ProЖелезо. «Заменил масло — и застучал мотор!» Разбираем 20-летний двигатель Opel Vectra, который проехал 185 000 км

ProЖелезо. «Заменил масло — и застучал мотор!» Разбираем 20-летний двигатель Opel Vectra, который проехал 185 000 км

Двигатели GM за несколько десятилетий завоевали сердца многих автолюбителей Беларуси благодаря (в большинстве своём) надёжности, экономичности и неприхотливости в обслуживании. Поэтому на наших дорогах довольно часто можно встретить автомобили, у которых под капотом установлены моторы этого концерна: Opel, Chevrolet, Alfa Romeo, Fiat и другие.

В результате тесного сотрудничества инженеров GM, ITDC, GM Powertrain и Saab в мае 1999 года был представлен Z22SE — рядная «четвёрка» объёмом 2,2 литра.

Данный силовой агрегат пришёл вслед за двухлитровым X20XEV. Его серийное производство на заводах Германии и США началось в 2000 году и длилось шесть лет, пока на смену не заступил Z22YH. Первым автомобилем, получившим под капотом подобную разработку, стал Saturn L-Series. К слову, на американском рынке мотор имел кодировку L61.

Что общего у примерного «немца» Opel Zafira и горячей «итальянки» Alfa Romeo Brera?

Впоследствии двигатель устанавливали на такие авто, как Opel Astra, Opel Zafira, Opel Vectra, Opel Vectra GTS, Opel Speedster, Fiat Croma, различные модели Chevrolet, Pontiac, Saturn, а также Alfa Romeo 159 и Alfa Romeo Brera. Для AR модернизировали эти агрегаты, добавив систему изменения фаз газораспределения и непосредственный впрыск топлива (JTS).

Ecotec Gen I

Идея технологии заключалась в создании экономичных ДВС с низкой токсичностью выхлопа при сохранении крутящего момента и мощности. Разработка началась ещё в 1994 году, а производство очередного поколения длится по сей день.

Что стоит за кодировкой Z22SE?

Первая буква означает, что экологический стандарт, которому соответствует двигатель по содержанию вредных веществ в выхлопных газах, — «Евро-4». Число 22 — это рабочий объём мотора в литрах, умноженный на 10, буква S применяется для установок со степенью сжатия от 9,5 до 10. Е — распределённый тип впрыска топлива. 

Два балансира и полностью алюминиевая конструкция

Абсолютным новшеством для автомобилей GM на тот момент стала алюминиевая конструкция мотора: ГБЦ и её крышка, блок цилиндров, масляный поддон и опорная плита — всё из алюминиевого сплава. Путём такого решения снизили вес до 138 кг.

Максимальная мощность мотора — 147 л. с. при 5 800 об/мин, максимальный крутящий момент — 203 Нм при 4 000 об/мин

Привод клапанов обеспечен двумя распределительными валами с роликовыми балансирами на игольчатых подшипниках, а также гидравлическими толкателями, не требующими техобслуживания. В ГБЦ находится 16 клапанов — по четыре на каждый цилиндр.

Для плавной работы двигателя два балансирных вала с чугунными противовесами вращаются в противоположных направлениях с удвоенной частотой коленчатого вала. 

Блок цилиндров — с сухими гильзами, ход поршня — 94,6 мм. Масляный насос встроен в картер распределительного механизма.

Привод валов представлен двумя цепями: одна приводит в действие распределительные валы, другая — балансирные валы и насос системы охлаждения двигателя.

Слабые стороны

Двигатель зарекомендовал себя как достаточно надёжный, но, естественно, если его своевременно и качественно обслуживать.  

Натяжитель цепи ГРМ

В первые годы выпуска моторы оснащались масляной форсункой с сечением 1 мм, ввиду чего смазка цепи ГРМ была недостаточной. Гидравлический натяжитель клинило на пробеге и 35 000 км, что иногда приводило к дорогостоящему ремонту.

После 2002 года на автомобили, оснащённые Z22SE, начали устанавливать масляную форсунку с увеличенным сечением. При этом заклинивший натяжитель цепи ГРМ так и остался слабым местом подобных агрегатов.

На пробеге ориентировочно 100 000 км может появиться «дизельный» звук мотора при работе в режиме холостого хода — это значит, что гидронатяжитель перестал выполнять свои функции. Некоторые автовладельцы выходят из положения промывкой и смазкой данной детали, а кто-то — покупкой новой.

Если игнорировать определённое время признаки «уставшего» натяжителя, это приводит к растяжению самой цепи ГРМ, далее — нарушению синхронизации валов со своими горькими последствиями. Крайне важно использовать качественное моторное масло и своевременно выполнять замену.

Повышенный расход масла

Причиной повышенного расхода масла в данном агрегате может служить загрязнённая система вентиляции картерных газов. Картерные газы из блока цилиндров поступают в клапанную крышку по каналам. В ней, если маслоотделитель выполняет свою функцию, остаётся масло с последующим перемещением в ГБЦ, а очищенные газы поступают в воздуховод. 

При наличии проблем в функционировании маслоотделителя во впускной тракт поступают не очищенные от масла газы, что приводит к загрязнению дроссельной заслонки, а следовательно, к «плавающим» оборотам. Ввиду попадания в ГБЦ и клапаны масла вместе с воздухом постепенно образуется нагар на деталях. 

Проблему можно решить чисткой клапанной крышки, впускного коллектора и самого маслоотделителя.

Антифриз в свечных колодцах

Наличие охлаждающей жидкости в свечных колодцах приводит к нестабильной работе двигателя, пропускам воспламенения в отдельных цилиндрах и другим проблемам.

Зачастую причиной служит негерметичность головки блока цилиндров. Для выявления данной проблемы ГБЦ отправляют на опрессовку. Решением является замена детали на герметичную. Во избежание повторного возникновения трещин следует соблюдать предписанный момент затяжки.

Наш клиент: стуки в двигателе на 185 000 км 

Сегодня вместе с мотористом столичной СТО Energy Time заглянем в сердце Opel Vectra B (Z22SE, АКПП Aisin) и выясним, с какими проблемами столкнулся его владелец.

— Автомобиль приехал к нам на эвакуаторе, причиной визита стали стуки в двигателе, — начинает рассказ Владимир, специалист столичной СТО. — Пробег совсем небольшой — 185 000 км, внешнее состояние для экземпляра таких лет отличное! 

Пообщались мы и с владельцем Opel Vectra Дмитрием:

— Машину купил родственник в Германии в ноябре 2007 года, пробег на тот момент составлял 85 000 км, состояние прекрасное! Ездил он на ней десять лет, затем авто было на гаражном хранении три года. «Вектра» перешла в нашу семью по наследству. Год мы ею не пользовались, а затем занялись устранением имеющихся на тот момент незначительных недостатков — по тормозной системе, по кузову (небольшие «жучки»), заменили топливный насос.

 

Хочу отметить, что автомобиль за свою историю существования ни разу не участвовал в ДТП. Мы им очень довольны: комфортный, надёжный, неприхотливый в обслуживании, АКПП (Aisin) работает плавно, без толчков. К сожалению, до появления стуков в двигателе мы проехали совсем мало — чуть больше 1 000 км, — поведал нам Дмитрий.

В первую очередь мы сняли клапанную крышку и увидели следующую картину:

— Бугели распределительных валов — с серьёзными задирами, сами валы — с выработкой, состояние печальное — масляное голодание налицо. В ГБЦ закупорен один масляный канал. Замечу, что они достаточно тонкие, — говорит Владимир.

— Разобрали цилиндро-поршневую группу. На гильзах можно разглядеть признаки коррозии — следствие долгого простоя. Почти на всех деталях чёрными пятнами представлены сгустки масла. Думаю, такие признаки говорят о несоблюдении интервалов замены масла или о низком качестве смазочного материала. Может, и то и другое. Хотя, по словам клиента, после простоя масло было заменено.

Кстати, кольца поршневые и маслосъёмные в порядке — залегания не наблюдается. Это интересный момент.

— Давление, которое создаёт масляный насос, не измеряли — уже не представлялось возможным. Хотя на самой детали видны признаки износа, а также масляные отложения.

Цепь, к слову, была установлена еще оригинальная. На ней присутствуют два звена красного цвета — метки для первоначальной установки.

— Есть два варианта решения проблемы в таких случаях: капитальный ремонт или... просто замена двигателя на аналогичный малопробежный! В данной ситуации «капиталить» мотор нецелесообразно — стоимость составит в районе 5 000 рублей. Поэтому клиент отправился на разборку за таким же ДВС в сборе (двигатель стоит около 2 000 рублей) — говорит Владимир.   

— Покупка бэушного двигателя — это зачастую лотерея. Следовательно, перед установкой лучше всего выполнить проверку и необходимое ТО, — утверждает специалист. — И у нас как раз наглядный пример: во время работ оказалось, что купленный клиентом мотор не подошёл для данного автомобиля! Как такое возможно? Оказывается, на ремонтируемом Opel Vectra B стоит гидроусилитель, а на автомобиле, с которого был снят двигатель, — электрогидравлический усилитель руля. Поэтому место стыковки иное. Кажется, мелочь — а очень критичный нюанс. Теперь клиент ждет двигатель для Opel Vectra B.

Стоимость работ и деталей:

 

  • — сальник коленвала — 18 рублей;
  • — антифриз (7 л) — 60 рублей;
  • — масло (5 л) — 100 рублей;
  • — масляный фильтр — 18 рублей;
  • — проверка двигателя — 200 рублей;
  • — двигатель — 1 850 рублей;
  • — работы по снятию и установке двигателя — 600 рублей.

**
— Мотор Z22SE можно назвать вполне хорошим агрегатом, со своими преимуществами и недостатками. Коробки, которыми комплектовались двигатели, также достаточно надёжны. Ресурс цепи, правда, зачастую составляет всего 120—150 тысяч километров. Головка блока цилиндров достаточно хрупкая, — рассказывает Владимир. — В каждом моторе есть свои слабые места — важно их знать при покупке машины и её дальнейшей эксплуатации. Для продления срока службы и во избежание дорогостоящих ремонтов необходимо своевременно обслуживать двигатель, использовать качественные запчасти и ГСМ. Ну и не забываем вовремя проводить масляный сервис и следить за уровнем этой техжидкости. 

av.by выражает благодарность СТО Energy Time за помощь в подготовке материала.

Столкнулись со сложным ремонтом или хотите поделиться личным опытом «капиталки» двигателя (МКПП, АКПП или вариатора)? Напишите нам на news@av.by. Будем вместе рассказывать о нюансах!

Подписывайтесь на наши новости в Telegram