Рынок "бэушки" нащупывает дно. Какие автомобили продают и покупают белорусы?


Январские колебания на валютном рынке сделали покупку машины из России еще более заманчивой. Кто-то поехал к соседям за еще одним автомобилем, кто-то со слезами снижает цену на свою машину, понимая, что при текущей стоимости продать ее не получится. Как чувствует себя рынок, что изменилось и чего ожидать – ответы на все вопросы мы узнали у директора автохауса «Автопарк» Евгения Радюка.

- Как изменились предпочтения белорусов при выборе автомобиля за последний год?

- Люди стали видеть в приоритете только стоимость машины. Первый скачок российского курса вызвал большой ажиотаж, а дальнейшие изменения не так сильно отразились на рынке – все надеялись, что это еще не пик, рубль продолжит падать. Раньше можно было поставить самую низкую цену, чтобы привлечь внимание покупателей: такими машинами интересовались и частные покупатели, и перекупщики. В последние месяцы даже это не сильно влияет на покупательскую способность. Люди ждут, что цена упадет еще ниже, и не торопятся с покупкой.


- Если говорить о популярном классе машин, то спросом пользуются кроссоверы – Nissan Qashqai, Hyundai ix35, KIA Sportage. Среди премиум-уровня популярен BMW X3.

- Что сейчас трудно продать?

- Неликвид теперь – это машины с высокой стоимостью обслуживания и с высоким потреблением топлива. В России многие из таких автомобилей облагаются дополнительными расходами – и налог на роскошь, и транспортный налог для машин с 250 л.с. и выше.


- Такое, в принципе, было всегда: чем машина реже, дороже и сложнее в обслуживании, тем труднее ее продать. В докризисное время некоторые люди могли позволить себе подобные покупки. Сегодня же они смотрят на машину более разумно, с перспективой «как быстро при необходимости я смогу ее продать?». При покупке это тоже учитывается. Работает принцип «что у соседа, то и я куплю».

- Выходит, машину покупают не столько для себя, сколько для легкой продажи в дальнейшем?

Покупают все же для себя, но с далекой перспективой продажи. Люди задумываются, что делать при изменении ситуации. Срочно понадобилась крупная сумма – можно ли быстро продать свою машину, чтобы получить деньги?


- Машина из России – тренд последних полутора лет. Есть мнение, что такие автомобили хуже аналогичных, которые ездят по Беларуси. Это так?

 - Если смотреть на ситуацию в целом, то да, это ближе к правде. Другой момент, что большинство пригнанных из России автомобилей были куплены по принципу «дешевле, чем у нас». Но в основной массе дешевые варианты – хуже среднего состояния автомобиля на рынке. Люди сравнивали цены на одинаковые модели в Беларуси и России, в обоих случаях сортировали по стоимости и смотрели на недорогие предложения. Что меньше стоило – то и покупали.


- Приятно разговаривать с людьми, которые ездили в Россию за машиной, но ничего там не купили. Они все прекрасно понимают: за какие деньги продается товар там и за сколько покупается здесь. К тому же в Беларуси нет рисков, с которыми вы столкнетесь, если захотите привезти автомобиль из России.

- Пик покупок машин из России уже прошел, или все еще впереди?

- Думаю, он уже позади. Это был период осень-зима 2014/2015 года. Интересные предложения, которые действительно были выгодными, быстро раскупили. Что касается текущих изменений курса российского рубля, то россияне приблизились по мышлению к белорусам – считают и думают в валюте. Они довольно оперативно корректируют цены в соответствии с колебаниями рубля относительно доллара – это касается и частных объявлений, и автосалонов.

Базовый Mercedes E200 (W212) владелец привез новым из России специально на продажу


- Как обстоят дела с машинами из Европы и США на фоне массового привоза автомобилей из России?

- Люди по-прежнему интересуются этими автомобилями. Случаи не распространенные и не носят массовый характер, но есть покупатели, которые отдают предпочтение именно европейским машинам. Если два-три года назад встречалась приписка «Из Европы, а не Америки», то теперь США сравнялась по приоритету с Европой. Главное – не из России. Надпись «В РФ не была даже проездом» теперь часто можно увидеть в объявлениях.

Этот Ford Mustang «сломал систему»: купе покупают россияне, потому как не нашли достойного экземпляра в своей стране

- Ранее считалось, что машина из Америки чуть хуже европейской, сейчас мнение о них изменилось в лучшую сторону. Многие автомобили для американского рынка имеют большие объемы двигателей, отсюда высокая цена растаможки, поэтому эти машины не так популярны в Беларуси. Зато малолитражку из Европы пригнать и растаможить вполне по карману.

- Многие белорусы пересели на новые бюджетные автомобили. Наш покупатель переходит к западному мышлению: автомобиль должен возить и не доставлять хлопот, а имидж второстепенен?

