«С точки зрения безопасности вопросов нет». Посмотрите, как устроены четыре столичных паркинга

Сегодняшний Минск можно назвать городом, созданным скорее для автомобилистов, чем для пешеходов. Загибайте пальцы: здесь есть широкие улицы для комфортного маневрирования, всё больше строится транспортных развязок, хватает ремонтных мастерских и заправочных станций, в том числе для электрокаров. Словом, катайся в своё удовольствие! Но у комфорта автовладельцев есть и обратная сторона медали. Речь, конечно, про отсутствие достаточного количества парковочных точек, способных вместить постоянно растущее число личного транспорта в черте города. Чтобы убедиться в этом, можно просто заглянуть вечером в любой из спальных районов, где вдоль бордюров пешеходных зон выстраиваются цепи автомобилей, создающих дополнительную опасность для горожан.

Вспомните, как часто повреждают машины, стоящие во дворе, и сколько раз был риск наезда на детей просто потому, что из-за автомобилей ухудшается обзор. Проблема более чем серьёзная. Учитывая, что инфраструктуру не переделать, одним из архитектурных решений, которое позволит снизить опасность и нагрузку во дворах, является вынос всего автотранспорта за их пределы и использование крытых паркингов вне дворовых территорий.

Насколько эти объекты удобны, эстетичны и безопасны для горожан-автовладельцев и их машин? Могут ли они в перспективе решить вопрос с растущей автомобилизацией Минска? На эти и другие вопросы отвечает приглашённый эксперт — основатель компании «Аверса-групп», архитектор и предприниматель Антон Гарустович, с которым av.by отправился на инспекцию четырёх паркингов в разных частях столицы.

«В каком-то смысле Беларусь идёт по американскому пути»

Мы решили осмотреть четыре объекта, расположенных на проспекте Дзержинского, 13, улице Николая Камова, 5, Ложинской, 6 и Германовской, 7. Выбирались паркинги с разным архитектурным решением, этажностью и функциональностью, но главным условием было их расположение рядом с жилой застройкой.  

Перед началом поездки узнаем у нашего эксперта, что он думает о нехватке парковочных мест в Минске.

— Насколько проблема недостатка парковок актуальна для столицы?

— Чтобы рассуждать о ситуации, следует понять, куда у нас вкладываются частные инвестиции и бюджетные средства. Если в большинстве городов Евросоюза деньги расходуют на развитие пешеходной инфраструктуры, то у нас всё наоборот: упор делается на автомобилистов и исполнение их потребностей. В принципе, от этого все наши беды и, соответственно, возможности. В каком-то смысле Беларусь идёт по американскому пути. В США тоже давно и активно строят многоуровневые развязки и паркинги. Город в такой ситуации создаётся не столько для людей, сколько для автомобилей.

Я лично, как архитектор, не согласен с таким подходом, но на текущем этапе это изменить невозможно. Раз инвестиции вкладывают в благоустройство дорог и дорожной инфраструктуры, значит, будет больше транспорта и, следовательно, паркингов и парковочных мест, их роль возрастает.

— Тогда кто должен исправлять ситуацию с недостаточным количеством мест для автомобилей: городские власти или компании-застройщики?

— Я думаю, что её исправить не получится в ближайшем будущем. Скорее всего, в районах города, где жители станут настойчиво жаловаться, появятся парковки и паркинги, чтобы устранить проблему. И, вероятно, этот вопрос будет решать частный бизнес, закрывая потребности нескольких целевых аудиторий: местных жителей-автовладельцев, краткосрочных арендаторов из других районов, частного бизнеса (например, владельцев автомоек, СТО, кофеен, автохаусов).

— А строительство паркингов способно решить вопрос с нехваткой парковочных мест в городе?

— Это не сможет уничтожить проблему. Если каждый минчанин обзаведётся личным транспортом и будет на нём ежедневно ездить, в городе в какой-то момент возникнет переизбыток автомобилей и наступит транспортный коллапс. Но раз мы живём в конкретных условиях, давайте рассмотрим действующую инфраструктуру в таком виде, в котором она есть.

За разговорами прибываем на первое место назначения — паркинг на улице Камова, 5, расположенный на территории ЖК «Новая Боровая», через дорогу от жилых многоэтажек. Нас встречает большое здание, напоминающее вытянутый бело-серый прямоугольник. Фасад украшен металлическими панелями бирюзового оттенка, которые сочетаются с цветом жилых домов поблизости.

Сама крытая стоянка оказалась 8-этажной, на 498 мест, со сделанной под уклон рампой с двусторонним движением. На первом этаже расположена мойка Detailing, а с обратной стороны — велопарковка и станции для зарядки электромобилей. Возле входов есть клумбы с кустами и туями.

— Это довольно качественно сделанный паркинг, он выполнен на хорошем уровне и вряд ли устареет в ближайшее время, — делится впечатлениями Антон Гарустович, как только заканчиваем осмотр. — С точки зрения эстетики всё хорошо, здание имеет приятный внешний вид и понятный архитектурный образ, обладает общим с кварталом визуальным оформлением. Внутри имеется качественная и понятная инфографика, демонстрирующая автовладельцу, в какую сторону нужно двигаться, на каком этаже он находится и где расположены нужные объекты, такие как лестница, лифт и пр. Заблудиться не получится.

— Насчёт такого конструктивного решения, как парковочные места под уклоном: во многом это удобно, но не всем автовладельцам может понравиться. Хотя для собственников спортивных машин это даже хорошо, я бы на своём кабриолете легко здесь парковался. Не будешь тереться «пузом» машины о бетон, нет резких перепадов высоты.

Теперь про детали функционала внутри паркинга. На верхних и нижних площадках есть освещение — это удобно. На потолках нет нависающих конструкций, что тоже хорошо: машиной с высоким верхом их не зацепишь и оттуда не будет капать конденсат. С чем стоит поработать, так это парковочные места возле разворотных элементов: они создают потенциальную опасность столкновения при маневрировании.

— Также отмечу открытую крышу, которую при непогоде может заметать снегом и заливать дождём. Площадь паркинга внушительная, значит, собираться будет большое количество осадков. На мой взгляд, сливы на этажах для такой архитектуры маленькие, здесь реально было бы сделать побольше. Плюс обязательно нужно избавляться даже от некрупных ям на верхнем уровне, где может скапливаться вода, а зимой появляться наледь.

— С точки зрения безопасности вопросов нет. Есть система пожаротушения, видеонаблюдение на всех этажах, отбойники для парковки. Плюс сама архитектура паркинга не предназначена для большой нагрузки. Это квартальная застройка, думаю, место не станет супернасыщенным по трафику, из чего следует, что безопасности здесь будет больше. 

— По итогу могу сказать, что паркинг в какой-то степени разгружает кварталы от личного транспорта, работая на инфраструктуру района. Он явно предназначен для жителей только ЖК «Новая Боровая», поскольку рядом с ним не так много остановок общественного транспорта. 

Социальное влияние (значение для разных социальных групп) я бы оценил на хорошо. Паркинг выполняет несколько функций (мойка, велопарковка). Ты можешь на машине приехать в квартал и дальше на велосипеде доехать до дома. 

«Здание неброское, не выбивается из общей застройки»

Перемещаемся из Копища в Уручье. Тут, на улице Ложинской, 6, через дорогу от ЖК «Вивальди» и рядом с БЦ «Порт», разместился 4-этажный паркинг бежевого цвета на 278 мест.

Конструктивно он похож на здание на улице Камова, 5 — тоже рампа смешанного типа с двусторонним движением. Разница лишь в том, что парковочные места расположены горизонтально, а не под углом. На первом этаже находится сервис проката автомобилей, а возле входа — небольшая стоянка для велосипедистов.

Осмотрев объект, архитектор выносит вердикт.

— Паркинг расположен на чрезвычайно выгодном участке. Метро здесь в трёх минутах ходьбы — это важный аргумент при долгосрочной или краткосрочной аренде машино-места. Доступность всегда играет большую роль. Если вы планируете выкупить машино-места и сдавать их в аренду — это вполне рабочая схема. Единственное — гостевой парковки нет. Прибыв, водитель должен сразу заехать внутрь.

— Для местных жителей, мне кажется, паркинг уже не так привлекателен, поскольку внутри ЖК имеются места для стоянки. Здесь плотная застройка, много открытых дворов и парковок, есть богатая конкуренция. Впрочем, квартал разрастается, в перспективе машино-места должны всё же выкупить, дело не прогорит.

В эстетическом плане здание неброское, не выбивается из общей застройки. Но бежевый цвет, упрощённый фасад — всё-таки внешне объект мог выглядеть интереснее.

— Относительно функциональности. Это стандартный паркинг, который работает уже несколько лет. Есть свои нюансы, но ливнёвка на этажах широкая, что позволяет избежать скопления осадков и наледи. Также здесь были бы нелишними конструктивные элементы на фасаде, разбивающие ветряной поток и защищающие зимой от формирования на этажах снеговых «мешков». Плюс можно было бы разместить встроенные помещения, автомойку — с точки зрения бизнеса они стали бы востребованы, улица здесь с хорошей проходимостью. 

Насчёт безопасности: на этажах достаточно пространства, чтобы разъехаться двум машинам, и пологие склоны. При этом многие авто припаркованы на поворотах, что несёт потенциальную опасность столкновения. Хотя пространство для маневрирования большое, так что я не уверен, есть ли тут нюансы с эксплуатацией. Из плюсов — установлено видеонаблюдение, а на входе есть сторож.

— В целом же я не понимаю, с какой конкретной миссией был построен объект. Не сверхудобен, умеренно функционален. Он хорош для людей из других частей города, поскольку находится в удобном месте. Так как близлежащие дворы заполнены машинами, нет стимула оттуда выезжать в паркинг. Соответственно, он работает больше сам по себе, но не с прицелом на местных жителей. Вероятно, если бы имелся бизнес-план с чётко просчитанной целевой аудиторией, то это был бы совершенно другой объект. Но свою задачу он выполняет.

Вдоволь насмотревшись на пейзажи Уручья, едем в район старого аэропорта Минск-1 — на улицу Германовскую, 7. Нас ждёт длинный и высокий паркинг, построенный недалеко от квартала «Эмиратс», являющегося частью комплекса «Минск Мир». Этажей здесь девять, мест для парковки — 794, второй этаж отдан под автохаус Vion.by. Конструктивно объект отличается от предыдущих: для заезда и выезда транспорта используются спиральные рампы, расположенные по бокам здания.

— Это пока самый большой паркинг, который мы исследуем, причём и самый элементарный по конструкции, — говорит Антон Гарустович. — В этом его несомненный плюс: есть две точки подъёма, с учётом высокой этажности объекта они более удобны, чем разуклонная рампа, которая ещё и сложна в производстве. А здесь у нас получается ровный каркас, к нему добавили две спиральные рампы, вписанные в контур здания с точки зрения архитектуры, — очень простое решение. Для большинства автомобилистов вещь во многом привычная. Главное — не промахнуться этажом, потому что придётся ехать через весь паркинг, чтобы спуститься или подняться.

— Относительно эстетики у здания есть потенциал, присутствует цветная дифференциация этажей — это выделяет его среди других объектов. Не скажу, что паркинг вписывается в планировку «Минск Мира» или доминирует над расположенной рядом жилой застройкой. На уличном фасаде можно было добавить декоративные элементы, которые классно сработали бы и несли важную функцию, например защищали от ветра и осадков. Сейчас вполне симпатичное ограждение есть только со стороны жилой застройки.

Поскольку паркинг простой по архитектуре, безопасность для машин тут тоже элементарная, шанс не разъехаться с соседом небольшой. А ловить недобросовестных водителей можно через видеокамеру. Посередине объекта есть усиление перекрытий на потолке, так что для машин с высоким верхом будет проблематично выехать, но это сделано в рамках разумного.

— На улице, возле паркинга, имеется гостевая стоянка. Здесь можно было бы нанести разметку для пешеходов, а в самом здании — добавить инфографику. Хотя в целом тут и так понятно, куда идти. Есть вопрос по лифтам, расположенным в спиральных рампах: они находятся на пересечении трёх путей, что не очень безопасно. В общем, здесь всё чётко для машин, они в приоритете.

С учётом невысокой наполненности автомобилями можно предположить, что паркинг ещё не пользуется большим спросом. Это и понятно: район строящийся, жителей пока немного — и они могут найти места для бесплатной парковки. Плюс локация непроходная, нет дополнительного мотива сюда приезжать — ни мойки, ни кафе, ни СТО. Например, можно было бы стоянку электросамокатов или велосипедов добавить, чтобы комфортнее добираться до дома. Но всё способно измениться в ближайшие годы, когда произойдёт заселение, а в двух остановках отсюда откроется станция метро «Аэродромная».

«С виду очень приятный паркинг»

И последняя точка в нашем путешествии — небольшой объект в Грушевке, на проспекте Дзержинского, 13. Это двухуровневая стоянка на примерно 250 автомобилей, огороженная с нескольких сторон и зажатая в окружении зданий ЖК «Гранд Хаус». Из дополнительных моментов — на территории есть закрытая велопарковка.

— С виду очень приятный паркинг, аккуратный и минималистичный. Если к нему ещё добавить крышу зелёную, было бы вообще замечательно. Получилось очень по-европейски — мне такие объекты по душе. Он не громоздкий, не доминирует над застройкой. Это и понятно, напротив ведь проспект — одна из важных магистралей города, здесь власти следят за архитектурой. Металлические конструкции на фасаде сделаны больше для эстетики, дополнительную функцию они вряд ли несут.

В плане инвестиций этот участок замечательный: плотно заселённый район, метро в шаговой доступности. Видно, что тут уже выкуплено много парковочных точек. Если ты местный житель, который ежедневно пользуется транспортом вне зависимости от поры года и погоды, то необходимость в таком объекте приобретает смысл, поскольку вариантов не особенно много. И искать поблизости бесплатную парковку сложно, плотность машин высокая, наверняка случаются аварийные ситуации и конфликты. Лучше тогда загнать машину за шлагбаум.

— На втором этаже площадка никак не защищена, поэтому зимой возможны сугробы и обледенение. Придётся ждать службу для расчистки.

Паркинг в целом выглядит безопасным, есть шлагбаум и камеры на въезде, но нужно учитывать, что он проходной. Здесь дети могут пробегать и немного похулиганить — и ищи потом виноватого в очередной царапине. Плюс много поворотных мест, что вызовет неудобства у водителей-новичков, есть зоны риска внезапного столкновения. Имеются вопросы по навигации на парковке: куда ехать, как проезжать, кому уступать? Не очень понятно. Но за счёт небольших размеров объекта этот нюанс мне не кажется критичным.

Если суммировать: паркинг замечательно работает на снятие напряжённости со дворов, где стоит транспорт. Однако вокруг настолько огромная нагрузка, что тут одного такого объекта явно недостаточно. 

**

Как видно, в Минске появляется всё больше крытых паркингов, которые хоть и не способны предотвратить транспортный коллапс, но при должных условиях могут освободить дворы от машин. Для этого нужны архитектурные и градостроительные решения, которые стимулировали бы размещать авто вне пределов двора и делали бы этот процесс приятным. Теперь ход за владельцами машин: судьба подобных стоянок зависит и от того, будут ли ими пользоваться или продолжат по старинке совершать ежедневный ритуал поиска бесплатной парковки недалеко от дома.  

Партнёрский материал

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.