина также отметили, что при большом количестве покупателей среди общего числа всегда найдётся кто-то недовольный.

Комментарий юриста: «Рекомендую потребителю провести независимую экспертизу»

Прокомментировать ситуацию с точки зрения закона мы попросили Ивана Райкевича, юриста ОО «Объединение потребителей «Литара Зэт». По его словам, стоит различать требование о возврате качественного товара и аналогичное требование насчёт товара некачественного.

— Возврат качественного товара регулируется ст. 28 Закона «О защите прав потребителей». Для возврата такого товара необходимо, чтобы он не был в употреблении, были сохранены его потребительские свойства и имелись доказательства приобретения его у данного продавца. Кроме того, товар должен быть возвращён в упаковке, если был в ней же продан, а также не должен входить в перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену. Вернуть такие шины по ст. 28 вышеуказанного закона нельзя.

— Возврат некачественного товара регулируется п. 3, п. 7—8 ст. 20, п. 4 ст. 27 Закона «О защите прав потребителей». Так, потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Более того, потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской упаковки.

Когда выяснилось, что проблема в товаре, потребителю необходимо было заявить письменные требования о возврате денег за некачественный товар в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей». Только письменное требование, зафиксированное в книге замечаний и предложений либо в форме заявления с выдачей копии с отметкой о принятии, гарантирует, что требования потребителя действительно были заявлены продавцу. На выполнение этого требования у продавца есть семь дней. Если продавец говорит о том, что по результатам проверки качества товар не имеет недостатков, необходимо провести независимую экспертизу.

Как добавляет адвокат, согласно п. 11 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей», по требованию потребителя продавец обязан провести экспертизу товара за свой счёт в порядке, установленном правительством Республики Беларусь.

— Я рекомендую потребителю провести независимую экспертизу за свой счёт в соответствующей экспертной организации, чтобы исключить риски некорректной постановки вопросов при проведении экспертизы и иные моменты, связанные с проведением экспертизы за счёт продавца.

Если экспертиза установит, что товар некачественный, продавец будет просто обязан возместить потребителю стоимость проведения экспертизы, а также все убытки, которые понёс потребитель. Сюда можно включить посещение СТО, неоднократное снятие, установку и балансировку некачественной шины и так далее. А ещё продавец обязан возвратить деньги за некачественный товар плюс уплатить неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя о добровольном урегулировании спора.

Если у вас были похожие ситуации с покупкой новых шин (других автомобильных товаров), а также возникали проблемы с признанием гарантийных обязательств — пишите нам на news@av.by. Будем разбираться!

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen