Для бренда Saab первая половина 90-ых стала лебединой песней по части смелых разработок и собственного имиджа. Уже в 1994 контрольный пакет акций этой марки приобрел концерн General Motors, после чего шведы были вынуждены отказаться от использования собственных платформ для новых моделей. Будто предвидя такой исход, инженеры Saab запустили в производство Commemorative Edition — ограниченную серию кабриолетов с турбированными двигателями. Всего на базе самой популярной 900-ой серии было собрано 500 таких машин, из которых до наших дней не сохранилось и половины. Тем удивительнее оказалась встреча с одним из «выживших» кабриолетов на минских улицах.
Символ свободы
Своего технического расцвета Saab достиг в 80-ых. Объединившись с брендом Scania и получив дополнительную финансовую поддержку, шведы серьезно продвинулись вперед по части смелых инженерных и дизайнерских решений. Так, работа по увеличению мощности любимого «саабовцами» рядного 2-литрового двигателя велась на протяжении всего десятилетия: сперва на моторе появилось бесконтактное зажигание, чуть позже количество клапанов увеличилось до 16-ти (с внедрением гидрокомпенсаторов), потом возникли инжекторные и наддувные версии.
Это привело к тому, что турбированный 16-клапанник развивал 175 л. с., разгоняя авто до «сотни» за 8,5 секунды с пределом скорости в 217 км/ч. Сегодня, в эпоху мускулистых спорткаров, такой показатель не особо впечатляет, но в 1984 году BMW E28, имея под капотом агрегат на 2,5 литра, был не настолько силен. При 150 «лошадях» «баварец» брал означенный скоростной рубеж за 9,7 секунды, а разгонялся только до 202 км/ч. Вот такая арифметика…
Кроме внутренней технической революции, Saab знаменит новшествами, которые «ушли в народ», то есть к остальным производителям. К примеру, на девятисотой модели бренд первым в мире внедрил тормозные колодки, в которых не применялся асбест, вредный для окружающей среды. По той же причине шведы дефорсировали свои турбомоторы для европейских рынков.
Вообще за свой короткий век первое поколение Saab 900 пережило наибольшее количество модификаций и спецверсий в истории марки. Поэтому общий тираж этой модели составил без малого миллион экземпляров. Но даже среди них 500 копий Saab 900 Turbo Commemorative Edition выделяются особо.
Спецверсия в кубе
Если по части технологий Saab какое-то время был новатором и законодателем, то в плане дизайна бренд использовал одну и ту же формулу, повторяя очертания самолетного крыла. Отсюда и появился непонятный кузов комби-купе, ставший визитной карточкой шведов. Кому-то нравилась эта нарочитая индивидуальность, но большинство все же предпочитало классические седаны. Чтобы не упустить клиента, дизайнерам марки пришлось расстараться.
Выпуск первого седана Saab совпал с презентацией модели 900, хотя в этом кузове выбор силовых агрегатов и оснащения был ограничен. Так бренд непрозрачно намекал: хочешь настоящий Saab — покупай комби.
С производством конкурентоспособного седана в Европе оживились и американские дилеры Saab. Тем позарез был нужен популярный на их рынке кабриолет, который шведы отродясь не делали. Впрочем, решение нашлось, и не одно: кроме альтернативы с тентовой крышей дизайнеры предложили концепт кузова тарга. Этот вариант показался заводу более практичным, так как потери жесткости у него были минимальны. Но кузов тарга в середине 80-ых вовсю ассоциировался с Porsche-Volkswagen, чей проект стартовал ранее. Не желая копировать конкурентов, Saab от него отказался.
Так в 1986 году на рынок впервые выходит Saab 900 сabrio. Все выпущенные кабриолеты носили индекс 900i или 900 Turbo, ведь карбюраторные машины уже никого не интересовали, а производить мощно «заряженные» комплектации не позволял ослабленный кузов. И все же ограниченная серия кабриолетов могла похвастаться самым мощным двигателем Saab в 1993 году: под капотом у пяти сотен автомобилей Commemorative Edition стоял 185-сильный турбированный агрегат.
Этот двигатель достался кабриолету от другой спецверсии, Saab 900 Carlsson, посвященной знаменитому шведскому гонщику Эрику Карлссону, установившему не один рекорд от имени любимого бренда. Данный мотор имел продвинутую (так называемую красную) систему управления наддувом. А если учесть, что к 1990 году Saab поменял поставщика турбин и начал оснащать модели 900 более компактной «улиткой» Mitsubishi TE-05, которая быстрее раскручивалась и давала больше тяги на низах, то проект во всех смыслах получился уникальным…
«Saab 900 Commemorative Edition — это ограниченная серия автомобилей, выпускаемая с 1993 по 1994 годы, — утверждает Рихард, нынешний владелец редкой машины. — Всего увидели свет 314 комби-купе и ровно 500 кабриолетов. Из них сегодня на ходу осталось не более двухсот. На постсоветском пространстве мой экземпляр — единственный».
С первого взгляда
Кабриолеты Commemorative Edition, помимо технических данных, отличались от серийных аналогов и внешне. Все они, к примеру, были покрашены в один цвет Nova Black Metallic, не применявшийся «саабовцами» больше нигде. При этом тентовая крыша автомобилей должна быть непременно бежевой. Рихард признался, что, когда тент потребовалось заменить, найти второй такой же оказалось нелегкой задачей.
«Еще одной классной особенностью в дизайне кабриолета стали вентилируемые колесные диски, — говорит владелец. — Они направленные, то есть правый на левую сторону не поставишь. Их цвет — угольно-серый, с полированной окантовкой. Правда, она вся уже осыпалась, думаю восстановить…»
Затем Рихард гостеприимно распахивает двери, демонстрируя, чем шведский кабриолет может удивить изнутри. «Весь салон затянут в светло-бежевую кожу, а кресла имеют еще обязательную черную кайму — это особая фишка Commemorative Edition. Кабриолеты комплектовались только механической коробкой передач, и ее селектор наполовину скрыт черным кожаным фартуком. На панели приборов и на крышке бардачка накладки из орехового шпона. Некоторые дилеры позже развили эту тему, добавив в комплектацию ручки МКПП, пепельницы и дверные накладки из грецкого ореха», — перечисляет мужчина.
По части оснащения шведы, как всегда, не подкачали. В кабриолете Saab выпуска первой половины 90-ых уже были круиз-контроль, кондиционер, сервопривод передних сидений, электропакет стекол, зеркала с электрорегулировкой. Акустическую систему Clarion стоит отметить особо: кроме стандартного для тех лет FM-приемника, в ней значились кассетный магнитофон и проигрыватель компакт-дисков с 7-полосным графическим эквалайзером с управлением CD-чейнджером! В эпоху развивающихся форматов компактных носителей эта вещь была поистине необходима.
«Все электроника здесь в исправном состоянии, — заявляет Рихард, после чего из динамиков раздается растаманский напев Боба Марли. Нажатием еще одной кнопки крыша аккуратно складывается, и развеселую песню слышит уже весь двор. — Музыка — это очень круто, но самый кайф ощущаешь, когда медленно едешь по лесу с поднятым верхом. Машина тихо крадется по тропам, а над головой птички поют. Красота!»
Несмотря на тип кузова, Рихард заверил, что использовать этот кабриолет можно круглый год: тент у него двойной, есть даже подогрев заднего стекла. Да и климат-система работает без сбоев. Но сам владелец зимой предпочитает оставлять свой раритет в гараже, оберегая его от белорусских холодов. На летнюю эксплуатацию указывает не только состояние, но и пробег машины. Когда Saab только приехал в страну, одометр зафиксировал пробег в 125 тыс. км. Сегодня данный показатель увеличился до 155 525 км, то есть ненамного.
«Эту машину я купил в 2007 году, — вспоминает Рихард. — В бизнесе тогда был полный порядок, и я решил приобрести какой-нибудь красивый автомобиль выходного дня. Открыл американский аукцион, увидел этот кабриолет… и до четырех часов утра за него торговался! А когда посмотрел на него вживую, то понял, что пройти мимо такого авто было бы преступлением».
«В этом автомобиле меня привлекла именно внешность. Кузов у него очень элегантный, на мой взгляд. Некоторые считают его кургузым. В простонародье такие машины-комби раньше называли "гусями". Но стоит только убрать крышу, как из гадкого утенка автомобиль превращается в такого красавца, что глаз не оторвать. Если я выезжаю на этом Saab в Европу, мне люди прохода не дают», — добавляет Рихард.
Как показала практика, не только европейские жители способны оценить столь редкий автомобиль по достоинству. Белорусам внешняя эстетика тоже близка. Был выходной день, и в локации, куда мы приехали на съемку, гуляло довольно много народу. Стоило Рихарду въехать на парковый мост и заглушить двигатель, как люди бросились к машине со всех сторон: девушки просили сфотографироваться, мужчины приставали с расспросами о моторе. Наш герой и в этой толпе нашел единомышленников: те молча подходили к владельцу, жали ему руку и со словами «Крутой Сааб!» шли себе дальше. Да и сама набережная с появлением на ней этого кабриолета преобразилась.
**
«Автомобили Saab я люблю за индивидуальность, — заявляет Рихард. — Это не первый "швед" у меня, есть еще седан 9-3. Он, конечно, ремонтируется чаще, потому что езжу на нем побольше. В семье имеется и Honda CR-V — функциональная, но абсолютно скучная машина».
В плане обслуживания кабриолет не доставлял своему владельцу особых проблем. За все время эксплуатации мужчина поменял только цепь в моторе и главный цилиндр сцепления. Чтобы автомобиль не застаивался, Рихард старается выезжать на нем в свет, но из-за занятости и белорусской непогоды редкий Saab может неделями стоять в гараже.
«Этой машине, как и любой другой, надо больше ездить, — говорит наш герой. — По солнечным пляжам, занесенным песком дорогам. Ездовые качества у нее отличные: подвеска энергоемкая, мотор раскручивается так, что кабриолет вжимает в дорогу. Автомобиль очень душевный, он мне стал близким другом. Жаль, что с ним придется расстаться…»
В скором времени Рихард планирует насовсем уехать из Беларуси, поэтому избавляется от недвижимости, имущества. Свой раритетный Saab он продавать не спешит, но и этот шаг не за горами. По его словам, машиной заинтересовался один известный шведский джазмен, и если все пойдет по плану, то и этот автомобиль после долгих мытарств вернется на свою историческую родину. Интересно, что они расскажут друг другу?