Белорус сбил косулю на каршеринговом авто. Почему сервис требует возместить ущерб, если ГАИ признала мужчину невиновным?

Белорус сбил косулю на каршеринговом авто. Почему сервис требует возместить ущерб, если ГАИ признала мужчину невиновным?

Недавно мы опубликовали материал с инструктором автошколы и рассказали, как вести себя за рулём в случаях, когда перед машиной неожиданно появилось дикое животное. Сегодняшняя история — подтверждение актуальности данной темы. Белорус арендовал каршеринговый VW Polo, на котором сбил косулю. В ГАИ мужчину посчитали невиновным, но вот сервис требует возместить ущерб. Сумма, надо признать, внушительная.

«Животное погибло на месте, а сотрудники ГАИ посчитали меня невиновным»

Попавшего в непростую ситуацию белоруса зовут Вадим. Мужчина активно пользуется каршерингом, и в один из зимних дней он отправился к родственникам за пределы столицы.

— ДТП на каршеринговом авто произошло в декабре прошлого года. На дорогу выбежала косуля в тёмное время суток — буквально в метре от машины, — кратко описывает произошедшее читатель. — Животное погибло на месте, а сотрудники ГАИ посчитали меня в данном происшествии невиновным. Тем не менее каршеринг требует выплату за машину — 2 400 BYN, чтобы компенсировать полученный ущерб. Хотя у них в договоре указано: если пользователь в ДТП не виновен, то никаких выплат не последует!

Мужчина попросил разобраться в этом спорном вопросе, прислав в редакцию фотографию уведомления от РОВД, где говорится об отсутствии в действиях Вадима административного нарушения и нарушения ПДД.

Каршеринг: «Решающим фактором стал выбранный клиентом тарифный план»

Первым делом мы связались с представителями каршеринга Anytime с просьбой прокомментировать эту историю. Ответ приводим без изменений и сокращений.

— Данный случай действительно имел место, клиент сервиса попал в неприятную ситуацию на трассе, совершив наезд на дикое животное, в результате которого автомобиль получил значительные механические повреждения. При этом клиент использовал автомобиль по базовому тарифу, который не предусматривает «страховку» от несчастных случаев. На общих условиях использования сервиса согласно договору на клиенте лежит ответственность по сохранности транспортного средства. Проще говоря, клиент обязан вернуть авто в том же состоянии, в котором он его взял.

— Арендованный нашим читателем автомобиль находился на российских регистрационных знаках. А в какой стране он застрахован?

— Все автомобили компании вне зависимости от регистрационных знаков застрахованы по системе ОСГО в страховой компании Республики Беларусь.

При решении подобных вопросов компанией регистрационный учёт транспортного средства не имеет значения, в данном случае решающим фактором всё же стал выбранный клиентом тарифный план, — поясняют в каршеринге.

— В описываемой ситуации клиент попал в так называемый несчастный случай, при котором по условиям договора присоединения клиент несёт риск случайной гибели или повреждения арендованного транспортного средства (п. 7.8). Обязанность по содержанию транспортного средства содержится и в положениях Гражданского кодекса Республики Беларусь (ст. 593). 


Задела пластиковые столбики — получила штраф 2 700 руб и лишение прав

— В данной ситуации клиенту выставляется только фактически понесённый ущерб, рассчитанный аттестованным оценщиком по правилам страхования. Мы не выставляем никаких штрафов, компенсацию простоя и прочие выплаты в адрес клиента.

Исходя из нашей практики, в случаях с дикими животными лучшим решением для клиентов будет использование тарифного плана с включённой страховкой от сервиса. В иных же несчастных случаях, таких как падение деревьев, покос травы или уборка снега, сервис берёт на себя все хлопоты по взысканию ущерба с виновных лиц, ответственных за конкретные случаи, освобождая клиента от лишних забот.

Заключительная часть ответа каршеринговой компании содержала также справочную информацию об авариях с участием диких животных.

— В подобных ситуациях решающим фактором при определении виновного лица в ДТП со стороны ГАИ считается наличие или отсутствие специального знака на участке дороги об опасности миграции диких животных, однако возмещение ущерба ТС не всегда соотносится с привлечением лица к административной ответственности.

Юрисконсульт: «Договор составлен хитро — в нём предусмотрена ответственность вне независимости от вины»

За правовой оценкой данного «кейса» мы обратились к юрисконсульту Регионального общества защиты потребителей Наталье Гурневич.

— Согласно закону, может ли невиновное в ДТП лицо получить обязательство по возмещению ущерба, нанесённого транспортному средству? В каких случаях лицо могут обязать компенсировать ущерб?

— Если рассматривать общие основания, то заниматься возмещением ущерба должна страховая компания, а если транспортное средство не было застраховано, то оплата на его восстановление возлагается на владельца ТС.


Клиент каршеринга не хочет платить за царапины на авто, а компания требует 700 рублей за ущерб

Однако у страховой имеются также основания для отказа в выплате страхового возмещения, если:

 

  1. Вы управляли транспортным средством в нетрезвом виде.
  2. Отказались проходить освидетельствование после ДТП на предмет алкогольного опьянения.
  3. Оставили транспортное средство после ДТП и скрылись с места его совершения.
  4. Автомобилем управляло лицо, которое не имело права на управление транспортным средством.
  5. Не сообщили о ДТП сотрудникам ГАИ.
  6. Употребили спиртные напитки до освидетельствования.

То есть если ГАИ признает вас невиновным лицом в ДТП, но ваш случай подпадёт под один из пунктов представленного перечня, то обязать выплатить штраф и компенсацию вас могут.

— Если ДТП произошло на территории другого государства, то каско или ОСАГО действовать не будут. На ДТП, совершённое за границей РБ, станет распространяться страховой полис «Зелёная карта». Важно отметить, что «Зелёная карта» распространяет своё действие не на все страны, а только на те, в которых также действует данная система.

— Может ли в подобной ситуации каршеринг требовать компенсации от арендатора автомобиля?

— Обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинён им или в связи с его эксплуатацией, возлагается на арендодателя, то есть каршеринг должен застраховать транспортное средство, а водитель перед поездкой в обязательном порядке должен проверить, имеется ли у автомобиля страховка на данном тарифе. В бумажном виде она должна храниться в бардачке автомобиля.

Согласно ст. 610 Гражданского кодекса РБ, в случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причинённые убытки, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законодательством или договором аренды.

— Также п. 2 ст. 933 Гражданского кодекса РБ предусмотрено, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине.

Простыми словами: если водитель повредил имущество, то каршеринг может обязать водителя возместить ущерб, если докажет, что повреждение имущества произошло по обстоятельствам, за которые несёт ответственность водитель в соответствии с законодательством или договором.

— Законодательство в данном случае станет на сторону водителя, поскольку произошло непредвиденное обстоятельство и имеется документ о том, что водитель виновной стороной не является. Однако договор с каршерингом составлен хитро: именно в нём и предусмотрена ответственность водителя за порчу арендованного транспортного средства вне независимости от его вины.

— Как лучше поступать человеку, попавшему в подобную ситуацию?

— В первую очередь нужно обратиться в ГАИ, получить документ о том, являетесь вы виновной стороной или нет. Далее стоит встретиться с адвокатом или юристом, которые помогут составить мотивированный отказ от возмещения денежных средств, а также смогут помочь отстоять свои права в суде. Самое важное — это признать пункты договора с каршерингом противоречащими законодательству и собрать доказательную базу своей невиновности в данном ДТП.

**

Журналисты av.by продолжат следить за ситуацией. При появлении новой информации она будет сразу же добавлена в материал.

Дополнено

После публикации статьи с редакцией связался Вадим. Мужчина уточнил, что также получил ответ от каршеринговой компании на свой запрос. По его словам, при помощи адвоката он планирует отстаивать свои интересы в суде.

**

27 января представили каршеринговой компании сообщили, что герой материала оплатил первую часть суммы ущерба, разделённой на три платежа. Уже после Вадим подтвердил данный факт в общении с журналистом:

— Я решил заплатить выставленый мне счёт. Судится с ними у меня нет времени: компания разбила платёж на три части по 800 рублей. Для меня итог один — больше каршерингами пользоваться не буду, — сказал мужчина.

Фото: архив av.by

Подписывайтесь на наши новости в Telegram