"Резина не зимняя, но не скользко". Кому не страшно кататься на велосипеде зимой


Не даром говорят: охота пуще неволи! Да и от снега, летящего в лицо, балансировки на льду, хруста шипов, вгрызающихся в лед, выброс адреналина в кровь не меньше, чем от прыжков с трамплинов или спуска с горы в теплое время года. Минчане уже привыкли, что велосипед зимой  - реальное и вполне допустимое явление в белорусских широтах. Им не нужен идеально вычищенный асфальт. Разве что «злая» резина с ярко выраженными шипами, удобная одежда, хорошее настроение да желание бороться со стереотипами. Хотя сколько людей, столько и мнений. «Автомалиновка» поговорила с теми, кто катается на велосипеде, несмотря на лед и мороз.

Анна, 29 лет, специалист по внешнеэкономической деятельности, опыт зимнего катания: 2 сезона

- Для многих людей велосипед – это не транспорт, а отдых и спорт, и они ездят на нем несколько раз в месяц. Но сейчас потеплело, и людей на двухколесных средствах передвижения заметно прибавилось. Сама я езжу на «велике» ежедневно - на работу и с работы, и если автобус проезжает расстояние в 5 км за полчаса, то я кручу педали гораздо быстрее и примерно через 20 минут уже сижу на рабочем месте. Преимущества налицо: двухколесный транспорт и быстрый, и не зависит от расписания, и свободен в выборе маршрутов передвижения, и вполне безопасный.

Ходить пешком по скользкой поверхности намного страшнее, чем ехать на велосипеде: спасает шипованная резина (стоимость одной покрышки в среднем 30-40 евро) и контактные педали, да и зимой я стараюсь ехать медленнее и без крутых виражей. Так, в прошлом году мы ехали по ледяной поверхности Раубичского водохранилища. Тем, кто пошел пешком, было скользко, и они падали, а вот шипованные колеса ехали без проблем.

Самоделка из папки – спасает от брызг во время езды по лужам

Зимний велосезон-2016 у меня начался во время циклона «Даниелла», и этот день сейчас вспоминать смешно. Я была вся засыпана снегом. А люди, завидев меня, крестились и говорили: «О, Господи!». Впрочем, это самая популярная реакция на велосипедиста в такую погоду. Если на улице дождь или температура ниже -18 градусов, ехать, конечно, неприятно и поездка ограничивается до строгого маршрута «дом-работа».

Из-за погоды я вряд ли пойду пешком или поеду на автобусе. Ведь у меня есть горнолыжная куртка, сноубордные штаны, термобелье, бафик (прим. buff, универсальная бесшовная бандана) и перчатки. В целом, велоодежда должна быть такая, чтобы, когда выходишь из дома, было немного прохладно. Зато потом, в движении, всегда согреваешься.

Зимняя спецодежда и обувь, как правило, дорогие, поэтому многое покупается в «Секондах» или заказывается в интернет-магазинах. Для сравнения: новая куртка из мембранной ткани обойдется где-то в 100-300$, а «бэушная» - стоит 200-300 тысяч. Или комплект термобелья белорусского производства продается за 20$, а я заказываю из Англии за 6-7$, и качество там получше.

- Мой личный зимний транспорт – велосипед тайваньской фирмы GT, купленный в 2013 году за 225$. И сегодня это нижний ценовой сегмент – новый велосипед дешевле не найти. Нежелание ехать на нем возникает всего 2-3 раза в год, но чаще всего ехать охота. Например, когда я в свой день рождения решила привезти коллегам тортик и традиционно поехала на велосипеде, то угощение разместилось прямо на руле.

Александр, 35 лет, IT-специалист, активист ГО «Мінскае роварнае таварыства», опыт зимнего катания: 6 сезонов

- Раньше я всегда передвигался на общественном транспорте, меня все устраивало, но в один прекрасный год у нас перекопали трамвай под домом. И тогда я призадумался: а на чем же мне ездить дальше? За все зимы на велосипеде я уже успел откатать больше 6 тысяч км. Да и как на работу иначе ездить? Другие варианты гораздо хуже.

Быстрее и выгоднее на вертолете, но если серьезно, то все зависит от того, какое расстояние нужно проехать. Если это, скажем, путь 30 км в одну сторону и столько же обратно и маршрут начинается в пригороде, от которого идут только автодороги, то велосипед будет выбором для очень сильных духом. Например, мой каждодневный минимум, то есть маршрут от дома до офиса и назад, составляет 16 км. Но велосипед располагает к тому, чтобы обязательно заехать еще куда-нибудь. Ведь я по роду деятельности компьютерщик, и, случается, нужно заскочить сразу на несколько точек в городе. В таких случаях за сутки можно наездить 100 км запросто!

Самое очевидное: езда на велосипеде – это отличный фитнес. Когда я впервые сел на байк, то весил 135 кг, а сейчас – 90 кг! А когда летом накатывал большие дистанции, то мог за 1 поездку и вовсе сбросить 2 кг.

Велосипед у меня стальной, ржавеет, и дорожный реагент этому только способствует. Приходится поливать цепь маслицем. А вообще, мой принцип таков: сломался – починил, работает – не трогай. Но я мог бы поступить совершенно иначе: повесить «велик» на крюк, купить себе Honda Civic 1989 года за 500$, и это было бы дешевле и выгоднее. Но я очень упрямый и не люблю машины в качестве личного средства передвижения.

Где можно проехать, там и еду. Но по тротуарам в летний сезон катаюсь редко. У меня агрессивный и быстрый стиль езды, боюсь там всех поубивать. Поэтому чаще всего передвигаюсь по краю проезжей части. С ГАИ проблем не возникало, да и всегда можно ловко нырнуть во двор жилого дома и поминай, как звали. И так происходит регулярно.

Правда, сегодня чувствую себя чуть ли не последним из могикан, и мне тоже становится не слишком комфортно в городских условиях. От велосипедных дорожек только одно название, они, наверное, сделаны для того, чтобы с вертолета красиво смотрелось. Считаю, что Минск враждебен по отношению к велосипедистам. За последние пять лет качество организации велоинфраструктуры заметно упало. У нас нет никакой городской политики на сей счет – вместо нее система оперативного реагирования на вызовы общества. Ах, у нас заторы, значит, мы сделаем пошире дороги. Ах, нам рекомендуют сделать многоуровневые развязки – нет проблем, сделаем.

Но, невзирая на это, к велосипеду я прикипел душой. Мой личный рекорд – 415 км за один раз во время асфальтового марафона. Это такое безумное мероприятие для сумасшедших велосипедистов, у которых здоровья больше, чем ума. Помню, стартовали в Уручье в 3 утра, а финиш был там же через 21 час и 15 минут. А между ними – Борисов, Бобруйск, Червень, Смолевичи и так далее.

Марина, 32 года, ремесленник, опыт зимнего катания – 6 сезонов

- Последние два года я изредка выезжаю. Мой максимум - 120 км за один раз, правда, по ровной и хорошей дороге во время одного из белорусских трипов. Когда я купила велосипед, то у меня в принципе не возникала дилемма: есть летний, а есть мертвый (зимний) сезон. Особых причин для зимней езды тоже нет. Одно из важнейших преимуществ: я не болею, когда езжу на велосипеде.

Самое дорогое в подготовке велосипеда – резина (около 90$ за одну покрышку). У меня переобуто только переднее колесо, в остальном я езжу по привычке – никаких резких поворотов, а по глянцевому льду еду прямо и медленно и не торможу, тогда все будет отлично. У меня был опыт катания по ледяной трассе. Ночь, минус 25 и 70 км по гололеду. И это было очень тяжело.

