ProЖелезо. BMW E60 из Европы. Вскрыли двигатель M57TU2D30 с настоящим пробегом 300 тысяч км и удивились

ProЖелезо. BMW E60 из Европы. Вскрыли двигатель M57TU2D30 с настоящим пробегом 300 тысяч км и удивились

Неоднократный обладатель международных премий, наград «Двигатель года» в своей категории, самый надёжный и ресурсный «баварец», ставший легендой. Мощный и экономичный — всё это мы привыкли говорить о BMW M57. Рядная турбированная дизельная «шестёрка» пришла на смену М51 в 1998 году. В течение последующих 15 лет устанавливалась на модели BMW 3-й серии (325d/330d/335d E46/E90/Е90/E93), 5-й серии (525d/530d/535d E39/E60), 6-й серии (635d E63, Е64), 7-й серии (730d E38/E65/Е66), Х3 (Е83), Х5 (Е53, Е70), Х6 (Е71), также на Range Rover lll и Opel Omega B. Мощность моторов варьируется от 150 до 286 л. с.

Модификации двигателя

За время производства модель претерпела порядка десяти модификаций, самая распространённая из которых — M57D30TU.

Первая версия мотора — M57D30O0 с чугунным блоком и алюминиевой ГБЦ — выпускалась в паре с турбонагнетателем Garrett GT2556V с изменяемой геометрией и интеркулером (1998—2003 гг.). Отдача — 184 л. с. при 4 000 об/мин (E46, E39, Е38 и Е53). На Range Rover III устанавливали исполнение на 177 и 193 л. с. при 4 000 об/мин. Для Opel Omega существовал вариант на 150 л. с. объёмом 2,5 литра.

Вторая версия — M57D30O0 (2000—2004 гг.) мощностью 193 л. с. при 4 000 об/мин. Оснащалась той же турбиной Garrett GT2556V, устанавливалась на Е38 и Е39.

Третья версия — M57D30O1/M57TU (2003—2006 гг.). Данная модификация комплектовалась уже турбиной Garrett GT2260V. Мощность составила 204 л. с. при 4 000 об/мин. Встретить её можно на моделях E46 и Е38. Четвёртая — M57D30O1/M57TU (2002—2006 гг.). Мощность составляет 218 л. с. при 4 000 об/мин (E60 530d, E65 730d, Х5 Е53 и Х3 Е83).

Пятая — M57D30T1/M57TU TOP (2004—2007 гг.). Этот вариант двигателя оснащался двумя турбокомпрессорами низкого/высокого давления BorgWarner BV39 + K26. В результате была достигнута отдача в 272 л. с. при 4 400 об/мин. Нелишним будет упомянуть и крутящий момент, который составил 560 Нм при 2 000—2 250 об/мин.

Шестой версией — M57D30U2/M57TU2 (2006—2010 гг.) — комплектовались E60 и E90. Мощность — 197 л. с. при 4 000 об/мин, поставлен алюминиевый блок цилиндров в паре с алюминиевой ГБЦ. Седьмая версия — M57D30O2/M57TU2 (2005—2008 гг.) — устанавливалась на Е90, Е60, Е65. Достигнута мощность в 231 л. с. при 4 000 об/мин. M57D30O2/M57TU2 (2007—2010 гг.) — восьмая версия (для E60, Е70/Е71), отдача — 235 л. с. при 4 000 об/мин.

И, наконец, девятая версия двигателя — M57D30T2/M57TU2 TOP (2006—2012 гг.). Она является самой мощной. Оснащалась двумя турбинами низкого и высокого давления BorgWarner KP39 + K26. Отдача — 286 л. с. при 4 400 об/мин.

Во всех модификациях М57 установлены алюминиевая головка блока цилиндров, 2 распределительных вала верхнего расположения, 24 клапана (по 4 на цилиндр). Рабочий объём представлен вариантами на 2,5 и 3,0 л. Все исполнения двигателя, как упоминалось выше, турбированные. За впрыск топлива отвечает точная система Common Rail от Bosch с магнитными или пьезофорсунками. Данная технология обеспечивает высокую производительность, плавность работы в экстремальных условиях и достаточно низкий расход топлива — от 7 до 10 литров в зависимости от версии.

ProЖелезо. Преимущества и недостатки двигателя BMW 3.0D 

Распределительные валы вращает цепь газораспределительного механизма с очень большим ресурсом. При бережном отношении и хороших условиях эксплуатации её замену можно и не производить до капитального ремонта (далее проверим) двигателя, ресурс которого составляет 500 000+ км. Турбокомпрессоры, судя по отзывам, выхаживают 350 000 км и более при условии правильной работы маслоотделителя в процессе очистки картерных газов.

Мощность и экономия, приёмистость и надёжность… А в чём же недостатки?

Вихревые заслонки. Стоят в каналах наполнения впускного коллектора для улучшения рабочей смеси и, следовательно, повышения мощности в диапазоне 1 200—3 000 об/мин. На низких оборотах перекрывают по одному каналу, обеспечивая улучшенное смесеобразование и сгорание топлива. Опасность состоит в том, что со временем они могут оказаться в камере сгорания. Дорогостоящий ремонт неизбежен.

Признаки неисправности вихревых заслонок обычно проявляются следующим образом:

 

  • - неравномерный холостой ход, дребезжание мотора на холостом ходу;
  • - потеря тяги, мощности.

Загрязнённые каналы с теми самыми заслонками

По этой причине многие владельцы автомобилей с M57 под капотом удаляют их, устанавливают заглушки и «перепрошивают» блок управления двигателем, чтобы тот работал без вихревых заслонок на впуске.

Комплект заглушек. Источник: bavarialab.ru

Демпфер. Ориентировочно при пробеге 200—250 тысяч километров могут появиться посторонние шумы и стуки, причиной которых является изношенный демпфер крутильных колебаний. Необходима его замена. Визуально показателями неисправности демпфера служат следующие признаки:

1. Микротрещины и трещины в резиновом демпфирующем элементе, которые появляются ввиду затвердевания стареющей поверхности.

             

2. Деформация резинового демпфирующего элемента. Её можно увидеть при демонтаже шкива в задней его части. Причиной является близкое расположение к двигателю и, следовательно, загрязнение и больший нагрев.

  Источник: www.gatestechzone.com

3. Отделение резинового слоя. Происходит оно ввиду жёстких условий эксплуатации (например, при загрязнении, вибрациях, ударах, нагреве).

4. Общая неисправность демпфера: элемент разваливается на части. Это нередко появляется вследствие недостаточного технического обслуживания и сильных вибраций от двигателя.

Топливная система с технологией Common Rail очень чувствительна к горючему. «Дизель» сомнительного качества приводит к выходу из строя насоса, форсунок и других элементов системы.

Основные признаки неисправности Common Rail:

 

  • - снижается мощность;
  • - увеличивается расход топлива;
  • - возникают проблемы с запуском двигателя;
  • - вибрирует двигатель;
  • - наблюдается повышенный шум мотора;
  • - изменяется цвет выхлопных газов (белый, чёрный);
  • - глохнет двигатель.

ТНВД и магнитные форсунки во многих случаях поддаются ремонту, а вот пьезофорсунки — почти нет. 

Вот как выглядит M57TU2D30 после 302 000 км по Европе

Сегодня на реальном примере покажем и расскажем вместе со специалистом столичного сервиса Energy Time Александром о BMW E60 2008 года с пробегом 302 000 км и оценим состояние двигателя последней модификации (M57TU2D30) в паре с Garrett GT2260VK, усовершенствованной технологией Common Rail, чугунным выпускным коллектором и пьезофорсунками.

Лукавить не будем: дизельной «пятёркой» в кузове E60 в Беларуси сегодня никого не удивишь. Но нас эта машина заинтересовала! Почему? Тут как раз уникальный случай, когда автомобиль катался исключительно по дорогам ЕС. Владелец в ноябре приехал в Беларусь из Австрии — в гости к своим друзьям. К слову, у иностранца, помимо BMW, ещё четыре автомобиля. Среди них «пятёрка» E60 — самая любимая. На минской СТО машина оказалась с целью замены колодок. Затем владельцу пришла идея превентивно заменить цепь ГРМ (в Европе такая услуга стоит очень дорого). Желание клиента для СТО закон! Ну а мы посмотрим, была ли необходима процедура при данном пробеге.

— По словам хозяина, за всё время эксплуатации автомобиль не доставлял хлопот. Только плановое ТО, масло обновляется каждые 7 тысяч километров пробега, — берёт слово Александр, специалист СТО. — Двигатель работает ровно, турбокомпрессор — тоже, посторонних шумов нет. Замена цепей ещё никогда не производилась. 

Пробег в 302 000 км — родной

Что показало вскрытие?

Для замены цепей ГРМ понадобилось демонтировать клапанную крышку, поддон, крышку ГРМ и навесное оборудование. При снятии клапанной крышки мастер был приятно удивлён чистотой и внешним видом распределительных валов.


Чистые распределительные валы внушают оптимизм!

Распределительные валы являются очень износостойкими деталями двигателя и рассчитаны на весь срок службы автомобиля. Их повреждения — редкое явление. Но всё же такое встречается. Как правило, это износы на вкладышах подшипников, неточная работа кулачков при недостаточной смазке и т. д. Неисправности распредвалов проявляются в основном в потере мощности и плавности хода.

Масляный насос оказался также без задиров и других повреждений. Состояние отличное!

Масляный насос — без задиров

При неисправности масляного насоса наблюдается повышение или снижение давления масла в двигателе, увеличивается расход техжидкости. Когда появляются такие признаки, необходимо проверять комплексно всю систему смазки, чтобы выявить первопричину.

Крышка ГРМ демонтируется без сложностей, если не забыть о наличии болта под звездой распределительного вала.

Болт под шестернёй распределительного вала

При тщательном осмотре деталей был обнаружен небольшой износ на шестерне коленчатого вала. Решено заменить.

Причиной тому является сальник коленчатого вала, который тоже поменяем, уточняет Александр.

 Шестерня коленчатого вала M57 с признаками износа     

  Новая шестерня коленчатого вала

Распространёнными проблемами шестерни коленчатого вала являются:

 

  • - естественный износ зацепления зубьев ввиду повышенных оборотов и вибраций;
  • - люфт шестерни ввиду износа паза.

Выработка и другие проблемы на шестерне ГРМ могут негативно влиять на фазы газораспределения. При любых неисправностях детали требуется замена.

Льют или не льют?

Топливные пьезофорсунки — марки Bosch. Результат после проверки на стенде все показатели в норме. Внешний вид также не вызывает вопросов. Кстати, стоит заметить, что при неисправности пьезофорсунок возможен только частичный ремонт или замена. Их ресурс составляет порядка 100 000 км. Типичными проблемами этих элементов являются засорение отверстий распылителя, заедание иглы или негерметичность её закрытия. В данном случае ничего из перечисленного не замечено. 

     Наливы в разных режимах работы в пределах нормы 

Форсунки Bosch после ультразвуковой чистки

Демпфер также оказался в хорошем состоянии. 

Поскольку автомобиль эксплуатируется на территории Евросоюза, мы не удивились наличию сажевого фильтра и катализатора: в Австрии выписывают внушительный штраф за их отсутствие — от 250 евро.

  Моторное масло в поддоне чистое, без стружки

Была ли нужна замена цепи? 

При растяжении цепи ГРМ происходит смещение фаз газораспределения, что проявляется в неровной работе двигателя, повышенном расходе топлива, потере мощности, плохой реакции на нажатие педали газа, характерном «металлическом» шуме, в наличии хлопков со стороны системы выпуска отработавших газов ввиду воспламенения несгоревшего топлива в глушителе. При обрыве цепи возникает резкая потеря мощности, мотор приходит в негодность. 

  Шток натяжителя вышел на ~ 5 мм, говорит Александр.При сравнении цепей видно, что растяжение старого компонента минимальное. Очень рано для замены. Глядя на обе детали, делаем вывод: у этих цепей ГРМ были все шансы дожить до капитального ремонта двигателя.

Слева — новая цепь. Справа — оригинальная цепь после 302 000 км  

Стоимость обслуживания и ремонта:

 

  • - замена цепей ГРМ 550 рублей;
  • - замена антифриза 90 рублей;
  • - проверка топливных форсунок 72 рубля;
  • - замена шестерни коленчатого вала 280 рублей;
  • - замена воздушного фильтра 80 рублей;
  • - замена сальника коленчатого вала 60 рублей;
  • - замена прокладки поддона 100 рублей;
  • - замена прокладки клапанной крышки 100 рублей;
  • - замена салонного фильтра 75 рублей;
  • - замена прокладок для впускного коллектора 130 рублей.

Вывод

Моторы М57 одни из лучших в истории BMW. Такими они были и остаются по сей день. Да, у каждого двигателя есть свои слабые места и недостатки. Но в данном случае они не столь существенные. Как мы видим, многое зависит от условий эксплуатации, качества топлива и используемых во время ТО материалов, а также интервала прохождения обслуживания. Дизельная шестицилиндровая «пятёрка» гарантирует спортивную динамику при достаточно разумном расходе топлива. Учитывая тот факт, что самому молодому агрегату на сегодня минимум 14 лет, ждать идеального состояния не стоит. Поэтому при покупке автомобиля с мотором M57 необходимо проверять, в каком виде находятся уязвимые узлы и компоненты, а также надеяться и верить, что заявленный пробег соответствует фактическому. Например, как в описанной ситуации.

av.by выражает благодарность СТО Energy Time за помощь в подготовке материала.

Фото: автора

Подписывайтесь на наши новости в Telegram