«Сама она тормозить не станет». Протестировали систему безопасности EyeSight от Subaru

Машина для среднестатистического автовладельца — это не только средство передвижения и яркий показатель социального статуса, но и, как ни прискорбно, источник повышенной опасности на дорогах. Белорусы знают об этом не понаслышке: по данным ГАИ, только в Минской области с начала года произошло более ста дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли десятки и пострадали сотни человек. Согласитесь, статистика не самая приятная. Решить проблему лишь ужесточением законов и повышением бдительности вряд ли получится.

Поэтому на помощь водителям нередко приходят производители авто, предлагая всё более сложные и многоуровневые системы активной безопасности, позволяющие избежать аварии на начальных этапах. Одной из таких продвинутых технологий стала EyeSight, установленная на автомобилях Subaru. О ней уже известно довольно много, но только в начале лета этого года японский производитель официально разрешил демонстрацию системы с участием сертифицированных специалистов.

Этим av.by и воспользовался, отправившись вместе с официальным дилером Subaru — компанией «Ланкор» — в спортивный комплекс «Стайки», чтобы посмотреть, как система работает на новом кроссовере Subaru Forester в условиях смоделированных предаварийных ситуаций.

Безопасность с учётом местной специфики

Но прежде чем приступить непосредственно к тесту, обратимся к матчасти EyeSight — узнаем, что это за система и с чем её едят.

Данный комплекс активной безопасности для легковых автомобилей начали разрабатывать аж 32 года назад — в 1989-м. В 2003 году система появилась на первых серийных автомобилях Японии, а с 2010 года — на европейском и американском рынках. 

Особенность её в том, что, помимо стереокамеры, которая находится под лобовым стеклом, в систему входят ещё радары, расположенные под задним бампером, а также есть парктроник, который выполняет активные функции и останавливает машину перед препятствием. По данным производителя, благодаря EyeSight количество ДТП с участием автомобилей марки сократилось на 61% в Японии и на 63% — в США.

В «Стайках» мы тестируем комплекс EyeSight Safety+, относящийся к третьему поколению активных систем безопасности Subaru. Во всяком случае, если говорить о рынке СНГ.

Впрочем, страны Восточной Европы — это совсем не США и не Япония, здесь другая дорожная обстановка и культура вождения. Поэтому систему безопасности, по словам дилера, последние пару лет специально настраивали под наш регион. Тестирование комплекса происходило в средней полосе России, в сложных погодных условиях, с учётом практики резких обгонов и подрезаний, которые белорусскому водителю хорошо знакомы.

Но приступим к самому испытанию, в ходе которого мы понаблюдаем, как работают четыре функции: предупреждение столкновения при езде задним ходом, автоматическое экстренное торможение при впереди стоящем объекте и при движении задним ходом, предаварийное управление акселератором.

Сразу оговоримся, что тест возможностей EyeSight проходил в условиях свободного полигона, при участии на всех этапах сертифицированного эксперта по безопасности Subaru — таковы были требования со стороны дилера. Впечатления от пользовательского применения технологии ожидайте в наших следующих материалах.

«Сама она тормозить не станет»

Помогал нам в тестировании Андрей, сертифицированный специалист по системе EyeSight в Республике Беларусь, сотрудник компании «Ланкор».

Итак, сперва мы проверяем всю мощь искусственного интеллекта на самой важной функции EyeSight. Речь про экстренное торможение при впереди стоящем объекте.

Ситуации, когда функция может понадобиться, самые разные. Допустим, автомобиль впереди резко тормозит, а водитель Forester в это время отвлёкся и не смотрит на дорогу. В этом случае система работает в два этапа. На первом звуковым сигналом предупреждает, что впереди есть препятствие с разницей в скорости. Если водитель не реагирует, система самостоятельно тормозит машину до полной остановки.

— Функция работает до 200 км/ч, при этом настроена таким образом, чтобы обеспечивать безаварийное торможение при разнице скоростей в 50 км/ч. Дальность её действия — до 120 метров, угол обзора камеры — 30—35 градусов, т. е. все объекты в соседних полосах EyeSight должна определять. Система срабатывает на предмет высотой метр и выше — это дети, пешеходы, велосипеды, мотоциклы, машины и большие вещи. Все они заложены в бортовой компьютер как целевые объекты в виде силуэтов человека, мотоциклиста, автомобиля (по задней части, не в профиль).

Важно помнить, что на пешехода с зонтиком в руках, группу людей, на домашних животных EyeSight может не отреагировать. 

— Системе нужна секунда-полторы на обнаружение объекта и принятие решения. Она работает по принципу нашего зрения: два объектива стереокамеры — это глаза, а бортовой компьютер — мозг. EyeSight точно так же реагирует и воспринимает угрозы.

Мы тестируем функцию сперва на холостом ходу (5—7 км/ч), а затем постепенно наращиваем обороты, доводя скорость до 15—20 км/ч. Система во всех случаях работала добросовестно и останавливалась перед мишенью с нарисованным авто.

Следующий этап нашего испытания — задний ход в условиях перекрёстного движения транспорта. 

Данная функция действует на основе двух радаров, которые находятся в заднем бампере и срабатывают в радиусе 70 метров в обе стороны. Если сбоку по траектории движения машины приближается пешеход, велосипед, мотоцикл или любой транспорт, водителя предупредит сигнал мультимедиасистемы.

Моделируем ситуацию. Парковка, перпендикулярная трассе. Сбоку стоят машины, из-за них обзор остаётся ограничен, соответственно, водитель не видит, что происходит на дороге. Согласитесь, ощущения не самые приятные. Ехать наобум и тем самым рисковать, думать о том, заметят нас или нет, пропустят ли, совсем не хочется.

Мы сделали три дубля, система оповещения каждый раз корректно срабатывала: после обнаружения объекта загоралась визуальная индикация на приборной панели и поступал звуковой сигнал.

— Машина не остановится, а предупредит о том, что сзади есть опасность, приближается неизвестный объект и ехать нельзя. Сама она тормозить не станет, — комментирует работу EyeSight Андрей. — Срабатывание сигнала зависит от предмета и скорости его перемещения. Если пешеход медленно идёт или стоит, даже в радиусе действия радаров, система, возможно, не среагирует на разницу в скорости. Другое дело, если он бежит или едет на велосипеде — тогда EyeSight должна сработать на все 100%.

Следующая функция в нашем небольшом списке — экстренное торможение при движении задним ходом.

Суть проста: при движении задним ходом водитель может не среагировать на находящийся позади объект — столб, конус, резко вышедшего на линию движения человека, машину, выехавшую с параллельной парковки. Работает функция по принципу парктроников, на основе четырёх ультразвуковых датчиков, которые при обнаружении объекта должны полностью предотвратить столкновение с ним.

— Даже когда мы нажимаем педаль газа, система, обнаружив объект, срабатывает, звуковым сигналом предупреждая водителя об опасности. Если человек никак не откликается и столкновение неизбежно, она сама начинает тормозить, — объясняет Андрей.

Впрочем, EyeSight не отреагирует, если объект не попал в поле действия этих датчиков, если они запачканы снегом, грязью, а также в условиях проливного дождя и т. д.

Мы делаем несколько пробных попыток, одна из которых заканчивается ошибкой — система сработала с опозданием и было касание конуса. 

— Скорее всего, на один из датчиков попали капли воды, объект он не зафиксировал, система не отреагировала (во время теста на полигоне шёл небольшой дождь. — Прим. ред.). А в остальном EyeSight обнаруживает предметы, причём боковые, которые находятся не ровно за автомобилем, а немного в стороне, — комментирует процесс эксперт.  

Последняя функция в нашем тесте — предаварийное срабатывание акселератора. За сложным словосочетанием скрывается возможность избежать наезда на препятствие при начале движения машины вперёд. Мы испытываем систему, положив под передние колёса деревянный брус.

Для чего эта функция нужна? Например, на парковке водитель может рефлекторно газануть — и въедет в стену, машину или другой объект. Система безопасности с помощью стереокамер видит, что впереди находится препятствие, и снижает обороты двигателя, а также ограничивает крутящий момент.

— Если на парковке нет колёсных упоров, машина поначалу поедет, но сразу же станет cбрасывать обороты, давая водителю время на реакцию и осознание ошибки. Если же есть такой упор, как в нашем случае тестировочный брус (который имитирует ограничитель на паркингах), то система сразу понимает, что оказывается сопротивление колёсам, видит объект и ограничивает педаль газа, снижая обороты и выводя сигнал: происходит что-то не то.

В условиях плохой видимости функция может не работать. Если в тёмное время суток ехать на «габаритах» или «туманках» (ближний и дальний свет отключены), тогда машина не распознает препятствие. Для работы EyeSight нужно хорошее освещение или возможность рассмотреть включённые сигнальные «габариты» авто.

Делаем несколько попыток — при всех дублях система корректно ограничивала обороты, предупреждая нас, что машина вперёд не поедет.

Как видно, EyeSight отлично себя показала во время теста. Особенно эффектно выступила система экстренного торможения, не позволившая нам протаранить поролоновую мишень. Впрочем, ошибка, выскочившая при обкатке экстренного торможения, показала, что искусственному интеллекту хоть и можно доверять, но терять бдительность на дороге не стоит. Любая система активной безопасности в машине — это всего лишь помощник, пока ещё не способный полностью заменить человека, который должен сам принимать решения за рулём. Расслабляться водителям, особенно в условиях интенсивного городского трафика, пока рановато.

Партнёрский материал

Этот материал мы подготовили вместе с компанией «Ланкор», предоставившей нам возможность протестировать Subaru Forester в спортивном комплексе «Стайки». Вы можете лично оценить работу системы Subaru Eyesight Safety+, записавшись на тест-драйв EyeSight на сайте дилера.

* Демонстрация проходит под контролем сертифицированного специалиста автоцентра.

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.