Фирменная экипировка невероятно дорогая. Как крыло от самолета. Все покупается в «секондах» (в среднем 150-200 тысяч за одну вещь), или, например, контактные ботинки попали ко мне по скидочной цене за примерно 50$, или под заказ, или б/у варианты на форумах. Если одеваться по-спортивному, то снизу термобелье, на него флиссовая байка и штаны с виндстоппером. Сверху уже мембрана. Когда погода не слишком холодная или, наоборот, сильный мороз, следует одевать бафф (бандана) и желательно использовать крем, в составе которого нет воды, чтобы не обжечь открытые участки кожи.


«Контакты», на языке велосипедистов. Сама педаль крепится к подошве обуви. Достаточно просто повернуть ногу на педали пяткой в сторону, чтобы отцепиться от неё.

Люди реагируют на зимних велосипедистов сейчас намного спокойнее. Для меня это естественный образ жизни и физическая активность. Главный козырь зимнего катания на «велике» - это настроение. Вспоминается первый сезон. Тогда я ездила на «Круизере» на узких покрышках без протектора, с вертикальной посадкой и по гололеду.

Но страха упасть и сломать себе что-нибудь не было и в помине - я так не езжу. Я не разгоняюсь, если не уверена, что сумею притормозить, или что там нормальная дорога, или если нет обзора – и это не правила, это такой стиль езды и даже привычка.

Андрей, 32 года, организатор гонок по «Кросс-кантри», опыт зимнего катания – 5 сезонов

- У меня два велосипеда. Первый гоночный байк стоит 3 тысячи долларов, а второй – немецкий Centurion я купил за 450$, как расходник, так как зимой велосипед умирает быстрее. И для меня это двойная выгода с финансовой точки зрения. К минскому Aist отношусь положительно, но это велосипед простого уровня, без претензий на гоночные возможности.

А поскольку я физкультурник, участник команды Velopark (прим. ей 2 года) и уже четвертый год занимаюсь организацией гонок «Кросс-кантри» в Беларуси (прим. велокросс по пересеченной местности), то и требования к велосипедам у меня другие, нежели у обычных велолюбителей. Я не привязан к громким велобрендам, но ориентир у меня конкретный – цена и качество.

Когда я был еще «шоссейником» и читал на форумах сообщения про катания по замерзшему Минскому морю, то всегда думал про себя: «Вот дураки!». А мою первую зимнюю велопрогулку можно описать поэтичным слогом: «Мороз и солнце, день чудесный!». В тот день мы поехали на замерзшее озеро в Дрозды, и эта поездка обернулась нам в большой кайф.

Главное – цель. Если человек хочет кататься на велосипеде, ничто и никто не встанет на его пути. Единственное, что может остановить, например, меня, так это гололед, и это вопрос здравого смысла.

За сколько сегодня можно одеться зимнему велосипедисту? Давайте приблизительно подсчитаем. Так, контактные зимние велоботинки – примерно 100 долларов, шлем – 50, перчатки – 10, куртка и велоштаны – по 100 каждая, в итоге сумма в примерно 400 долларов и набегает. И это недорого, если учесть, что, к примеру, контактная велообувь долговечная, поскольку подошва у нее несгибаемая и в ней обычно не ходят.

Разбивать стереотипы нужно, иногда просто хочется повесить на спине табличку с надписью: «Резина не зимняя. Нет, не скользко. Нет, не холодно. Да, катаюсь».

**

В ГАИ не приветствуют зимние велопокатушки, хотя они не запрещены. В ПДД есть только два «но». Так, велосипедист должен двигаться по обочине, тротуару или велосипедной дорожке и только в отсутствие оных – по проезжей части не далее 1 м от ее правого края (Пункт 148.1). Кроме того, движение велосипедистов ограничено в условиях снегопада и (или) гололедицы (Пункт 153.4). В обоих случаях нарушение ПДД предусматривает штраф в размере от 1 до 3 б.в. Что же, а пока за окном календарная зима, и это вовсе не помеха для велосипедистов, которым невтерпеж покататься, ведь «Зимой – жарко!», а до весны, как до Луны.

 

Фото: автора