ProЖелезо. Вариатор, который может, — Audi CVT 0AW

Трансмиссия с красивым названием «мультитроник» для неискушенного автолюбителя звучит заманчиво и может вызвать неподдельный интерес. Для профессионалов все немного иначе — это приговор. Мультитроник VL-381 — то же, что и вариатор Audi CVT 0AW. Да, вариатор, еще и от VAG — может, дальше и читать не стоит? Опять немцы со своими сырыми экспериментальными технологиями? Не все так однозначно, точнее даже, все не так. Рассмотрим вариатор изнутри вместе с техническим специалистом сервиса по ремонту АКПП «Типтроник» Виталием Бабичем.

— Вариатор, который смог, — пожалуй, самая подходящая характеристика для 0AW. Если покупаете авто с подобным видом трансмиссии, не стоит возлагать больших надежд на ресурс и ждать отдачи роботизированной коробки. При таком подходе мультитроник Audi способен приятно удивить. Созданная на базе 01J, конструкция CVT 0AW была лишена многих недостатков. И хотя вариатор унаследовал ряд «болезней», с 2007 по 2016 год он оставался одним из самых популярных. Позже концерн VAG откажется от использования бесступенчатых трансмиссий и сделает упор на доведение до идеала преселективных роботизированных КПП, что сыграет на руку концерну. Однако автомобили Audi с вариатором не редкость в наших широтах, учитывая любовь белорусов к данной марке. Встретиться с мультитроником CVT 0AW можно, вероятнее всего, в Audi A4 B8 с двигателем 2.0 TFSI, также он устанавливался на A5 B8, A6 C6, A6 C7, A8 D3.

Не такой, как все

— На переборку вариатора приехала Audi A4 B8 с пробегом почти в 230 000 км, — показывает Виталий. — На примере коробки с этого автомобиля мы поговорим об особенностях эксплуатации и ремонта мультитроника. Стоит отдать должное владельцу: за машиной он смотрел как полагается. Причина визита на сервис достаточно банальна — трещины на трубках охлаждения коробки. Не упускаем из виду и пробег, который прошла коробка без ремонта. В среднем вариатор живет 150 000–200 000 км, а при должном уходе — до 300 000 км. И в отличие от своих собратьев из Jatco мультитроник рассчитан на автомобили с рабочим объемом до 3,2 литра, а максимальный крутящий момент достигает 400 Нм. К нашему герою мы вернемся чуть позже, а сейчас разберемся в особенности конструкции VL-381 и ответим на вопрос: почему именно этот вариатор считается одним из самых надежных?

Audi A4 B8 с двигателем 2.0 TFSI

Спортивные будни мультитроника

— Условно принято считать CVT 0AW «8-ступенчатым» в сравнении с предшественником — «6-ступенчатым» 01J. Подобная интерпретация скорее маркетинговый ход, — говорит мастер. — В реальной жизни 8-я ступень — это режим для работы на высоких скоростях. Каков ее принцип? Блок управления переводит цепь на более прочную центральную часть конуса, чтобы последняя не подвергалась сильному износу при высоких оборотах, также компьютер блокирует вращения конусов при переводе цепи. Подобное решение в сочетании с высокопрочными материалами позволило значительно продлить срок службы трансмиссии. Не зря в народе ее сравнивают с классическим гидротрансформатором. И не забываем о преимуществах — это значительно меньший вес и экономичность. Ко всему прочему, скорость переключения CVT 0AW близка к роботизированной КПП.

Наглядный пример износа шкивов на пробеге 229 000 км

Не без проблем, но и без стрессов

— Вариатор не лишен «детских болезней», одна из них касается трубок охлаждения. От вибрации они расшатываются, трескаются — происходит утечка давления. Вследствие этого наблюдается течь масла, которую сложно не обнаружить. В запущенных случаях, когда владельцы не замечают лужи масла под машиной, дорогостоящий ремонт неизбежен, — замечает специалист.

«Болезнь» трансмиссии — слабые трубки охлаждения

— Еще одна досадная уязвимость — выход из строя блока управления. Это «наследственная болезнь». Агрессивная среда и высокая температура делают свое дело. От разгерметизации сюда попадает масло, в результате микросхема не выдерживает и часто выходит из строя. Поломка неприятная, но легкоустранимая. Порой приходит в негодность не сама плата, а датчики оборотов. Компьютер перестает видеть вращения. Причина в смещении магнита, называемого Rotor Speed Sender. Лечится «недуг» заменой датчика. Пожалуй, на этом непредвиденные неприятности заканчиваются. По большей части ремонты случаются на больших пробегах вследствие износа. В сравнении с японскими собратьями мультитроник менее склонен к образованию убийственной для вариатора стружки.   

Мехатроник в процессе демонтажа коробки

Электронный блок управления мехатроника

Audi CVT 0AW сможет больше, если…

— К пробегу в 150 000–200 000 км дает о себе знать растяжение цепи, появляются пробуксовки, происходит «съедание» входного вала и в целом износ агрегата. Способ предупреждения глобальных поломок — замена цепи. Как и в любой трансмиссии, при больших пробегах характерен износ сцепления, роль которого в вариаторе выполняет входной вал. Чтобы с последним не случалось неприятностей и коробка отходила как можно дольше, рекомендуется его менять каждые 100 000 км, — отмечает Виталий. — Операция несложная: снимается коробка, производятся замена стартового пакета, обучение агрегата — и можно уверенно давить на педаль еще столько же. Если пустить на самотек, вероятно, дело закончится выходом из строя планетарного механизма и дорогостоящим ремонтом. Коробка очень чувствительна к маслу. Обязательна его регулярная замена. Рекомендуемый регламент — 60 000 км. Такой интервал значительно продлит срок службы вариатора. Объем заменяемого масла — 7 литров, допуск — G 052 516 A2.

 Рекомендуется производить замену стартового пакета каждые 100 000 км

Входной вал играет роль сцепления

Цепь вариатора имеет крайне малую склонность к растяжению

Пробег дает о себе знать

Возвращаемся к проблемам коробки с нашей Audi. В коробку встроен передний мост. В дифференциал, соответственно, заливается отдельная жидкость.

— Одна ось идет непосредственно через редуктор, вторая через подвесной вал крепится к корпусу подшипника и фиксируется с другой стороны. Тот самый вал из-за выработки разбивается о корпус, разбалтываются подшипники, появляются вибрации, слышны посторонние шумы, хруст и тому подобное. В сложившейся ситуации на гарантийном автомобиле дилер производит полную замену вариатора. В случае обращения к нам ремонт проходит без разбора коробки: меняется подшипник и чинится корпус. Подобная проблема встречается на пробегах в 150 000 км, — говорит мастер. — Тефлоновые кольца не доставляют неприятностей и изнашиваются ближе к капитальному ремонту.

Дифференциал вариатора

Состояние подшипника подвесного вала — один из определяющих факторов ресурса коробки 

Тефлоновые диски зарекомендовали себя как надежные и рассчитанные на весь ресурс коробки

— На многих интернет-ресурсах упоминают проблему выхода из строя эжекционного насоса. Сам по себе насос ломается крайне редко, правильнее сказать, не ломается вообще. Его замена производится при капитальном ремонте — примерно раз в 200 000 км. Также не стоит заострять внимание на течи сальников и прокладок. Такой проблемы нет. Все вышеперечисленное изнашивается при больших показателях на одометре и меняется при капитальном ремонте. Он подразумевает замену стартового пакета, а именно: сальников, прокладок, эжекционного насоса, планетарного механизма, цепи, — подводит итог эксперт.

Как правило, эжекционный насос меняется при капитальном ремонте

 Стоимость обслуживания и ремонта:

  • диагностика вариатора  — 18 руб.;
  • замена масла вариатора — 96 руб.;
  • ремонт вариатора — от 780 руб.;
  • адаптация вариатора — 36 руб.;
  • замена маховика — от 390 руб.;
  • ремонт корпуса вариатора — от 600 руб.

Виталий Бабич — технический специалист СТО «Типтроник»

Диагностика, эксплуатация, мнение специалиста

— Вариатор достойный. Его исполнение позволяет получить максимум от данной конструкции. Повторюсь: не стоит ждать от мультитроника большего, чем в него заложено, но с VL-381 можно особо не осторожничать. При выборе авто с пробегом обращайте внимание на течи и работу коробки после прогрева. В случае отсутствия явных признаков износа, таких как толчки, пробуксовки, шумы цепи и валов, — прямая дорога на диагностику к специалистам. В процессе эксплуатации настоятельно рекомендуется не пренебрегать общими инструкциями. Чрезмерная осторожность также не идет на пользу, всего должно быть в меру: и «пенсионерской», и спортивной езды. Ни в коем случае не буксируйте машину с вариатором — это верная смерть трансмиссии. Только эвакуатор! Избегайте пробуксовок, резких стартов, наборов скорости, чтобы не перегревать коробку. Регулярная диагностика, своевременная замена масла, при необходимости замена цепи и обслуживание планетарного механизма смогут обеспечить коробке до 300 000 км пробега и еще столько же после капитального ремонта. Подводя итог, скажу следующее: этот вариатор мог бы стать конкурентом классическому «автомату», но его время ушло!

аv.by выражает благодарность СТО «Типтроник» за помощь в подготовке материала

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen