Квадроцикл, трактор. Житель Витебщины собирает сложные машины по чертежам «в голове»

Роман Петрович из агрогородка Друя Браславского района Витебской области собирает машины и различные устройства без чертежей, по собственным эскизам, которые даже не рисует на бумаге — все хранятся в памяти. О творческом процессе с конструктором поговорили журналисты БЕЛТА.

Одно из изобретений жителя Друи — квадроцикл, прозванный «Кузнечиком». Он пополнил парк самодельных авто Романа Петровича около двух лет назад. Поскольку внедорожную технику мужчина собирал чаще в свободное время, по вечерам, на весь процесс ушло полтора года.

Составляющие вездехода — от разных машин, есть даже от «Жигулей», говорит мастер. К примеру, двигатель, коробка и фары когда-то стояли на Daewoo Matiz. Мосты принадлежали BMW, полуоси — Volkswagen. Амортизаторы — от Volkswagen Passat, сиденье — от Renault Scenic. Рычаги самодельные, а стекло создавалось в Минске под заказ.

Сложнее всего, уточняет конструктор, было работать с корпусом квадроцикла, делать обшивку из стеклопластика. В ход пошли сетки для создания каркаса модели, который обклеен полиэфирной смолой. Заводские здесь только узлы, амортизаторы, двигатель, коробка передач и колёса. Раму и всё остальное, включая заводские шрусы, пришлось переделывать и в процессе дорабатывать.

— Колёса сначала сделал самодельные, вырезал протектор. Обычную резину купил и через шип сделал вырезы, но не то было. А потом уже эти колёса купил, именно от квадроцикла, какие и должны быть. Те же полуоси я обрезал и короче делал, потому что не подходили, — рассказывает белорус.

Над покраской мастер трудился не один день. Цветовые решения подсказала природа, она же не скупилась на материалы.

— Сразу что-то типа такого хотел, — поясняет мужчина выбор цветов и рисунка. — Просто сначала на жестяночке тренировался, какого цвета получатся все элементы. Трафарет из веточек прокладывал и пульверизатором проходил. Потом уже красить начал.

Для комфортных лесных прогулок на таком вездеходе мастер предусмотрел небольшой кузов-багажник. Говорит, в него удобно что-то захватить с собой: корзинки для грибов, удочки на рыбалку и другое по мелочи.

— Немного знаний нужно, чтобы представлять, от какой машины будет лучше подходить запчасть. Чертежей никаких нет, всё в голове. И помощников у меня нет, сам всё делаю. Вот думаешь, планируешь, бывает, полночи не спишь — в голове крутятся мысли, как это сделать, как состыковать, — с улыбкой объясняет Роман Петрович.

Первой же крупной машиной в его коллекции самодельной техники и устройств стал трактор — на ходу он уже более 20 лет. Установлен двигатель от «Запорожца», коробки от ГАЗ-53, мост от ГАЗ-51. Рама самодельная, обшивка тоже, сиденье также от «Запорожца».

Изобретатель усовершенствовал технику, и теперь в комплекте идёт экскаватор. Его мужчина полностью сам варил, даже заводское всё переделывал: например, цилиндры не подходили по длине — пришлось обрезать. Экскаватор съёмный, на стандартном креплении.

— Его на трёх точках снял — и вместо него уже цепляешь всё что хочешь: плуги, культиватор, прицеп, — поясняет белорус.

Зимой техника помогает убрать снег, а весной и осенью служит по назначению: огород вспахать, траншею вырыть, чтобы воду провести, и так далее.

Среди других изобретений белорусского Кулибина — электрический ветрогенератор. Энергии от сложной двенадцатиметровой установки хватает для освещения внутреннего дворика. Девять уличных фонарей автоматически включаются вечером и перестают светить в утренние часы. Правда, дом запитывать от генератора дорого: нужно много аккумуляторов. Но в экстренных случаях, когда нет света, бытовое устройство спасает.

Фото: БЕЛТА

Подписывайтесь на наши новости в Telegram