«Раньше был проходной двор». Куда и почему переехал авторынок в Ждановичах

Ждановичи закрывались или переезжали уже бесчисленное количество раз. Продавцы из Малиновки все лето и осень прошлого года пророчили, будто площадка доживает последние месяцы, а затем ей грозит масштабное переселение. Впрочем, подобные разговоры велись на протяжении многих лет существования рынка, поэтому никто и не подозревал, что такое и вправду может случиться. По крайней мере, так внезапно. Насколько мы помним, в администрации рынка любые слухи, связанные с закрытием торговой площадки, опровергали, аккуратно намекая на то, что, возможно, автопарк немного сдвинут, но места хватит для всех автомобилей.

«Переезд — это ведь понятие относительное: можно переехать на 10 метров, а можно вообще далеко за пределы Минска, — рассказывали они в конце января этого года. — Площадка по продаже автомобилей работает в комплексе с торговым центром и павильонами по продаже б/у запчастей, и убирать ее никто не собирается. В противном случае это отразилось бы на посещаемости рынка в целом».

Неминуемое, однако, случилось, но немного раньше, чем ожидалось. Чуть меньше недели назад белорусы не увидели на старом месте ни одной машины. Вместо них на пустынной территории работали экскаваторы. Такая же картина предстала перед нами и в минувшие выходные. Куда и почему переехал крупнейший авторынок Беларуси, мы узнали у администрации площадки по торговле автомобилями.

Как не заблудиться?

«Поскольку на старой площадке планируется строительство гипермаркета, под авторынок выделили территорию за ТЦ "Автоград", ближе к городу, — проводит экскурсию для нас Сергей Сиваков, ведущий специалист по работе с клиентами. — Теперь он находится рядом со сверкой номеров и МРО ГАИ. После того, как нас проинформировали о сроках переезда, мы заранее, за две недели, сообщили об этом всем продавцам. Даже раньше открывались и позже закрывались, чтобы все успели переехать. Хорошо, что это случилось сейчас, а не зимой, когда было бы сложнее решить технические вопросы».

В администрации уверены: со сменой местоположения авторынка хуже никому не станет. Если оглянуться вокруг, в шаговой доступности сверка номеров, регистрация транспорта, кафе, паркинг, СТО, шиномонтаж, автомойка и различные автосервисы — все это на руку не только здешним продавцам, но и покупателям.

Сама площадка для автомобилей по площади примерно такая же, как и прежняя. «Сегодня здесь расположено свыше 400 автомобилей, но она еще не заполнена до конца, — объясняет представитель торговой площадки. — Во-первых, мы переехали совсем недавно, а, во-вторых, в преддверии праздников продавцов и покупателей, как правило, меньше. По нашим подсчетам, на этой площадке разместится максимум 600 машин, а может, и больше. Если это потребуется и нам пойдут навстречу, площадку по сверке номеров еще больше сдвинут, освободив место под автомобили, но сейчас об этом речи не идет. Стоимость заезда — 25 рублей, и она пока не изменится».

Территория авторынка заасфальтирована и огорожена забором. Единственное, чего не хватает, — указателей того, где расположен новый рынок. «Люди звонят и интересуются: "Как не заблудиться?"; уточняют местоположение, мол, рядом с новой или старой площадкой по сверке номеров, — отмечает Сергей Сиваков. — Но в ближайшее время мы решим и этот вопрос, разместив нужные обозначения, а также организуем подъездные пути».

Дешевый сегмент будет в тренде

По нашим наблюдениям, ассортимент Ждановичей не изменился со старых времен: по традиции здесь продаются машины для среднего класса с точки зрения ценового сегмента — до $15 000 (тогда как Малиновку в последние годы справедливо называют мультибрендовым автосалоном «бэушки»). В изобилии представлены поездившие по Беларуси VW, Audi, Opel или Renault, кое-где встречаются автомобили с российскими номерами, а вот свежепригнанных машин из Европы практически не видать.

В местном комиссионном магазине выставлены автомобили в ценовом диапазоне преимущественно дороже $10 тысяч, но работники площадки планируют переходить на более дешевый сегмент, адаптируясь к покупательской способности.

«Сегодня белорус прежде всего смотрит на цену и состояние, поэтому мы стараемся брать на комиссию более-менее нормальные автомобили. Машины с нюансами мы выкупаем, чтобы потом отремонтировать и выставить их на продажу, — рассказывают в автомагазине. — Внимание людей привлекает марка BMW, но нынче эти автомобили сложно продать. Самое ходовое — это Volkswagen, Skoda, японские и корейские малолитражки: они изначально стоят недорого, имеют необходимый набор опций, экономичны и дешевы в обслуживании. Конечно, свежий год выпуска и небольшой пробег притягивают покупателя, но одно дело — хотеть, другое — иметь возможность купить».

Слово продавцам

Продавцы, как всегда, начеку: осматриваются по сторонам, сканируя прибывших посетителей любопытным взглядом. Еще привыкая к новой площадке, они пытаются разобраться в том, насколько она привлекательна для покупателей. Недели пока еще мало, чтобы взвешенно оценить все перспективы. Поутру чувствуется оживление, полным ходом идет предпродажная подготовка, а продавцы сбиваются в группки, обсуждая, как им будет работаться дальше, и не сильно желая попадать в объектив фотокамеры.

Кто-то «дежурит» у своей машины, с интересом наблюдая, как потихоньку налаживается новая жизнь площадки. На самом деле не все завсегдатаи рынка восприняли новость о переезде с оптимизмом. Старожилы, прикипевшие душой к старой площадке, отреагировали на перемены со скепсисом, мол, хватит ли всем машиномест и дойдут ли вообще до них люди? 

«Сказать объективно о том, стало ли лучше или хуже, пока невозможно: мы еще и недели толком не поработали, — честно говорит сотрудник местного автохауса. — В целом здесь приятнее и удобнее, чем на старом месте. Ближе сверка номеров и МРЭО ГАИ, как, впрочем, и конкуренты, которые тоже занимаются срочным выкупом и trade-in. На мой взгляд, есть альтернатива с разными условиями и ценами: покупатель может сравнить и выбрать, что ему интереснее. С точки зрения проходимости тоже стало лучше: меньше будет людей, которые идут за огурцами или салонным фильтром, но параллельно смотрят машины и ни одной не покупают».

Поскольку сейчас авто можно снять с учета в любом МРЭО вне зависимости от регистрации продавца, то на рынок приезжает немало людей из регионов, рассчитывая реализовать здесь свой автомобиль. Например, продавец из Бобруйска видит единственный минус в том, что пока люди не сразу находят площадку. «А какие могут быть плюсы в ситуации, когда она сменила свое местоположение? Это покажет только время», — неопределенно говорит мужчина, наблюдая за толпой покупателей, с интересом осматривающих его Volkswagen.

Еще один продавец загибает пальцы, подсчитывая положительные моменты: заасфальтированная территория, более обзорная, проходимая. А что еще нужно для хороших продаж? Другой молодой человек считает, что новая площадка стала более похожа на рынок: «Реальных покупателей тогда было мало: многие из тех, кто проходил мимо, возвращались с продуктового рынка и хотели сократить свой путь. Одним словом, это был проходной двор, а как будет сейчас — посмотрим. Из минусов — площадка небольшая, негде проехаться, почувствовать машину на ходу. Можно, конечно, выехать за пределы территории, но не всегда есть страховка».

Конечно, кто-то из коллег по цеху переехал в Озерцо, но говорить о том, что это связано со сменой местоположения рынка, преждевременно. «Так было всегда: некоторые продавцы оставляли машину здесь, в Ждановичах, и если она безрезультатно стояла месяц-два, то пробовали разместиться в Малиновке, и наоборот», — говорят на рынке.

**

«Мы переехали чуть меньше недели назад, но динамика уже положительная: интерес к машинам в будние дни примерно такой же, как и на старой площадке, хотя автомобилей пока что здесь меньше, чем раньше. Вряд ли это связано с переездом — скорее всего, сказывается весенний всплеск продаж. Очевидно, люди по-прежнему едут на рынок за машинами и не только», — говорят в администрации и советуют прийти на площадку, когда закончатся праздники и она заполнится машинами полностью. Тогда и можно будет увидеть, насколько стало удобнее, а также как и что продается на авторынке в Ждановичах.

Читайте также: