«„Топлячок“ Malibu стоил от 4 тысяч долларов». Узнали цену, которую белорусы платили за американскую «бэушку» в 2021 году

Минувший год оказался настоящим испытанием для белорусских автолюбителей: продажи новых авто резко снизились, а цены свежей «бэушки» ощутимо возросли. В такой ситуации на рынке возник дефицит качественных машин. На них буквально начали охотиться как обычные покупатели, так и официальные салоны, занимающиеся перепродажей автомобилей.

Как при таком ажиотаже чувствовали себя компании, оказывающие услуги по пригону машин из США? Сократился ли спрос на электромобили, пошлины на которые вернулись после 1 января? Что сейчас происходит с доставкой авто из портов Литвы и их восстановлением в Беларуси? На эти и другие вопросы журналисту av.by ответил Евгений Михневич, владелец компании carsusa.by.

— В прошлом году была острая нехватка новых автомобилей из-за кризиса с полупроводниками, что повысило стоимость бэушных машин с небольшим пробегом на местном рынке. А что на этом фоне произошло с услугой пригона авто из США? Как себя вели автовладельцы?

— Как ни странно, покупательская активность совсем не изменилась. Люди как заказывали автомобили из Америки, так и продолжают это делать. В особенности это касается электротранспорта, потому что в прошлом году ещё была бесплатная растаможка. Также активно брали бензиновые битые авто, «топляки» и пр. Спрос только растёт: люди понимают, что экземпляры, которые они покупают в Америке, будут здесь увеличиваться в цене. Многие на этом продолжают зарабатывать, тем более сейчас, когда новую машину купить стало сложнее. А пригнать иномарку из Штатов, здесь её отремонтировать или перепродать на местном рынке либо в Россию — это прибыльное дело.

— Что сейчас происходит на автоаукционах США? Выросла ли стоимость автомобилей и не стало ли беднее их разнообразие?

— В первой половине 2020 года цены на битые машины ощутимо упали, соответственно, товара не хватало. Появился искусственный спрос на эти автомобили, и во второй половине 2020-го суммы опять вернулись на предпандемийный уровень, держались так весь 2021-й. Моделей на аукционах сейчас достаточно, можно хорошие варианты с богатой комплектацией купить недорого.

Тут действует простое правило: чем больше стоила машина на аукционе, тем выше возможен заработок на нашем рынке. Коридор цен — от 3 до 30+ тысяч долларов. За такие иномарки точно можно что-то выручить.

— Насколько в январе активны автовладельцы в плане заказа «битков» из США относительно 2020 года?

— Спрос на заказ автомобилей не падает до сих пор. Единственная сложность состоит в доставке из США: большинство машин сейчас в контейнерах в портах. Каждый из них с двух побережий собрал достаточное количество экземпляров на отправку. Их не транспортируют из-за проблем с погодными условиями. В США недавно был ураган, накрывший 38 штатов. И метеоусловия неблагоприятны для отправки грузов в декабре — январе. В начале зимы ещё было всё в порядке, но с конца декабря все машины стоят мёртвым грузом. Так что сейчас есть фактор простоя. За каждый купленный автомобиль, находящийся на площадке, если его вовремя не забирают, начисляется штраф, который надо платить клиенту. Не знаю, как остальные компании, но мы этот момент берём на себя, это уже наш форс-мажор и наша головная боль, наши заказчики с этим не разбираются.

Ждём, когда в ближайшее время все товары начнут грузиться в портах Нью-Йорка. У нас там стоит около сотни автомобилей. В других местах что-то потихоньку отправляется мелкими партиями в Беларусь. Например, оживает порт Техаса, через неделю-две он должен полноценно заработать. Порт в Атланте уже действует — там у нас на прошлой неделе была погрузка. Самая плохая обстановка пока в Калифорнии: порт закрыт, машины не принимают. Но у нас есть альтернативные варианты: мы всем клиентам предлагаем перевозить свои автомобили на другие площадки. Да, по цене это выйдет дороже, но так получится сэкономить время. Потому что авто из Калифорнии к нам попадут в лучшем случае через полгода. Если их перевезти, этот срок уменьшится до трёх месяцев. В среднем 2,5—3 месяца занимает доставка с восточного побережья США, с западного — до полугода на данный момент. Не думаю, будто кто-то сможет привезти машины быстрее, учитывая, что все работают с одними и теми же перевозчиками.

