Потерпевший в ДТП с таксистом: «Деньги никто не платит». Компания-перевозчик: «Мужчина приукрасил события»

Потерпевший в ДТП с таксистом: «Деньги никто не платит». Компания-перевозчик: «Мужчина приукрасил события»

Совсем недавно мы проводили рейд с ГАИ, в котором затронули проект указа касательно автомобильных перевозок пассажиров. Многие водители отмечали: нужно вводить лицензирование и более строго подходить к отбору в службы такси. Мол, половина из сотрудников не имеет достаточного стажа, не говоря уже о студентах, которые подключаются к приложению и ездят, не соблюдая ПДД.

«Сбил молодой таксист — чудом остался жив»

Иллюстрацией к этой теме может послужить история ДТП в Гомеле с участием молодого таксиста, которая появилась на многих сайтах ещё в марте текущего года. 23-летний водитель Skoda Rapid ехал по прилегающей территории ТЦ «Мандарин Плаза» и сбил 44-летнего мужчину, который шёл со стороны выхода из торгового центра справа налево по ходу движения автомобиля. В результате пешеход получил травмы различной степени тяжести и был госпитализирован в реанимационное отделение больницы. Это сухая выжимка из тогдашних новостей. А вот как дальше развивались события и чем закончились суды с таксистом?

Дмитрий, тот самый пострадавший в ДТП житель Гомеля, сам связался с редакцией av.by и предложил рассказать все подробности: про то, как он уже восемь месяцев восстанавливается от полученных травм, как таксист частично признал свою вину и почему потерпевшего ошарашил судебный приговор.

— Я вышел из своего автомобиля и направился в сторону центрального входа магазина. Это был вечер 10 марта, парковка полупустая, — вспоминает события того дня Дмитрий. — На полпути вспомнил, что забыл маску в машине. Разворачиваюсь, чтобы вернуться, может, всего один-два шага успел сделать, как… полетел от удара в лобовое стекло автомобиля-такси. Я не слышал ни звука тормозов, ни сигнала. Как он мог меня не заметить? Уже потом в ходе следствия выяснилось, что парень управлял авто без очков (контактных линз), хотя он пытался это оспаривать.
— Наверное, на самую малость я отключился, когда уже приземлялся на асфальт. По словам очевидцев, водитель сначала пытался сбежать, а потом вернулся. Видимо, он был в шоке — этому пацанёнку-то 23 года. Скорую вызвала пассажирка такси, потом меня госпитализировали. Считаю, чудом остался жив после наезда этого горе-водителя. Когда я лежал в больнице, парня пару раз приводила его мать, заставила извиниться, пыталась общаться со мной. Сомневаюсь, что он до конца понимает, каких дел натворил. Мне не очень было приятно, когда они пытались давить на жалость, мол, у него есть ребёнок, не губите молодую семью и так далее. Я отвечал: перестаньте ходить, я не собираюсь сажать вашего сына в тюрьму — от этого новая нога у меня не вырастет.

В документах, которые предоставил пострадавший, отражаются все диагнозы, поставленные после ДТП.

— За этот период пришлось посетить поликлинику для продления больничного более 40 раз, примерно столько же насчитывается визитов к платным специалистам, плюс посещение РНПЦ травматологии в Минске. Приходилось каждый раз подвергать себя риску подхватить вирус в нынешних эпидемиологических условиях…

«100% вина водителя такси, но приговор суда удивляет!»

Поскольку никаких предложений по урегулированию ситуации в досудебном порядке виновник не озвучил, Дмитрий впоследствии обратился за помощью к адвокату и стал готовиться к суду, постепенно распутывая клубок с вопросом, кто же должен быть в ответе за содеянное.

— После начала процесса с их стороны не было ни одной попытки загладить свою вину, возместить моральный вред, — рассказывает подробности дела мужчина. — Однако самое интересное впереди. Во время разбирательств стало известно, что этот парень работал в службе такси (одного из партнёров онлайн-сервиса, получающих заказы через интернет-приложение) водителем по договору подряда и за ним был закреплён Skoda Rapid. То есть владельцем автомобиля является компания, которая пользовалась им по договору лизинга.

Судя по всему, исковые требования о взыскании материального возмещения морального вреда и расходов на юридическую помощь подавались в отношении как водителя, так и владельца ТС. В разговоре Дмитрий подчёркивает: вина таксиста доказана на все 100%, но приговор суда поражает!

— Эта компания успела подать документы на ликвидацию, а её представитель открыто заявил в суде: «Ничего платить не собираемся». На тот момент у них числилось более 20 машин, все они были в лизинге. Тем не менее судья вынес приговор, согласно которому возместить расходы обязана именно служба такси. Это же абсурд! Дальше — больше. Мой адвокат писала ходатайство следователю о наложении ареста на имущество виновника ДТП и такси. Увы, его отклонили и всё спустили на тормозах… Суд тоже не увидел оснований ни для конфискации автомобиля, ни для ареста имущества самого таксиста. Это же плевок в лицо правосудию!

По принятому в ходе процесса решению в пользу потерпевшего должны быть взысканы 16 тысяч рублей (моральный вред + расходы за оказание юридической помощи). Вопрос лишь в том, кто будет указанное возмещать.

