Редкий зверь. Опыт владения раритетным Trabant 601 S

Из культурного наследия СССР все мы знаем, что автомобиль может одновременно являться и средством передвижения, и другом, и членом семьи, и объектом насмешек, и даже символом целой эпохи. Нельзя не отметить, что в последних двух качествах советский массовый автопром особенно преуспел: ну как тут не вспомнить знаменитых «Горбатого» и «Копейку»? А ведь свои аналоги были и в других странах соцлагеря, самым знаковым из которых стал ГДР-овский Trabant.

Социалистический «Спутник»

Кроме символического статуса Trabant 601 S, ВАЗ 2101 и ЗАЗ 965 роднит, пожалуй, только способ их получения советскими или «почти советскими» гражданами. Да-да, в Германской Демократической Республике личный автомобиль тоже получали в порядке очереди, и ожидание могло продлиться даже больше 10 лет. А что делать? Массовое авто на то и массовое, что необходимо каждому…

При этом конструктивно Trabant разительно отличался от своих собратьев. Выпущенный в 1957 году предприятием VEB Sachsenring Automobilwerke, что в городе Заксенринге, этот автомобиль разрабатывался с учетом безрадостных послевоенных реалий, а именно тотальной нехватки железа. Поэтому внутри машина была сварена из штампованных металлических панелей, а снаружи покрыта так называемым дуропластом – аналогом нынешнего пластика. Этот материал получали из фенолформальдегидной смолы с армирующим наполнителем из очеса хлопка. Производить оный оказалось дешево и просто: дуропласт легко штамповался, а получали его и вовсе из отходов.

Помимо декоративной функции, дуропласт неплохо справлялся с защитной функцией. Благодаря таким панелям железные детали кузова были хорошо изолированы от влаги и служили долго. А поскольку конструкция ходовой части сложностью не отличалась, довольно большое количество «Трабантов» дожило и до наших дней.

Кстати, «trabant» в переводе с немецкого означает «спутник» или «добрый попутчик». Это имя символ социалистического прогресса получил в честь первого спутника, запущенного Советами в космос в том же, 1957-ом, году.

Два такта мощи

О владельцах «Трабантов» часто рассказывали анекдот, что они ездят в «шлеме на четырех колесах». Упрек был больше правдив, чем ироничен. Внутри машинки и правда оказалось тесновато. Салон, рассчитанный на семью из четырех человек, двое из которых – дети, физически не мог вместить больше. Зато карбюраторный мотор, доставшийся «Траби» в наследство от малолитражек марки DKW, имел два цилиндра о двух тактах, воздушное охлаждение, мощность в 26 л.с. и объем 0,6-литра.

При этом его компоновка являлась продвинутым инженерным решением: сам двигатель располагался поперечно отсеку, а главная передача находилась между ним и двухвальной КПП. Бензобак находился сверху силового агрегата, так что топливо туда поступало самотеком. В качестве трансмиссии автомобилистам-инвалидам предлагался полуавтоматический Hycomat с блоком сцепления, управляемым электромеханикой.

Простая по конструкции подвеска машины также была не лишена сюрпризов. Спереди она представляла собой симбиоз штампованных нижних А-образных рычагов и поперечной рессоры, игравшей роль рычагов. Сзади подвеска тоже была независимой и на поперечной рессоре, но её трубчатые рычаги располагались диагонально, закреплённые к кузову через упругие резиновые шайбы. Их преимущество перед традиционными сайлентблоками было в том, что они работали на сжатие, а не на скручивание.

К тому же Trabant, невзирая на свои размеры, был все-таки больше мотоцикла с коляской, однако продавался по цене оного, а то и ниже. Со временем производитель расширил кузовную гамму, предлагая не только седан малого класса, но и купе, универсал, кабриолет с тентовой крышей и даже пикап. После объединения Германии в 1990 году все это перестало быть конкурентным с западной продукцией, но до той поры общий тираж автомобилей Trabant превысил 3 млн. 132 тыс. экземпляров.

Из другой жизни

Исходя из озвученной цифры логично будет предположить, что в жизни многих немецких семей «Траби» играл серьезную роль – каждая машина, по сути, имела свою историю. Так, после упразднения ГДР многие военные, проходившие службу в ГСВГ вернулись на родину с такими вот дуропластовыми трофеями. Восемь лет назад таковой и попался на глаза автослесарю Денису, нашему герою.

Денис увидел Trabant, одиноко стоящим во дворе столичной окраины. Авто сразу же запало ему в душу. Начался лихорадочный поиск владельца. Как ни странно, это была девушка, наследовавшая малолитражку у отставного офицера, который лет 40 назад доставил ее сюда из места былой службы. О покупке договорились быстро: Денис предложил $150 за этот недвижимый аппарат, что прежнюю хозяйку очень обрадовало. Так коматозный «Траби» переместился с холодной улицы в гараж нашего героя, где тот не откладывая занялся его восстановлением.

Несмотря на то, что предметом культа в Европе Trabant стал относительно недавно, многие «любители древностей» приобрели даже не по одному экземпляру. В основном харизматичный автомобильчик использовался в качестве шоу-кара или для воплощения разных других креативных проектов. Только вот наш соотечественник сразу решил, что будет восстанавливать «Траби», максимально приблизив его к оригиналу.

Сперва наш герой восстановил мотор, в котором кроме картера ничего живого за столько лет не осталось. Детали покупались как донорские, так и заводские – ремкомплектов для «социалистического» авто на форумах хватает. К примеру, смешная история случилась с поиском приводных валов и ШРУСов. Последние ведь имеют особую форму и не похожи ни на ШРУСы, ни на крестовины. Причем далеко не каждый поклонник «Траби» об этом знает. Бывший хозяин авто о том не ведал и попытался устранить стук во время движения руками местных мастеров. Те попытались эти самые ШРУСы сделать и вогнать в автомобиль по собственному разумению…

В итоге Денис поехал в Германию искать оригинальные запчасти. Поиски увенчались успехом. Когда на пороге оказался курьер с посылкой, Денис на секунду подумал, что Новый год наступил парой месяцев раньше. Но, открыв коробку, он чуть не грохнулся в обморок. Ведь там вместо новых деталей лежали две ржавые железяки... Оказалось, то была не ржавчина, а заскорузлая от сорока лет бездействия смазка! Когда он ее смыл, приводные валы отозвались заводским блеском…

Куда сложнее оказалось восстановить кузов, ведь металл под дуропластовыми панелями во многих местах сгнил. Большую часть необходимых деталей Денису пришлось воссоздавать своими руками. Это же касалось и вспомогательных механизмов вроде стеклоподъемников. Найти такие не представлялось возможным. Зато на руках у нашего героя имелось оригинальное руководство по эксплуатации Trabant. Документ был хоть и на немецком, но содержал ценные схемы, по которым и велась работа.

Что касается самого пластика, то декор от времени и непогод облупился и тоже нуждался в обновке. Малярными и прочими работами с кузовщиной Денис зарабатывает себе на жизнь, так что к процессам подготовки поверхностей, грунтовке и покраске он подошел со знанием дела. Его стараниями машина покрылась «родным» желтым цветом. А белая крыша и черная кайма по бортам входят в число редких авторских дополнений.

Новая жизнь

Неспроста на корме «Траби» красуется и гоночный спойлер. Вместе со штурманом Владимиром Денис уже не первый год участвует в различных ретро-пробегах и ралли олдтаймеров, где показывает не худшие результаты. В минувшем году география соревнований для Трабанта расширилась: выходец из соцлагеря побывал в Калужской области. Вообще дальние пробеги для этой машины в порядке вещей. У Дениса родня живет в Рязани, и наш герой старается побывать там хотя бы раз за сезон. Со своим четырехколесным другом, естественно.

Правда, не все в оснащении Траби подходило для дальних путешествий. К примеру, капризную 6-вольтовую проводку пришлось поменять на 12-вольтовую. После чего заработали такие «подключаемые» опции, как магнитола и омыватель лобового стекла. До этого последний задействовался вручную, но Денис отдал предпочтение автоматике.

Вообще в машине по части удобств производитель явно переусердствовал с экономией. В пик продаж Trabant опциями считались даже такие элементарные вещи, как противотуманные фары, фонари заднего хода и тахометр. Датчика уровня топлива тоже не существовало. Не говоря уже о печке (родной явно не хватало мощности обогреть салон)! Отсутствие всех этих функций Денис исправлял своими силами. К примеру, задачу обогрева автослесарь возложил на климат-систему Eberspacher. Печка оказалась способна поддерживать микроклимат в салоне даже в -20º. По крайней мере трехлетняя эксплуатация «Траби» в качестве основного автомобиля прошла без существенных нареканий.

Свою лепту Денис внес в улучшение практически каждого технологического узла. В моторе, например, он решил заменить оригинальные сальники более практичными. «Набивка у них сопливит, – говорит владелец «Траби». – Каждую 1000 км приходилось раньше профилактической чисткой заниматься. А в новом виде мотор по 40 тысяч км откатывает без проблем!»

Слабым местом хозяин «Трабанта» на данный момент считает зажигание. Старая система во время ремонта буквально рассыпалась у него в руках. О поиске оригинала нечего было и думать, пришлось импровизировать. Постоянно-временным вариантом послужила система от «Оки». Но в сырую погоду та долго не держится, и владельцу периодически приходится менять коммутатор и катушку зажигания.

Остальные расходники тоже подбирались методом тыка. «Вот тормозные колодки я нашел на столичном автомобильном рынке! – вспоминает Денис. – Просто спросил у продавца, есть ли оригинальные тормоза на Trabant… Оказалось, есть. Продавец был рад уступить мне их за копейки, т.к. они долгое время висели у него "мертвым грузом". Выяснилось, что те подходят к некоторым итальянским машинам 90-ых годов... А вот пыльники шаровой опоры подходят на "Траби", как родные, от премиального внедорожника Land Cruiser. Но и стоимость у них соответствующая».

Теперь все бортовые системы Trabant 601 S работают исправно. Денис, конечно, не хочет называть точную сумму затраченного бюджета, но признается, что та давно перевалила за $5000. Найдутся, конечно, недовольные, кто знает, что деньги эти можно было бы потратить с большим толком. В ответ Денис лишь улыбается и пожимает плечами. Ему удалось вернуть к жизни кучу бесполезного хлама, которым Трабант являлся для прежних владельцев. И теперь, глядя на этот воплощенный «символ социалистического прогресса», каким «Траби» являлся на пике признания и славы, он испытывает гордость.

Конечно, мелкие поломки, вроде замены подшипников в передней ступице, сайлентблоков, втулок, порой случаются. Но они не огорчают Дениса, а даже приводят в восторг: кое-что за 40 лет эксплуатации отваливается здесь впервые! «Качественный ремонт – и машина еще 40 лет прослужит!» – уверен автослесарь, восхищенный выносливостью своего питомца.

 

**

«Когда впервые увидел этот Trabant, я по-настоящему влюбился и готов был купить его за любые деньги. Потом, наконец, приобрел, стал доводить до ума… Всякого пришлось от соседей по цеху наслушаться. Со злостными насмешниками иногда разговор заканчивался мордобоем! Они изводили меня своими советами о том, чтобы купить нормальный автомобиль. Но никто не хотел понять, что мне нужна именно эта машина. Для души. А теперь она живет в Минске, рядом с вами, и у случайных прохожих вызывает улыбку... В России гибедедешники даже в погоню пустились, чтобы узнать, что в машине устроено и как», – говорит Денис.

Этой зимой он не стал пользоваться «Траби» как основным автомобилем – решил поберечь. Грядущий сезон сулит новые заезды в ралли олдтаймеров: команда Дениса планирует также выехать с этой целью в Германию, а потом и в Россию. Так пожелаем ребятам удачи во всех начинаниях. Ровных дорог. Новых побед. И долгой жизни миловидному «Траби»!

Читайте также:

Максим Козлов

av.by

Фото: Алиса Зацаринная, личный архив Дениса