— Насколько в таких условиях увеличилась стоимость доставки морем?

— Она поднялась, но не на глобальную сумму. Однако это всё равно позволяет экономить на покупке, а также сократить время ожидания.

Ощутимо выросла доставка из порта Клайпеды в Беларусь в декабре, когда активно транспортировали электромобили, стараясь успеть до Нового года. Люди платили перевозчикам чуть ли не тысячу долларов, чтобы вовремя привезли автомобиль. Это испортило процесс доставки, спрос на услуги логиста был сумасшедшим. Сейчас стоимость упала и пока не вернулась к показателям, которые были в августе — сентябре.

— Какие модели заказывали в прошлом году и за какую цену?

— После того, как по Америке прошёл ураган «Ида», появилось большое количество «топляков». В частности, стали прибывать модели Chevrolet Malibu и Equinox. Также привозили много Ford Fusion и пр. Все от 2018 и до 2021 года выпуска. Было очень много электромобилей различного плана.

«Топлячок» Malibu стоил от четырёх тысяч долларов, Equinox в хорошей комплектации — от шести тысяч долларов.

— Одной из важных проблем прошлого года была большая загруженность столичных мастерских по восстановлению авто. Сейчас она разрешилась или усугубилась?

— Я думаю, они будут загружены ещё пару лет, пока работает указ о льготной растаможке. Хотя даже если его действие приостановят, дел им хватит, потому что машин ввозится очень много, очереди из авто, которым нужен ремонт, только растут.

На наших партнёрских СТО на несколько месяцев вперёд уже всё расписано, так что перед покупкой нужно заранее решить, кто и где автомобиль будет восстанавливать.

— Насколько активно теперь заказывают электротранспорт? Спрос упал?

— Люди всё равно продолжают брать. Мы уже в ноябре понимали, что заказы не успеют приехать до конца года, но они и теперь поступают. Особенно на Tesla и другие дорогие электромобили. Если сейчас пригонять электротранспорт, то под льготную растаможку получится 7,5% от цены покупки на аукционе. И в принципе я не могу сказать, что спрос в этом классе сильно упал. Да, он уменьшился относительно дешёвого сегмента, моделей старше пяти лет. А более дорогие варианты продолжают заказывать.

— Отдельный вопрос про таможню. Во второй половине года все видели гигантские очереди из фур на въезд в Литву и Польшу. Это отразилось на процессе доставки и растаможки машин?

— Процесс транспортировки был затруднён скорее из-за роста цен на доставку электромобилей. Тот пик длился три недели. Сейчас плюс-минус неделя проходит с момента, когда из Клайпеды контейнер прибывает уже в Минск на таможню.

Сейчас нужно дождаться, когда логистика из США наладится, порты откроются и перевозки будут происходить чаще. Тогда всё станет как раньше.    

Партнёрский материал

Этот материал мы подготовили c «МЕЛГРУППЛИМИТЕД» (carsusa.by) — компанией, занимающейся покупкой автомобилей на американских аукционах, транспортировкой машин в Беларусь, а также комплексным ремонтом под ключ. Сотрудники мастерской проводят кузовные, слесарные и рихтовочные работы с использованием профессионального оборудования. У компании также есть собственная автомойка, где машину могут почистить и отполировать, — клиентам на эти услуги дают скидки 50%. Из других бонусов «МЕЛГРУППЛИМИТЕД» — бесплатный эвакуатор в пределах города Минска и таможни, скидки на запчасти и ремонт, если клиент производит его на партнёрской СТО. Компания работает в Минске, Гродно, Бресте, Мозыре, Гомеле и сейчас активно ищет партнёров в других регионах Беларуси для налаживания взаимовыгодных отношений. За новостями следите в Instagram-аккаунте «МЕЛГРУППЛИМИТЕД». 

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen