Что будет с рынком б/у запчастей? Большое интервью с представителем разборки

Дефицит и повальное подорожание — то, с чем столкнулся белорусский рынок новых запчастей. И пока торговые представители перекраивают логистику и ищут способы удержать цены на доставку, клиент начинает активнее присматриваться к «бэушке». Хотя, откровенно говоря, её и раньше вниманием белорусы не обделяли: кто на 20-летнем «Пассате» согласен отдавать за новую «коробку» полстоимости машины? 

Вслед за автолюбителями, которые не готовы переплачивать и месяцами ждать доставку, мы отправились на склад «Ф-АВТО». Насколько подорожали подержанные комплектующие и как выбрать необходимую запчасть? Выясняем вместе с представителем известной авторазборки.

Виталий Никитчик, руководитель компании «Ф-АВТО»: «Некоторые поставщики запчастей вовсе отказываются сотрудничать с белорусами»

— В последние месяцы интервью с активными игроками авторынка выходят всё менее и менее радужными, но такова реальность. С какими проблемами вы сейчас столкнулись? 

— Мы полностью зависим от внешнеэкономической деятельности, как и большинство белорусских компаний, связанных с автобизнесом. 

«Ф-АВТО» закупает товар у таких стран, как Англия, Германия, Италия, США, Япония, а продаёт его в Беларуси и России. Были планы расширяться, в том числе и идти в Украину, но по очевидным причинам сейчас мы этого сделать не можем.

— Наша страна действительно обладает очень выгодным территориальным расположением, и мы долгое время этим пользовались. Но сейчас всё поменялось: в каком-то смысле мы стали красной тряпкой для некоторых государств. Часть из них законодательно ограничила компаниям право работать с нами. Отдельные поставщики сами отказались от сотрудничества исходя из своих взглядов.

— Некоторые запчасти сейчас вовсе нельзя привезти: например, появились нюансы по доставке бензиновых и дизельных двигателей. Определённые бренды также запретили свою продукцию поставлять. С конца февраля наши закупки упали в два раза, но повезло: имеется запас ходовых компонентов.

— Как считаете, есть ли шанс, что иностранные поставщики в ближайшее время возобновят сотрудничество с Беларусью? Ведь так было в России: некоторые бренды с рынка ушли, но вскоре вернулись. 

— Существует такая поговорка: «Надейся на лучшее и готовься к худшему». Она сейчас как никогда актуальна. Ситуация усугубляется не только последние два месяца — тенденция прослеживается с 2014 года. Любой бизнес всегда работает в нестабильных условиях. Просто эта нестабильность то меньше, то больше. 

— Ещё одна проблема, с которой мы сейчас столкнулись, — поставщикам гораздо медленнее доходит оплата. Если раньше нашим партнёрам деньги поступали за период от двух до семи дней, то сейчас срок — около месяца. Иногда такие суммы и вовсе возвращаются к нам. Из-за этого мы не можем нормально планировать закупки и ассортимент склада. Нужно больше средств в системе, чтобы она продолжала работать.

— Доставка в нынешнее время — тоже процесс трудоёмкий. Стало очень сложно привезти товар в Беларусь! Некоторые страны не хотят затаможивать продукцию. Среди них Италия, например. 

Но если, допустим, этот вопрос решить, то как потом довезти товар до Беларуси? Нашим и российским перевозчикам запрещено перемещаться по Европе, европейским — в нашей стране. Конечно, есть определённые способы и лазейки. Однако и здесь имеется проблема: лишняя выгрузка и загрузка б/у запчастей могут привести к поломкам. К тому же цена фрахта повысилась в три раза.  

— Насколько больше времени стала занимать доставка запчастей из-за границы?

— Например, из Великобритании доставка с момента отгрузки раньше занимала пять-шесть дней. Сейчас — до двух недель.

К тому же не всегда у международников хватает машин. А зависший где-то товар — тоже деньги. 

— Как все эти проблемы отразились на ваших клиентах?

— Конечно, цены на запчасти повысились. Насколько — довольно сложно высчитать. Клиенты, как только появились малейшие предпосылки кризиса, заняли выжидательную позицию. 

Однако рынок до нуля никогда не падает в принципе: всегда будут те, кто что-то покупает. Например, владельцы коммерческого транспорта не смогут отложить приобретение запчастей из-за того, что это приведёт к простою и нанесёт ущерб бизнесу.

«У нас нет цели что-то впарить» 

С вызовами, которые сейчас атакуют автомобильный бизнес, всё ясно. А вот вопрос, что никогда не потеряет своей актуальности: как же правильно подобрать запчасть, чтобы её не пришлось возвращать? На самом деле это довольно просто: достаточно ввести в поисковике «Ф-АВТО» название и номер компонента, марку и модель автомобиля.

— Приходя к врачу, мы верим ему на слово и впоследствии покупаем только прописанные специалистом лекарства. С запчастями так же: лучше довериться профессионалам — мастеру на СТО или консультантам в магазине. Мы не можем посадить на кассу человека несведущего, поскольку его задача — минимизировать риски клиента купить не то, что нужно. Любые ошибки в подборе стоят нам денег. Ведь нужно заплатить водителю, который товар заберёт и вернёт на склад; менеджеру, потратившему время на оформление возврата. 

— Точно так же и с некачественными запчастями. Нам проще приложить больше сил и быть жёстче на этапе подбора, чем потом возвращать какой-нибудь двигатель в ту же Англию. Поэтому у нас, как и у большинства крупных компаний, нет целей кому-то что-то впарить.

— Что должно отпугнуть при покупке?

— Неприятный продавец! Покупка должна приносить только приятные эмоции. Говорить о каком-то предварительном осмотре запчасти трудно: есть своя специфика выбора турбины, электроники, мотора… Об этом можно целую энциклопедию написать. Проще, повторюсь, довериться консультанту. 

А если покупатель всё-таки ошибся при подборе, можно ли вернуть запчасть? И если да, как происходит возврат?

— Почти все запчасти можно вернуть — достаточно связаться с нашим оператором или складом, где вы товар покупали. Регламент отработан годами. У разных комплектующих гарантии и срок возврата разный, всё это оговаривается до покупки. 

— Бывают ли подмены? 

— С б/у запчастями вообще происходит много историй. Случается, люди мотор разберут и бегут возвращать: перестал же работать! Кто-то вытаскивал из двигателя определённые детали и пытался вернуть товар без них. 

— Мы всегда доверяем нашим покупателям, но происходило разное. Бывали и подмены: под видом купленной у нас запчасти люди возвращали старые комплектующие. Конечно, чтобы избежать таких ситуаций, товар маркируется. Как — секрет, не могу его раскрыть. Но знайте: даже если вы метку не видите, она там есть. 

— Существует ли процент людей, которые ранее не доверяли подержанным запчастям, но, после того как у них не осталось выбора, пошли отовариваться к вам?

— Есть и будет ещё больше! На рынке новых деталей дела обстоят гораздо хуже. Конечно, имеются расходники, которые нецелесообразно покупать бывшими в употреблении: колодки и сайлент-блоки, например.

— А тормозные диски?

— Это отдельная группа товаров, здесь нужно обращать внимание на износ.

Хочу заметить: в Англии или США к б/у запчастям нет какого-то стереотипного отношения. Там это круто: покупая подержанную вещь, ты заботишься об экологии, не тратишь ресурсы Земли. 

— Вы доставляете компоненты и в Россию. Стало ли оттуда больше клиентов?

— Это тяжело отследить, поскольку есть определённые фирмы, которые покупают у нас товар и перепродают в Россию. Мы не можем им запретить это делать. 

— А как в отдалённые города Беларуси происходит доставка?

— У нас есть свой автопарк. Машины в определённые дни двигаются по обозначенным маршрутам. Во многих городах работают наши склады, оттуда доставка может осуществляться и сторонними транспортными компаниями. Способов много.

— В финале хотелось бы спросить о наболевшем. Как вы думаете, что будет с рынком б/у запчастей дальше?

— У нас, конечно, есть разные сценарии развития событий. Но, повторюсь, мы готовимся к худшему. Всё зависит от ограничений со стороны поставщиков. Конечно, многие компании по продаже запчастей будут закрываться, выживет не каждый. Есть определённая покупательская способность, и если цены достигнут потолка из-за изменений в логистике, то тогда всё. Многие наверняка переключатся на онлайн-торговлю: себестоимость обслуживания дешевле. 

Очевидно, мы ожидаем, что цены будут уходить наверх, а ассортимент станет меньше. 

— Что-то может пропасть из каталогов. Например, уже есть вопросы по двигателям. Но до состояния Кубы, где автомобиль — это роскошь, мы не дойдём.

Всё стремительно меняется, однако мы станем искать пути решения проблем. Повального дефицита не случится. Будущее туманно и подобно поездке на санях с высокой горы, где ты только и успеваешь миновать препятствия и поглядывать, что там ждёт дальше. Но мы к этому готовы. 

Партнёрский материал

Компания «Ф-АВТО» — одна из крупнейших на рынке РБ и РФ по продаже б/у запчастей и контрактных двигателей. Компания на рынке более 28 лет. «Ф-АВТО» — это широкий ассортимент б/у запчастей для иномарок по приемлемой цене и хорошего качества, доставка купленной запчасти в любую точку в кратчайшие сроки, гарантийное время на проверку и установку. Переходите на сайт «Ф-АВТО», где вас ждут не только ассортимент продукции и консультации экспертов, но и отзывы довольных покупателей! 

Фото: архив партнёра, Алиса Зацаринная