 - Однозначно утверждать это нельзя, хотя некоторая тенденция прослеживается. Но я не связывал бы ее с оглядкой на европейский образ мышления. Скорее играет роль сочетание низкой цены и новой машины. Автомобиль из салона стал доступен для белорусского кошелька. Выбор в пользу нового бюджетника или подержанного премиума зависит от того, что человек вкладывает в понятие автомобиля.

Между этими Infiniti разница в одно поколение, пять лет и 340 миллионов рублей: почти 600 миллионов за FX37S 2011 года и примерно 250 миллионов за FX35 2006 года

- Если для него это просто средство передвижения из одной точки в другую – безусловно, лучше всего купить бюджетник. Знать не будете проблем с обслуживанием, новая машина не подведет. Но спустя два-три года, когда такой автомобиль уже не будет считаться новым, он может принести больше проблем, чем подержанный премиум.

- Каких цен через несколько лет ждать на подержанные бюджетники, которые теперь белорусы покупают новыми?

- Машины, которые куплены во время первой волны пригона из России, уже начали терять в цене. Коэффициент пока вывести сложно, он будет зависеть от множества факторов. Но предположу, что потеря в стоимости пойдет быстрее, чем в случае с подержанным премиумом или европейскими б.у. автомобилями.

Как люди адаптировались к сложившейся ситуации? Охотно ли торгуются при продаже?

- Парадоксально, но даже в такой ситуации люди не хотят сильно торговаться. Всегда были единичные случаи, когда автомобиль продавали за 200 миллионов, и владелец был готов отдать его за 80% от цены. Такое и сейчас встречается, но редко.

- Многие люди купили машину не вместо, а в дополнение к другой. У кого-то теперь два, три автомобиля. Те машины, на которых уже не ездят, просто стоят во дворах. Казалось бы, почему бы ее не продать? Да, сейчас цены просели. Но вдруг через полгода они упадут еще ниже? Однако владельцы крепко держатся за свой транспорт и не спешат понижать цену. Люди помнят стоимость покупки машины и отталкиваются от нее, не принимая во внимание реалии рынка.

- Популярные в народе автомобили, вроде Peugeot 406 и Citroen C5, сильно потеряли в цене. На эти машины сейчас есть спрос?

- Такая ценовая категория – около двух-трех тысяч долларов – существовала всегда. Просто указанные модели в нее не попадали, а теперь они оказались в списке, где раньше были VW Golf III, VW Passat B2-B3. Не так давно Peugeot 406 и, к примеру, Renault Laguna считались автомобилями средней категории. За свои деньги – очень привлекательные варианты. Сейчас, имея пару тысяч долларов, можно уже рассматривать эти машины для покупки.

- Они не выйдут из приоритетного спроса за счет ликвидности цены – в настоящее время этот автомобиль может позволить себе и студент, собрав за период обучения деньги. Есть дно определенной категории товаров – скажем, ниже полутора-двух тысяч долларов за машину на ходу оно не опустится. Если еще и техосмотр пройдет, то и вовсе отлично.

- Особняком стоит VW Passat B3 – даже в теперешней ситуации его цена практически не падает. Почему это происходит?

Здесь вообще ситуация интересная: в 2010-2011 годах Passat B3 продавали за 2-3 тысячи долларов, то сейчас можно найти экземпляры и дороже этой суммы! Во-первых, VW – надежная машина, которая отлично себя зарекомендовала. Во-вторых, это то самое дно для товара – меньше авто просто не может стоить, несмотря на растущий возраст.


- Сейчас автомобиль продать легче или труднее, чем до ажиотажа с российскими машинами?

- Однозначно сложнее. В 2011 году, перед повышением таможенных пошлин, люди тоже массово пригоняли автомобили. Через два-три года захотели поменять свои машины, начали их продавать – и многие автомобили ушли в Россию. И затем белорусы начали покупать авто в России. Должно пройти время, чтобы люди снова привыкли покупать автомобили внутри страны. Нет ничего плохого в том, чтобы купить машину в России, Европе или Америке, но должны быть конкурентоспособные предложения и в Беларуси.


- Чего ждать к лету?

- Если ничего не изменится, то ситуация на внутреннем рынке останется примерно такой же. Машины будут пригонять из России, здесь их продать станет еще сложнее. Люди, погнавшись за низкими ценами, упустили из виду, куда они будут девать автомобиль, который есть у них сейчас. Хозяева надеются продать здесь машину подороже и купить в России подешевле, но этого не будет. С течением времени купленная в России машина упадет в цене и на нашем рынке – сейчас он перенасыщен.

**

Привоз машин из России усложняет последующую реализацию этих автомобилей здесь, в Беларуси. Если авто пригоняют на перепродажу, то цена, само собой, вырастет – среди перекупов пока не наблюдается альтруистов. В результате машины долго стоят в продаже и медленно теряют стоимость, потому как каждый сброшенный уже миллион белорусских рублей ( а не сто "баксов" как раньше), продавец считает оторванным от себя. И предпосылок к изменениям обстановки на данный момент не видно.