«Раньше белорусы ездили в РФ из-за цены, сегодня — боятся». Эксперт — о машинах и рисках

Почему белорусы в конце 2014 года повально скупали машины в России, понятно каждому: тогда российский рубль рухнул, а цены остались прежними. А поскольку мы привыкли традиционно хранить свои сбережения в долларах и евро, то в той ситуации оказались в курсовом выигрыше и этим, конечно, воспользовались. Сегодня уже не едут массово в соседнее государство. Тем не менее российские автомобили, как новые, так и подержанные, по-прежнему ручейком тянутся к нам, и во многом через компании, которые профессионально занимаются их подбором. О безопасности и актуальности привоза авто из РФ мы расспросили Дмитрия Больдюсова, руководителя проекта AUTORU.by (продукт Группы компаний AutoGroup).

Дмитрий специализируется на рынке услуг по подбору авто с 2004 года, досконально изучив и освоив за 13 лет направления Европы и Америки. В 2015-м было принято решение открыть направление на рынок РФ в связи с тем, что встал вопрос о качестве и безопасности приобретения авто с соседнего рынка. Так, собственно, и родился проект.

В 2014-ом — принцип «дешево и сердито», сегодня — безопасность и качество

Не секрет, что известный «хапун» трехлетней давности не лучшим образом сказался на белорусском рынке. «Только в первый год из РФ было ввезено примерно 25 тысяч автомобилей с пробегом и столько же новых. К сожалению, везли все подряд, невзирая на качество. Историй хватает, и не все из них со счастливым концом. В 2015-м рубль стал укрепляться. С тех пор спрос на авто из РФ серьезно сократился и зафиксировался на уровне стабильного минимума. Сегодня больше интересуются новыми автомобилями из России, меньше — машинами с пробегом», — рассказывает руководитель проекта.

Рассуждая о финансовом выигрыше, к которому стремится каждый белорус, Дмитрий подчеркивает, что сохраняется возможная выгода при приобретении новых автомобилей, в то время как с подержанной машиной понятие «выгода» становится более широким, и она уже не обязательно выражается в денежном эквиваленте. «Есть класс людей, которые предпочитают качество и прозрачность истории, приобретая "бэушку" по стоимости, сопоставимой с нашим рынком, либо даже чуть дороже», — уверен он.

На этот счет у нашего собеседника всплывает в памяти свежий пример: «Не так давно привозили Nissan Juke 2012 года. Таких машин на нашем рынке хватает, но у этой модели есть своя специфика: с вариатором после 100 тысяч км начинаются проблемы, поэтому было важно подобрать "Джук", зная, кто на нем ездил и какой у него оригинальный пробег. На российском рынке этот паркетник стартовал от 520.000 рос. рублей (прим. $9 тысяч в эквиваленте), а на нашем начинался с $11 тыс. и выше. В итоге "живой" автомобиль с проверенным состоянием и подтвержденным пробегом 53 тыс. км, на котором действительно ездила девушка, и она была одной хозяйкой, обошелся вместе с доставкой из РФ и всеми расходами в $12,5 тысяч. Так уж повелось, что качество обходится дороже рынка на 5-10%, и это реалии.

На наш взгляд, выгода — это субъективный фактор. Для одного она может значить низкую цену, а для другого — качество или что-то другое. Хотя, безусловно, остается категория людей, которые гонятся только за ценой, но, увы, тогда о качестве придется забыть», — подчеркивает Дмитрий.

Заказывают как премиум, так и «народные» бренды

Говоря о том, какие сейчас существуют предпочтения среди белорусов, специалист замечает: «Что касается спроса на новые автомобили, то чаще интересуются премиум-марками, которые не представлены на нашем рынке. Либо это могут быть более популярные и "народные" бренды, определенные модели либо комплектации которых отсутствуют на складах белорусских дилеров.

Среди подержанных автомобилей ситуация сложилась такая, что фокус интереса сместился в сторону свежих паркетников (например, Nissan Qashqai, Hyundai ix35, Kia Sportage) с небольшими пробегами и проверенной историей, по стоимости от 12 до 15 тысяч долларов».

Но эксперт замечает, что покупают также и премиум: так, в прошлом месяце заказывали Mercedes CLA AMG 2015 года выпуска. Хотя в целом по «бэушке» — может быть все что угодно: кому что по душе или по карману.

Не конкурент, но альтернативный вариант

Когда речь заходит про конкуренцию со стороны белорусских дилеров, Дмитрий сразу поправляет: «Едва ли нас можно считать конкурентами, учитывая, что салоны готовы предложить мощные финансовые инструменты в виде кредита, программ рассрочки и лизинга. В этом контексте нас скорее можно расценивать как альтернативу».

Если задаться вопросом, есть ли ощутимая финансовая выгода при покупке новой машины из России и в каком размере, то ответ здесь неоднозначен — все субъективно: «Сегодня определенные предложения по скидкам могу быть в Питере, а завтра в Москве или Нижнем Новгороде. Каждый конкретный запрос прорабатывается нашими специалистами, чтобы предоставить наиболее выгодное ценовое предложение. Мы предлагаем альтернативное решение, а дальше клиент сам решает, выгодно это ему или нет. Для тех, кто все же выбирает автомобиль с пробегом и хочет безопасной и комфортной сделки, не покидая родной Беларуси — в нашей базе данных насчитывается более 9 тысяч таких вариантов. И что важно отметить — это постоянно обновляемые актуальные предложения, предоставленные исключительно официальными дилерами РФ — нашими партнерами».

Больше нет такой разницы в ценах при сохранении существующих рисков, чтобы ехать в РФ самому

Понятно, что с сегодняшним курсом рубля для большинства белорусов путь в Россию заказан. Интернет пестрит страшными историями, зачастую с криминальным подтекстом. Однако есть люди, которые готовы поехать в РФ, располагая временем и одержимые сэкономить как можно больше. На свой страх и риск. Стоит ли оно того и есть ли значимая экономия по сравнению с вариантом заказа услуги по подбору авто через компанию, Дмитрий экспертно рассуждает: «Как ни странно, но и по сей день среди обывателя бытует мнение, что можно пригнать машину из РФ своим ходом и остаться в выигрыше. Давайте посчитаем вместе: билет на поезд, дорога до автосалона в Москве, ночевка в гостинице, поскольку пройти процедуру регистрации в МРЭО зачастую не получается за один день. И это еще не все: страховка по РФ, топливо на без малого 800 км с разъездами по городу. Если все расписать на листе бумаги, то затраты получаются такие же, как и в случае подбора и покупки авто через услуги компании. Но при этом во втором случае человек экономит свое время и нервы».

По мнению Дмитрия, человеку, который не связан напрямую с автомобильным бизнесом, покупай он машину в России сам, приходится сталкиваться с целым рядом явных рисков. И первый из них — вероятность купить некачественный или проблемный автомобиль. Вне зависимости от того, приобретается он у физического лица либо на комиссионной площадке. Сценарий подобной покупки можно проиллюстрировать на еще одном непридуманном примере:

«Один наш соотечественник ездил на свежем Lexus LS, и через три года решил сменить машину. За новой он самостоятельно поехал в РФ, и там из четырех вариантов выбрал тот, что оказался в более лучшем состоянии и с малым пробегом. Вместе с продавцом поехал на переоформление. По дороге в МРЭО на всякий случай решил проверить авто по базе данных "Интерпола". Благо были знакомые, которые могли помочь с этим вопросом. Далее его ждал сюрприз: под данным номером кузова числился автомобиль с регистрацией в Германии. Таким образом, он нашел "двойника". К счастью, эта история закончилась хорошо: от покупки авто человек отказался».

Вроде бы история редкая, но поучительная. С другой стороны, возможны юридические риски, которые тоже никто не отменял, даже если речь идет про покупку машин не только у частных лиц или на площадках автохаусов, а даже у «дилера» (говоря о новых авто). Ведь далеко не каждый станет проверять, есть ли компания в списке производителя, а значит, рискует иметь дело с «перекупом»-юрлицом, расположенном в красивом салоне.

Именно с ними у белорусов возникают проблемы: сумма, прописанная в договоре, в процессе оформления может увеличиться чуть ли не вполовину! «Или, например, после внесения предоплаты подменили одну из страниц, где указано, что это была цена без НДС. Хочешь — доплачивай или забирай другую машину, или — возвращайся ни с чем. К сожалению, такие истории не новы, и на удочку попадаются те, кто гонится за максимальной финансовой выгодой», — объясняет Дмитрий Больдюсов, подчеркивая, что сегодня «выгода» — понятие субъективное и зачастую означает не столько экономию денег, сколько «безопасность» и «качество».

Конечно, приобретая экземпляр из РФ, возможность остаться обманутым актуальна и сегодня. «Лучше всего доверить процесс подбора и покупки авто профессионалам. Как показывает практика, это поможет исключить риски купить залоговый автомобиль, в розыске или "двойника"», — резюмирует руководитель проекта.

**

Как верно подметил Дмитрий, ввоз авто с пробегом из-за рубежа практически отсутствовал в период с 2011 до начала 2017 года из-за космических пошлин. Все это время работал только внутренний рынок и отсутствовал приток свежих автомобилей. Как следствие, возник так называемый отложенный спрос, который сегодня выражается в увеличении интереса к заграничным машинам.

Понятно, что колебания на валютном рынке могут вызвать всплеск спроса с той или иной стороны (Запад — Восток). И если, по мнению эксперта, на сегодняшний день новые автомобили активно смотрят в РФ, то спрос в сегменте «свежей бэушки» все больше смещается в сторону США — рубль крепчает, а американский рынок становится интереснее с точки зрения соотношения цена/качество/год. Вновь оживают рынки импорта как США, так и Европы. Но об этом мы поговорим уже в следующих материалах.

Читайте также:

 

Фото: Мария Больдюсова, архив av.by, открытые источники