Если в европейских странах компактные «заряженные» машины пользуются спросом среди местных автомобилистов, то у нас хэтчбеки с логотипами GTI, RS, ST и прочими STI встречаются реже. А некоторые — даже в единичных экземплярах, как, например, этот Ford Focus ST. Говорят, в Беларуси 250-сильных «эстешек» наберется от силы две. Одна из них попала к нам.
Сама концепция компромисса между спортом и комфортом, позволяющая эксплуатировать подобные машины каждый день, не нова, но по каким-то причинам не сильно прижилась в нашей стране. Поэтому, когда в поле зрения попадают яркие «зажигалки» вроде Focus ST, с ними хочется познакомиться поближе. С одной стороны, это практичный хэтчбек для поездок в супермаркет или в деревню к бабушке, с другой — при желании на нем можно выехать на трек и почувствовать себя там настоящим гонщиком.
«Заряженная» версия Ford Focus ST выпускается с 2012 года. Таких машин в РБ раз, два и обчелся
250-сильный ST из России. Спортивная версия или «гражданский»?
Владелец Ford подтверждает: таких машин в Беларуси действительно мало, а конкретно этот экземпляр был привезен им из России в 2015 году. До этого парень владел Ford Focus ІІ, потом сменил его на новый «Фокус» третьей генерации, а когда в России случился «бум» и цены на автомобили упали, решил воспользоваться ситуацией и продать «гражданский» Ford, чтобы обзавестись его «заряженной» версией.
«Выбирал между Ford Focus RS второго поколения и STтретьей генерации. Решающую роль в пользу второго варианта сыграли свежий год выпуска, яркий цвети отличное состояние, — рассказывает Владимир. — Это была машина 2012 года выпуска с пробегом около 40 000 км (сейчас 115 тыс.) и чистой историей. Насколько я знаю, на ней ездил один владелец и в России "Форд" не принимал участия в гонках. Из нюансов был только поцарапанный набалдашник на рычаге КПП. Уже в Беларуси меняли лобовое стекло с подогревом и подкрашивали бампер из-за сколов, но все делалось по "Каско" на станции дилера».
«Заряженная» версия хэтчбека Ford Focus с индикацией ST неизменно присутствовала во всех трех поколениях этой модели. Третья генерация выпускается с 2012 года. Традиционными отличиями «подогретой» версии от обычного Ford Focus считаются обвес кузова, тонировка головной оптики, спойлер на пятой двери, сдвоенные патрубки выхлопной системы по центру заднего бампера, спортивные пороги и ходовая, а также фирменные 18-дюймовые колесные диски и доработанные тормоза.
Немного спортивной атрибутики можно найти и в интерьере. Например, специальные «ковши-кресла» Recaro, которые в крутых поворотах плотно держат в своих «объятиях» и водителя, и пассажиров; черный потолок, а также руль и педали с алюминиевыми накладками.
Плюс ко всему в глаза бросается футуристичного вида торпедо, усеянное обилием кнопок и переключателей наподобие кабины истребителя. Верхняя часть панели оснащена допприборами, показывающими температуру и давление масла, а также интенсивность работы турбины.
По сравнению с «гражданскими» «Фокусами» спортивная версия хэтчбека комфортом не обделена, более того, может похвастать современными опциями. В оснащение входят панорамный люк, музыка, подогревы лобового стекла и сидений, датчики дождя и света, электроскладывающиеся зеркала, бесключевой доступ, комбинированный салон из кожи и ткани со вставками в цвет кузова, заводская тонировка. Система ESP у «заряженного» Focus имеет три режима: стандартный, с отключенной системой контроля тяги и полностью деактивированный.
Доработки, участие в гонках
На протяжении всех генераций силовые агрегаты «горячей модификации» ST менялись. В первом поколении Ford Focus, оснащенный 2-литровым атмосферным мотором Duratec, развивал всего 170 л. с. Во втором, с мотором от Volvo, турбиной и объемом ровно на пол-литра больше, — уже 225 л. с. В третье поколение Focus ST вновь вернули 2-литровый объем, но теперешний бензиновый турбомотор EcoBoost выдает уже 250 «лошадок».
Под капотом 2-литровый EcoBoost, из которого на заводе выжали 250 л. с. и 360 Нм
Этот бензиновый мотор, «снятый» с Ford Mondeo, инженеры усовершенствовали, добавив новую систему впрыска и выхлопа. С таким мотором автомобиль практически всегда готов к мощному ускорению, ведь он выдает свой максимум крутящего момента в 360 Нм в очень широком диапазоне — с 2 000 до 4 500 об/мин. Комплектуется машина исключительно 6-ступенчатой «механикой».
Автомобиль имеет безграничные возможности для тюнинга и доработок, даже заводской Ford предлагает кит, повышающий мощность до 275 л. с. Экземпляр Владимира тоже не остался в стоковом состоянии (во многом из-за желания парня попробовать себя в соревнованиях). Первое время молодой человек принимал участие в так называемых гонках Roll Racing, проводимых на незагруженных дорогах, в основном за городом.
Стоковый Ford ST разгоняется до сотни за 6,5 секунды
«Суть состязания состоит в том, что водители договариваются, с какой скорости едут (например, с 60 км/ч), а потом по сигналу нажимают на газ и выжимают возможный максимум, — объясняет Владимир. — Так как это больше соревнование автомобилей (решающее значение здесь имеет энерговооруженность авто) и в меньшей степени результат зависит от навыков вождения, были сделаны некоторые доработки: установлены впускной короб от версии RS, трехдюймовый выхлоп ради более впечатляющего звука, а также "злая" прошивка для родного железа, благодаря чему на выпуске газа автомобиль начал весело "отстреливать". При этом в программаторе COBB можно изменять прошивки (стандартная/спортивная/спортивная с хлопками). В моторном отсеке "прописалось" устройство Blow-Off для того, чтобы выдавливать лишний воздух из системы турбонаддува. Все доработки были направлены на повышение мощности мотора.Но со временем я решил, что лучше кататься в Time-Attack, где можно развивать спортивные навыки вождения».
За рулем Ford ST владелец принимал участие в Time-Attack и белорусской джимхане
Еще до участия в гонках парень на время установил фильтр нулевого сопротивления K&N (зимой его заменяют на обычный бумажный фильтр), а также спортивные покрышки «полуслики», разрешенные в чемпионате Time-Attack, так что на первом этапе в Смоленске в 2017 году он показал неплохой результат, заняв третье место. В том же году владелец ST принял участие в соревнованиях в Бресте и белорусской джимхане; в целом сезон завершил с третьим местом.
Плюс ко всему, несмотря на то, что «заряженные» «Форды» всегда оснащали мощными и информативными тормозами, суппорты и колодки Ford разрабатывал не для участия в гонках, в чем Владимир убедился после участия в Time-Attack в классе Street Pro.
«В первый раз я ехал на стоковой прошивке и, несмотря на то, что были установлены нестандартные колодки EBC, тормоза не выдерживали повышенной нагрузки. Решили поставить 6-поршневые суппорты + двухсоставные диски с большим диаметром и спортивные колодки Ferodo DS2500, а вслед за этим и более высокой производительности интеркулер, что дало небольшой прирост мощности и, главное, стабильность, так как 10-минутные сессии в Смоленске существенно нагружают автомобиль, — рассказывает молодой человек. — В прошлом году поставили пружины Eibach и колесные проставки, что сказалось не только на рулевом управлении, но и позволило машине присесть на 3-4 сантиметра. Также изготовили кастомные тормозные диски, так как прежние пришли в негодность. В принципе, все».
Под капотом — 2,0-литровый EcoBoost. По замерам диностенда — 270 «лошадей» и 485 Нм
Каждое нажатие на педаль газа в ST сопровождается завораживающим рыком турбомотора. Интересно, сколько «лошадей» под капотом у этой городской «зажигалки»? На диностенде компании Auto-diagnostic замеры показали 270л.с. и 485 Нм. Чтобы добиться более впечатляющих результатов, некоторые владельцы ставят турбину от RS, но в этой «эстешке» она заводская. По словам специалистов, если поставить прошивку под Stage 2 с комплектом выхлопа и впуска, то можно повысить мощность до 290 л. с., но при этом крутящий момент снизится до 450 Нм.
Доработки сказались на мощности и крутящем моменте Ford: диностенд показал 270 л. с. и 485 Нм
Все доработки Владимир проводил, чтобы улучшить свой результат в соревнованиях, но в 2017 году ему пришлось погрузиться с головой в решение жилищного вопроса и Ford стал эксплуатироваться как «машина выходного дня». «Это пятидверный хэтчбек, который не растерял универсальности обычного Ford Focus, — подчеркивает владелец. — При всей его визуальной компактности внутри автомобиль вместительный, а багажник может порадовать своим объемом. Если ездить спокойно, в городе вполне можно уложиться в 11-12 литров на 100 км.
Если не отказывать себе в ускорениях, то потребление топлива возрастет до 20 литров. Но все равно для своей массы и мощности это довольно экономичный автомобиль. Правда, будьте готовы, что "эстешка" тот еще провокатор — спокойно ездить не ней не всегда получается. Потрясающий звук выхлопа, который особенно приятен после трех тысяч оборотов мотора, мощное ускорение — 6,5 секунды до 100 км/ч, но в идеальных условиях и с учетом доработок и резины он разгоняется за 5,5 секунды, хотя на переднем приводе стартовать довольно сложно. На разгон влияет очень много факторов, включая состояние дорожного покрытия».
Расход топлива в городе — 11-12 литров на 100 км. Это если сильно не давить на газ
Компромисс между спортом и комфортом
Для городской эксплуатации это вполне подходящий автомобиль. Благодаря короткой рейке с переменным передаточным числом можно добиться остроты в управлении, снизить чувствительность руля при езде по прямой и, напротив, повысить ее при прохождении поворотов. Кому-то может показаться, что громкий звук выхлопа доставляет акустический дискомфорт, но владелец уверен в обратном и считает это скорее «приятным бонусом».
В обслуживании данный автомобиль дорогим не назовешь. Разве что следующее: если у обычного «Фокуса» регламент ТО составляет каждые 15 000 км, то у ST при гражданской эксплуатации замена масла проводится через 6-7 тысяч км, а в гоночном режиме межсервисный интервал сокращается до 4-5 тысяч.
«Никаких космических затрат по машине нет. Заливаю обычное масло Petronas, используемое для околоспортивных автомобилей. Рядовое ТО обходится в среднем в 160 – 200 рублей, — отмечает Владимир. — Нет проблем и со стоимостью и доступностью запчастей, за исключением тех, что ставились только на "заряженные" версии Ford Focus, RS и ST, но их можно заказать из России с доставкой в течение нескольких дней. К примеру, крышка расширительного бачка или пластиковые накладки на двери, которые выдвигаются при открытии и защищают кромку. Сами по себе оригинальные запчасти Ford, те же свечи зажигания, стоят дешевле аналогов: комплект из четырех холодных для этой модели свечей Denso обошелся мне в 108 рублей».
**
За счет того, что автомобиль выделяется ярким цветом и громким звуком выхлопа, многие автовладельцы обращают внимание на «Фокус» и даже интересуются, что это за модель.
На «горячем» хэтчбеке можно как передвигаться каждый день в городе, так и при желании выехать на трек
«Выглядит он эффектно и от отсутствия внимания точно не страдает, — подчеркивает Владимир. — Это городской хэтчбек, с которым многие хотят посоревноваться на дороге и, кстати, нередко проигрывают. Не исключено, что он снова примет участие в гонках. Думаю, на "Смоленском кольце" из 1,50 секунды Ford должен выехать. Хотя цель такая — приблизиться ко времени 1,45, но для этого в первую очередь нужна постоянная практика, так как в кольцевых автогонках результат во многом зависит от гонщика. В дальнейшем планирую заняться снижением веса автомобиля за счет установки более легких ковшей в салоне, поставить более жесткие стабилизаторы, тормозные колодки Endless и многое другое. Интересно, что машина покажет в итоге на треке. В целом же это компромиссный автомобиль, на котором с азартом можно передвигаться каждый день, а при желании и смело ехать на гонки».