ProЖелезо. Оборвало ремень и загнуло клапаны! Вот до чего довела экономия на обслуживании мотора Renault 1.5 dCi (K9К)

ProЖелезо. Оборвало ремень и загнуло клапаны! Вот до чего довела экономия на обслуживании мотора Renault 1.5 dCi (K9К)

Малолитражные двигатели уже долгое время остаются фаворитами владельцев городских авто. И неудивительно: плюсами являются экономичность, относительно низкая таможенная пошлина при покупке в другой стране, умеренный транспортный налог и страховка. Казалось бы, лучший вариант для передвижения из точки А в точку Б. Но, как и у всех, у малолитражек есть и обратная сторона медали.

Относительно частый ремонт

Детали маломощных моторов, особенно выполненные из сплава алюминия, изнашиваются достаточно быстро, поэтому чаще требуют ремонта.

Медленный прогрев

У «объёмистых» двигателей прогрев до рабочей температуры занимает гораздо меньше времени, чем у малолитражных.

Усложнение конструкции

Требования экологических стандартов постоянно ужесточаются, что заставляет автопроизводителей уменьшать объём и количество цилиндров двигателей. Но как при этом удержать мощность на приемлемом уровне? Для этого усложняют системы впуска, впрыска топлива, устанавливают турбокомпрессоры, а иногда и два. Эти и другие факторы снижают ресурс малолитражек. Тем не менее среди них всё же существуют надёжные.

Поговорим об одном из них — полуторалитровом дизельном Renault K9K c рыночным обозначением dCi. Ранее мы уже рассматривали данный мотор и рассказывали о повреждениях, которые привели к необходимости замены ДВС. Сегодня у нас масштабы проблемы куда прозаичнее, но не менее печальные — оборвало ремень ГРМ.

Немного истории 

Двигатель K9K относится к семейству K-Series, в которое входят моторы 1.4 K4J, 1.4 K7J, 1.6 K7M, 1.6 K4M. Дебютировал он в 2001 году на втором поколении Renault Clio

За 21 год появилось огромное количество версий, которые различаются по навесному оборудованию и его расположению, по мощности и некоторым конструктивным особенностям. Естественно, модернизации были направлены в основном на соответствие нормам выбросов — от Euro 3 до Euro 6.

Мотор устанавливали и продолжают устанавливать на огромное количество автомобилей Renault: Megane, Clio, Scenic, Duster, Twingo, Modus, Fluence, Captur, Latitude, Talisman, Kadjar, Sandero, Laguna, Logan; Nissan: Qashqai, Tiida, Almera, Micra, Note, Juke; Dacia: Sandero, Lodgy, Logan, Duster, Dokker; Infinity Q30, Suzuki Jimny. Не прошёл мимо французского изобретения и Mercedes — двигатель встречается на некоторых моделях CLA, GLA, A- и B-классов.

Список впечатляет, правда? Ну а теперь давайте заглянем внутрь агрегата. Благо нам такая возможность предоставилась!

K9K и разнообразие производителей топливных систем

Конструкция мотора представляет собой рядный чугунный блок с четырьмя цилиндрами, алюминиевую ГБЦ с одним распределительным валом и восьмью клапанами. Стоит отметить, что гидрокомпенсаторов здесь не предусмотрено. Привод ГРМ — ременный.

Почти все версии K9К оснащаются турбиной BorgWarner KP35, а более мощные варианты (свыше 100 л. с.) получили BorgWarner BV39 с изменяемой геометрией. Есть и атмосферные двигатели, но они редки.

Топливная система представлена технологией Common Rail разных производителей в зависимости от года выпуска. В данном агрегате можно встретить экземпляры как с электромагнитными, так и с пьезоэлектрическими форсунками. До 2006 года моторы (с обозначением до 728, а также 830 и 834) мощностью 65—90 л. с. комплектовались системой производителя Delphi.

Обладателям данных версий специалисты особенно рекомендуют не экономить на оригинальных запасных деталях, а также избирательно относиться к качеству топлива. С 2006 года К9К (732, 764, 780, 804, 832, 836) мощностью 90—100 л. с. оснащены топливной системой Siemens (Continental), которая считается достаточно надёжной, но при выходе из строя пьезоэлектрического элемента форсунки приведёт к затратам на покупку новых, совсем не дешёвых. С 2012-го устанавливают топливную систему Bosch. По сравнению с другими двумя она может похвастаться своим превосходством в плане ремонтопригодности и, соответственно, более низкой стоимостью работ по устранению неполадок.

Преимущества и недостатки

Дизельный агрегат K9K — это без преувеличения надёжная рабочая лошадка, которая при внимательном и бережном отношении не подведёт. Из очевидных её преимуществ можно отметить хорошую тягу на низких оборотах и экономичность — расход по трассе, к примеру, Renault Scenic (МКПП) составляет менее 5 л.

Чтобы данный ДВС прослужил долго и исправно, нужно следить за ним и соблюдать интервалы замены.

Отсутствие гидрокомпенсаторов

Данный факт можно отнести скорее к особенностям, нежели к недостаткам. Ввиду отсутствия этих компонентов регулировать клапаны нужно каждые 50 000 км пробега.

Проворот шатунных вкладышей коленчатого вала

За сильным износом шатунных вкладышей следует их проворачивание, в дальнейшем — ремонт. Пожалуй, это самая распространённая «болячка» данного представителя K-серии. Но появляется она не просто так. Причиной, как правило, служит пренебрежение рекомендованным интервалом замены моторного масла.

Признаком изношенных вкладышей может служить наличие металлической пыли в моторном масле. Она способна повредить компоненты турбины и другие детали. Зачастую отказ турбины как раз и происходит из-за наличия проблем с вкладышами, так как её подшипники покрываются маслом системы смазки двигателя.

Нежная Common Rail 

Как мы рассказывали выше, топливная система данного агрегата представлена вариантами от разных производителей. И у каждого свои нюансы. К общим признакам «умирающей» топливной системы можно отнести среди прочего потерю мощности, слабую динамику, посторонние звуки в подкапотном пространстве. Игнорирование «звоночков» выливается в разные сценарии: от починки или замены отдельных компонентов до капитального ремонта двигателя.

Двигатель K9K в состоянии, требующем капитального ремонта

Клапан EGR и сажевый фильтр

Нередко из строя выходит клапан EGR ввиду скопления нагара. Признаками неисправности являются снижение мощности, нестабильная работа двигателя в режиме холостого хода и другие. Превентивной мерой служит ежегодная чистка от нагара.

Немало хлопот доставляет и DPF (сажевый фильтр). Признаки «уставшего» сажевого фильтра — повышенный расход топлива, нестабильная работа мотора на холостом ходу, увеличение дымности, ухудшение динамики. Стоимость компонента достаточно высока, поэтому многие в целях экономии его вырезают и перепрошивают блок.

Есть ещё один вариант — K9K 832, не оборудованный «сажевиком». При выборе автомобиля с 1.5 dCi разумно остановиться на этой версии.

Падение давления масла

Резкое падение давления масла не сулит ничего хорошего — двигатель выходит из строя. Искать причину зачастую можно смело в клапанах масляного фильтра, пружине редукционного клапана масляного насоса.

Загиб клапанов

Обусловлен несколькими факторами: слишком сильным или недостаточным натяжением ремня ГРМ, попаданием инородных предметов под него и т. д. При несоблюдении регламента замены приводного ремня можно также оказаться на СТО с проблемой загиба клапанов. Сегодня о данной проблеме и поговорим.

Своевременная замена ремня или дорогостоящий ремонт?

Перед нами Renault Fluence 2011 года выпуска с двигателем 1.5 dCi (836) мощностью 110 л. с. Пробег автомобиля на момент поступления в ремонт составляет 230 703 км. Наглядный пример загиба клапанов после встречи с поршнями разберём вместе с Александром, специалистом столичной СТО Energy Time.

— Двигатель заглох в пути, попытки запустить его ни к чему не привели. Автомобиль был доставлен к нам на эвакуаторе. Уже на подъёмнике проблему обнаружили быстро — обрыв ремня ГРМ. В общем, классика жанра. А нам лишь оставалось выяснить масштаб последствий, — рассказывает Александр.

— Считаю, что причиной стало банальное пренебрежение предписанным интервалом замены ремня, — утверждает специалист. — На днищах поршней заметны следы «встречи» ввиду нарушения синхронизации. Некоторые клапаны погнуты. Однозначно будем менять весь комплект. 

Через пару дней мы вернулись, чтобы узнать, во что вылилась владельцу несвоевременная замена ремня ГРМ.

— Головку блока цилиндров проверили, новые клапаны установили, притёрли. Гидрокомпенсаторов здесь нет — регулировку зазора выполняли стаканами, — рассказывает Александр. — Шестерня распределительного вала была повреждена (шпонку сорвало) — заменили.

— Больше проблем нет. Распределительный вал без дефектов, бугели — с небольшой выработкой. Турбину проверили — всё хорошо, никаких люфтов или задиров, — уверяет специалист.

— Естественно, заменили набор прокладок, сальник, моторное масло с фильтром и комплект ГРМ с насосом системы охлаждения, — заканчивает рассказ Александр.

Стоимость работ и деталей:

 

  • — проверка ГБЦ, притирка, регулировка, замена клапанов — 300 рублей;
  • — клапаны впускные и выпускные (8 штук) — 420 рублей;
  • — комплект ГРМ — 130 рублей;
  • — водяной насос (помпа) — 51 рубль;
  • — работы — 650 рублей;
  • — набор прокладок и сальник — 211 рублей;
  • — моторное масло — 112 рублей;
  • — шестерня распределительного вала — 50 рублей;
  • — масляный фильтр — 20 рублей.

**

Двигатель 1.5 dCi (K9К) заслуживает высокой отметки благодаря своей экономичности, ремонтопригодности и отсутствию проблем с поиском запасных частей ввиду распространённости на рынке. При соблюдении регламента замены и использовании качественных расходников, спокойном стиле вождения и применении хорошего дизельного топлива ресурс агрегата может составить до 400 000 км (вместо заявленных производителем 230 000—250 000 км). За любым движком, чтобы он служил верно и долго, необходимо следить и ухаживать. В данном случае моторное масло обновлять следует каждые 10 000 км, при этом не нужно предпочитать стоимость качеству. Ремень ГРМ подлежит замене каждые 60 000 км (производители указывают разные интервалы — от 90 000 до 160 000 км). При выборе автомобиля необходимо обращать внимание, как и везде, на пробег, а также не пожалеть времени и средств на визит к специалистам для полной диагностики.

av.by выражает благодарность СТО Energy Time за помощь в подготовке материала.

Столкнулись со сложным ремонтом или хотите поделиться личным опытом «капиталки» двигателя (МКПП, АКПП или вариатора)? Напишите нам на news@av.by. Будем вместе рассказывать о нюансах!

Подписывайтесь на наши новости в Telegram