Не за горами тот день, когда советские автомобили мы будем видеть и вспоминать только по фотографиям. Нынешние законы рынка диктуют людям другую реальность, в которой нет места прошлому. «Покупай больше, меняй авто чаще, успей попробовать всё!» — твердят нам улыбающиеся лица с билбордов. А олдтаймеры из предмета роскоши превратились в досадный анахронизм, который спустя 50-60 лет почему-то все еще ездит. Но пока эти автомобили не попали на свалку истории, мы будем рады о них рассказать. Сегодня у нас на обзоре один из первых серийных гражданских автомобилей — ГАЗ М-20 «Победа».
Сколько стоит Родина?
Советские легковушки у советских же граждан обычно вызывали либо ругань, либо насмешки. Эта традиция дошла и до наших дней, причем услышать такую реакцию можно и от молодежи, которая по определению не могла с этими авто столкнуться. Все копья, конечно, автоматически достаются «жигулевскому» модельному ряду. Но история советского гражданского автопрома началась задолго до злосчастных «копеек».
Кузов фастбэк считался роскошью в довоенную эпоху |
Первый послевоенный автомобиль «Победа» М-20 сошел с конвейера Горьковского автозавода 28 июня 1946 года. Это был знаковый день, ведь раньше гражданские авто выпускались лишь малыми партиями и предназначались советскому руководству. Небезызвестная «Эмка», или ГАЗ М-1, созданная на основе Ford Model B, в счет не шла, так как предназначалась для такси, легких грузовиков и спецтранспорта.
Отсутствие наружных зеркал и малый размер заднего стекла сводят обзорность к минимуму |
«Победа» имела большое значение не только для СССР, но и для мировой автоиндустрии, так как стала одним из первых в мире крупносерийно выпускавшихся автомобилей с кузовом полностью понтонного типа, то есть без выступающих крыльев, подножек и оптики. Так, фары у этой машины были интегрированы в крылья, а линия боковин — абсолютно гладкой. Для своего времени все это являлось новаторством: стиль детройтского барокко, к примеру, предполагал вычурную штамповку колесных арок и дутые крылья.
Наружный бампер лишь прикрыт хромом. На самом деле он является силовой частью кузова |
По мнению советских дизайнеров, бескрылая форма кузова позволяла увеличить внутреннее пространство автомобиля. В расчет также бралась и актуальность в будущем: в таком дизайне ГАЗ М-20 мог оставаться востребованным долгое время. Предположения специалистов подтвердились, и лишенный крыльев автомобиль в кузове фастбэк с эффектной кормой продержался на конвейере до 1958 года. Всего было выпущено почти 241,5 тысячи машин. Из них около 40 тысяч ушли работать в такси, а 14 тысяч стали кабриолетами.
Создание автомобиля «Победа» овеяно большим количеством расхожих слухов и легенд. Самой популярной из них является происхождение названия первого гражданского авто. Разрабатывать прототип на Горьковском автозаводе начали в 1944 году. Когда же Сталину показали образец будущей машины, которая именовалась как «Родина», вождь спросил: «И почём мы будем Родину продавать?», после чего название авто изменили на «Победа», ведь уже тогда было ясно, что разгром фашистов не за горами. Впрочем, большинство историков считает, что в жизни эта история не имела места и что название «Родина» предлагалось для следующей модели М-21, но за стенами завода оно не разглашалось.
Мечта детства
Большую часть времени эта "Победа" дремлет в гараже |
Честно признаюсь: я рад, что застал времена, когда дети еще мечтали стать космонавтами. Поэтому до сих пор покрываюсь холодным потом, услышав от пятилетнего пацана, что в будущем он будет имиджмейкером или блогером. Простых и понятных стремлений становится меньше, и это напрямую влияет на окружающую нас действительность. И когда Александр признался, что с самого детства мечтал построить свою «Победу», его захотелось обнять — с каждым годом таких людей становится меньше.
Эти колпаки — анахронизм, но штамповка под ними заводская |
«У деда была машина, мне тогда исполнилось восемь лет, — вспоминает мужчина. — Я всю "Победу" излазил, и этот "вирус" глубоко проник под кожу. Когда дедушка ее продал, я пообещал себе, что однажды куплю такую же. Помню, очень боялся, что эти авто исчезнут, пока я успею вырасти. Так и получилось…»
Багажник небольшой, но все, что надо в дороге, сюда помешается |
Процесс покупки и восстановления заветной «Победы» начался много позже. Александр долго мониторил различные предложения: восстановленные в стоковом виде варианты отпугивали ценой, все прочие — состоянием. В далеком 2007 году ему подвернулся практически целый кузов ГАЗ М-20, из которого энтузиасты пытались собрать хот-род:
Мотор под капотом более современный, от ГАЗ-24 |
«Под капотом этой машины тогда стоял V6 мотор от Ford Granada, пятиступенчатая "механика", громадные колеса, выступающие из арок. Все это я хирургически удалил, оставив лишь кузов и стекла. Они толстые, 6 мм, поэтому дожили до наших дней. Только лобовое пришлось искать отдельно — цельногнутых в те времена еще не было, и оно состояло из двух частей».
Как водится у реставраторов, все детали Александру пришлось собирать с миру по нитке. К примеру, внутренняя часть рулевого колеса прибыла к нему из Москвы. Хромированный обвес, в отличие от владельца ГАЗ-21, мужчина подбирал по детальке: что-то находилось на авторазвалах, что-то можно было купить через интернет.
«С удивлением узнал, что запчасти на советские ретро-кары есть в Америке! — говорит он. — Клыки на передний бампер найти было особенно тяжело. Те, что стоят сейчас, я выбрал от "Победы" второй серии: они оказались наиболее целыми».
Александр сразу поставил для себя задачу: подготовить свой ретро-автомобиль для повседневной езды в городском потоке, сохранив при этом его индивидуальность, эстетику. Поэтому наш герой позволил себе немало инженерных хитростей, облегчивших ему дальнейшую эксплуатацию «Победы».
Внутренняя часть руля прибыла к владельцу из Москвы |
«Черных кузовов у этой модели было мало, — сообщает владелец. — Обычно такой цвет применялся для спецверсий или такси. Гражданские авто имели нейтральный светлый окрас. Сначала я хотел сделать машину бежевой, как у моего деда. Но кузовные зазоры у меня тут не везде получились идеальными, поэтому решил красить в черный. Рисунок диванов тоже скопирован с оригинала, но изготовлен из современных материалов».
Чтоб на дороге журчала…
Одно дело — восстановить старинный автомобиль для редких променадов, другое — сделать из него машину на каждый день. Для многих эта задача на практике оказывается непосильной, а результат не оправдывает ожиданий. Сходу смекнув, что родного четырехцилиндрового двигателя на 2,1 литра и 53 «лошади» будет недостаточно, Александр установил более мощный и распространенный в обиходе агрегат от ГАЗ-24:
«Мотор 2,4 литра на 95 л. с. показался мне оптимальным вариантом. Коробку к нему тоже поставил посовременнее, пятиступенчатую (родная была всего лишь "трехступкой"). На Горьковский завод я не обращался, хотя знаю, что заказать оригинальный двигатель от "Победы" М-20 можно у них, но это стоит больших денег. На мой взгляд, старым мотором нет смысла заниматься еще и потому, что на него не найти запчастей и специалистов, умеющих его обслуживать».
«Передний мост тут тоже неродной, польский, от Nysa 521, — сообщает владелец. — "Победа" ведь после 1958 года была продана в Польшу, на автомобильный завод FSO. Какое-то время ее выпускали в оригинальном кузове, потом в производство пошли седан, пикап и прочие модификации. Чуть позже поляки стали производить интересную грузопассажирскую технику. Причем ходовая в ней с 58-го года практически не менялась, и всё, включая болтовые соединения, оказалось взаимозаменяемо. Так, передний мост, практически новый, я приобрел в Беларуси у случайно знакомого человека за $150».
Вот такая кочерга отпирает замок массивного капота |
Воздушный фильтр на мотор Александр поставил от «Москвича». Он отлично подошел вместо родной громоздкой детали, при этом оказался легче и по весу, и в обслуживании: для замены нужно было просто открыть крышку и установить новый бумажный элемент. К тому же доступ к карбюратору теперь оказался ничем не ограничен.
Результат этих модификаций привел к тому, что до 120 км/ч винтажная «Победа» стала разгоняться, не напрягая себя и владельца. Да и топливный «аппетит» благодаря механической «пятиступке» не превышал 10 литров 92-го бензина.
Непривычно видеть в машине надписи на русском, да еще заводской краской |
Горловина бака очень удобна... для слива бензина. Как только не боролись с ворами владельцы |
«Многие, очень многие вещи, обыденные для современных авто, здесь отсутствуют, — кивает Александр в сторону своего уже видавшего виды VW Passat. — Ни у одной из трех серий М-20 не было предусмотрено ни наружных зеркал, ни ремней безопасности. Стекла опять же омывать было нечем. Понадобилось — остановился, протер тряпочкой, поехал дальше. Но если думать об автомобилистах того времени, то оказывается, что для счастья нужно не так уж и много».
Места в салоне "Победы" достаточно для экипажа из четырех взрослых человек |
Впрочем, модификацией одной только ходовой Александр ограничиваться не стал. Ту же систему для обмыва лобового стекла он установил так ловко, что форсунки не сразу и замечаешь. При этом владельцу больше не надо утруждаться, чтобы протереть «лобовик»: теперь это можно сделать и на ходу. Уплотнители на дверях (опять-таки в оригинале) представляли собой фетровое щеточки, которые воду в дождь если и держали, то лишь первые несколько лет. Наш герой использовал резинки от ГАЗ 31-10, которые встали в дверные проемы «Победы» идеально.
«Замена салонного фильтра — это мое личное открытие, — говорит Александр. — По заводу в этой машине он уже был и представлял собой рамку, переплетенную в несколько слоев конским волосом. Когда я решил заменить деталь, то просто отнес ее на рынок. Там продавцы поохали, но продали мне за $13 похожий по форме фильтр от Opel Vectra C. Деталь подошла идеально, а народ в соцсетях просто взбесился: даже из "победоводов" никто о такой замене не подозревал!»
**
Сегодня пробег машины Александра (после реставрации) составляет 6 271 км. Автомобиль успешно перемещался по минским улицам каждый день, побывал гостем на нескольких свадьбах и даже снимался в кино. Сериалы «Красная королева» и «Обратная сторона луны» — самый известный кинодебют для этой «Победы».
«Когда восстановил данную машину, сразу испытал шок: как на ней ездить, как сдавать назад? — вспоминает Александр. — ГУРа нет, зеркала отсутствуют, ужас! Но потом привык. Самая дальняя поездка, на которую я осмелился на этой "Победе", была в Поставы на свадьбу к родственникам. Доехал без проблем, но руки гудели еще долго. Наверное, поэтому водители в советском кино всегда были людьми крепкими — девушка бы с управлением такого авто не справилась».