— Обязанность возложена на компанию как владельца источника повышенной опасности, и, насколько я знаю, она находится в процессе ликвидации и не имеет ни копейки на счету. Это так называемая подключалка. Говорят, у подобных компаний нет офиса — они получают доступ к приложению онлайн и берут какой-то процент с наёмных работников. С момента ДТП до вынесения приговора в суде водитель никуда не устраивался на работу, хотя я считаю, что он вместе с такси должен нести солидарную ответственность.

Юристы тоже подтвердят: есть не только владелец средства повышенной опасности, но и причинитель вреда, обязанный его возместить согласно ст. 44 УК Беларуси. По словам Дмитрия, на решение суда был подан апелляционный протест как с его стороны, так и со стороны прокурора. Потерпевший оставил в документе часть требований, которая касается компенсации вреда. А вот прокурор запрашивал назначить виновнику наказание в виде лишения свободы сроком на два года с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением ТС, на пять лет.

Что дальше?

Очевидно, ставить точку в этой истории пока преждевременно. Прошло два суда районной инстанции, скоро состоится областной по апелляции Дмитрия и прокурорскому протесту.

— Уже почти семь месяцев нахожусь на больничном с железом в костях, две операции, три госпитализации. Скорее всего, будет ещё одна, так как процедура прошла неудачно и кости не срастаются. Придётся переделывать всё с нуля. Что касается предстоящего процесса, то мне всё равно, с кого взыщут деньги, главное, чтобы это возмещение было обеспечено. Хочется верить, что справедливость восторжествует.

**

Дополнено

После публикации материала с нами связалась представитель такси и отметила, что она не согласна с версией событий, изложенной Дмитрием, героем статьи и потерпевшим в данной истории. В ответ организация-перевозчик прислала развёрнутый комментарий, который мы размещаем без изменений.

— Мы считаем, что ситуация рассмотрена только со стороны потерпевшего и в ней присутствует ряд сведений, не соответствующих действительности, что тем самым порочит деловую репутацию нашей организации (её название нигде не фигурирует в статье. — Прим. ред.): это известный случай в Гомеле. 

Действительно, 10 марта этого года произошло ДТП с участием нашего водителя и пострадавшего, в результате которого мужчина-пешеход получил травмы и был госпитализирован. В ходе судебных разбирательств вина водителя была доказана, а гражданский иск о возмещении морального вреда удовлетворён частично. Однако герой статьи предпочёл умолчать о том, что происходило во время следствия и на судах на самом деле.

После произошедшего случая водитель неоднократно связывался с ним и приезжал к пострадавшему, чтобы загладить свою вину, раскаивался в содеянном. Сам мужчина ничего не требовал, а действовал через адвоката. Безусловно, водитель виноват, но возникает вопрос: почему герой опубликованной статьи промолчал о том, что переходил дорогу в не обозначенном зеброй месте, не глядя по сторонам, и, не убедившись в безопасности своих действий, резко развернулся и пошёл в обратном направлении? На суде представитель организации и сам водитель просили продемонстрировать запись с камер наблюдения, на что адвокат потерпевшего выдвинула протест.

На втором суде, который состоялся 30 июля 2021 года, я присутствовала лично как представитель ответчика по гражданскому иску. Никаких заявлений о ликвидации фирмы и тем более об отказе от выплаты я не делала. Да, мы были возмущены ценой, заявленной в иске, а это далеко не 16 тысяч рублей. Сумма была во много раз выше и составляла 75 тысяч белорусских рублей. При этом, насколько мне известно, страховая компания уже выплатила немаленькую сумму потерпевшему и выплаты всё ещё продолжаются.

Назначена комиссия МРЭК о признании потерпевшего нетрудоспособным и вынесении решения о выплате за каждый месяц, который он пробыл на больничном. Возможно, такой ход дела его не устраивает, так как Дмитрий является индивидуальным предпринимателем и его доход, отражённый в декларациях, не так уж и велик. Я понимаю, что те «моральные страдания», о которых говорила адвокат потерпевшего на суде, бесценны, но требовать от нас столь огромную сумму как минимум несоизмеримо с нашим доходом.

В статье верно было отмечено, что автомобили находятся в лизинге, это не наша собственность. Если мы являемся частным бизнесом, то это не означает, что средств у нас в избытке. Почему Дмитрий решил не говорить об этом журналисту, остаётся только догадываться. Также стоит отметить, что 1 октября пострадавшим была подана апелляционная жалоба, согласно которой он просит изменить приговор суда и назначить водителю наказание в виде лишения свободы сроком на два года. В статье указана информация.

По нашему мнению, водитель и так получил достаточное наказание: четыре года условно, запрет на деятельность, связанную с управлением транспортного средства. Меня удивили циничные упрёки со стороны адвоката в зале суда о том, что вместо того, чтобы трудоустроиться и финансово поддерживать потерпевшего, парень заводит детей. Сидящая в зале беременная супруга обвиняемого, мягко говоря, впала в ступор.

Желая своим рассказом повлиять на общественное мнение, Дмитрий поставил под сомнение решение суда, оклеветал представителя и саму организацию, приукрасил события в свою пользу, чтобы вытянуть из участников процесса как можно больше денег. На данный момент автомобиль организации арестован, за него выплачивается лизинг и все страховки, а мы и водитель готовимся к очередному заседанию.

Фото: личный архив героя, архив av.by

Что думаете о ситуации?

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.