Быстрый, мощный, приемистый, экономичный и весьма ненадежный 8-цилиндровый двигатель BMW серии N63B44. Мотор увидел свет в 2008 году и, претерпев с десяток модификаций, по сей день устанавливается на широкий ряд автомобилей BMW. Рубрика «ProЖелезо» зрит в корень, и потому сегодня вместе с Дмитрием мы разбираем одну из первых модификаций линейки V-образных моторов — N63B44O0.
Двигатель N63B44O0 выпускался с 2008 по 2014 год. Рабочий объем — 4,4 литра, 8 цилиндров и алюминиевый блок. Большинство автомобилей, оснащенных данной силовой установкой, перешагнули возрастную отметку в десять лет. Дизайн и динамические характеристики этих авто не утратили актуальности, цена с каждым годом все доступнее, а вот техническая часть неизбежно морально и физически устаревает. Ко всему перечисленному добавим тот факт, что первые годы выпуска большинства силовых агрегатов едва ли можно назвать удачными — скорее экспериментальными. И, пожалуй, самый весомый аргумент: ни на одной другой марке автомобилей не раздают так, как на BMW. У двигателя N63B44O0 на сегодняшний день пять основный модификаций, у каждой из которых по одной вариации и доработанной версии. Первое поколение представлено базовой версией на 408 л. с. с крутящим моментом в 600 Нм. Последующие модификации получали больше мощности и крутящего момента. Версия N63B44O1 выпускалась с 2012 по 2018 год, имела мощность 450 л. с. и 650 Нм крутящего момента. Мотор N63B44O2 выпускался с 2015-го по 2019-й, имел такие же мощностные характеристики, как и предшественник, но еще и массу доработок по поршневой группе, системе подачи масла и прочему. Финальные версии N63B44M3 и его модификация N63B44Т3 добились рекордных показателей мощности в 530 л. с. и 750 Нм крутящего момента. Последние устанавливаются по сей день и, помимо внушительных характеристик, унаследовали ряд болезней от своих предшественников. Линейка моторов N63B44 устанавливается на BMW 550i F10/G30, BMW 650i F13, BMW 750i F01/G12, BMW X5 E70, BMW X5 F15/G05, BMW X6 E71, BMW X6 F16/G06, BMW 550i GT F07, BMW 850i G15, BMW X7 G07.
Мотор экономичный и приемистый, учитывая его потенциальные возможности для тюнинга. Расход топлива по трассе составляет 7,1 литра, в городском цикле - около 12 литров на 100 км пути. Таким образом смешанный расход составит всего 9 литров на 100 км. Рекомендуемое масло с допуском 5W-30, 5W-40. Канистру с маслом лучше всегда иметь про запас в багажнике, особенно если хозяин любит быстрый старт.
Баварская рулетка: уследил — повезет
Причина визита на сервис — ошибка фаз зажигания. После демонтажа и проведенной диагностики выявилась проблема растяжения цепи. Это и стало основанием для записи указанной ошибки по одной из голов.
— Мотор очень вовремя оказался в сервисе, — рассказывает Дмитрий. — Его ремонт можно назвать большим ТО. Помимо цепи ГРМ, необходимо заменить маслосъемные колпачки и поршневые кольца. На момент починки пробег автомобиля по одометру составляет 220 000 км. По состоянию поршневой группы видно: этот пробег близок к реальному. Заметно, что мотор вскрывался для замены звезд системы VANOS, в остальном ремонт не производился.
BMW 750i F01 2008 г. в.
—Обратите внимание на состояние шатунных шеек, — показывает специалист. — Несмотря на присутствие стружки в моторе от поломанных цепных башмаков, износа практически нет, коленвал уцелел. Со стороны поршневой группы тоже все удачно. На поршнях видны небольшие потертости, но они в пределах допуска и это никак не проявится. Стенки без выработки и задиров — гильзовка не потребуется, все будет собираться на старое покрытие. Стоит отметить, что гильзовке мотор поддается без особых трудностей.
Слева — поврежденный пластиковый элемент цепного башмака
Растяжение цепи — один из главных конструктивных недостатков мотора
Состояние шатунных шеек после 220 000 км пробега
Моторы N63B44 с легкостью поддаются гильзовке, но на данном задиров и выработки не обнаружено
Выработка на поршнях в пределах допустимых норм
А где же не повезло? Все началось с облома направляющей цепи. Осколками пластика забило маслозаборник, что привело к падению давления в двигателе и начальному износу вкладышей — такому, что местами виднеются проблески меди. На стальное основание вкладышей нанесен баббитовый антифрикционный сплав. Он содержит примеси меди, потому при выработке заметны ее следы. Замене будут подлежать шатунные и коренные вкладыши. В план действий попадает комплекс работ по замене привода ГРМ с цепями, натяжителями и направляющими, а также ремонт турбины. У турбин моторов серии N63B44O0 имеется болезнь, на которой стоит остановить внимание.
Баббитовое напыление четко проявляет следы износа
Конструкция турбины предусматривает заслонку системы Wastegate. Со временем у заслонки появляется свободный ход и она перестает плотно прилегать. В результате турбина «не турбит»: не работает во всю мощь, а порой наддув может и совсем пропадать. Ремонт простой и недорогостоящий, но, к сожалению, неизбежный. Диагностировать неисправность можно с легкостью самостоятельно — слышится характерный дребезжащий звук. В нашем случае больше неисправностей турбины не наблюдается, крыльчатка целая, люфтов ни осевых, ни радиальных нет.
Из-за неплотного прилегания заслонка подлежит замене
Починка данного двигателя обойдется владельцу в пределах 6 000 рублей. После капитального ремонта реальный ресурс мотора составит около 100 000 км. Все зависит от стиля езды и условий эксплуатации.
Быстро едешь — вряд ли доедешь
— Для такого мотора есть ряд рекомендаций, которые идут вразрез с заводскими, однако двигателю исключительно на пользу, — отмечает мастер. — Прежде всего это регламент замены масла каждые 7 000–8 000 км, а не 10 000 км. Для снижения рабочей температуры рекомендуется установка холодных термостатов и усиленных радиаторов. Данная процедура связана с высокими температурными режимами работы, и это вовсе не инженерный просчет. Виной тому требования экологических норм Европейского союза. Потому создателями было принято решение увеличить рабочую температуру для более эффективного сжигания газов.
Мотор N63B4O0 оснащен алюминиевым блоком
Проблемы по полкам
— «Масложор» — об этой проблеме не знает только ленивый, в запущенных случаях расход масла может составлять до 500 граммов на 1 000 км, — отмечает Дмитрий. — Завод-изготовитель предусматривает доливку масла в объеме 1 л на 1 000 км при особых условиях эксплуатации. Топливная система слабая, особенно в первых ревизиях, — доходило до гидроударов. Это неожиданно и неприятно. Владелец оставляет на ночь автомобиль, а утром происходит необъяснимое. Причина — пьезофорсунки. Вопрос решается заменой форсунок с последней ревизии. Финальная глобальная проблема — растяжение цепи. Это конструктивная особенность, и даже самый осторожный водитель не убережен от злого рока просчетов. Поэтому, приобретая подержанное авто, обязательно посетите сервис. Двигатель не терпит поверхностной диагностики. Только подключение профессионального образования и опыт специалистов помогли определить реальное состояние ДВС. Привычная капризная система VANOS уже не проблема в данной линейке моторов. А вот все вышеперечисленное актуально чуть ли не для 9 из 10 двигателей.
— Стоит отметить склонность агрегата к закоксовке в нашей полосе. Вызвано это качеством горюче-смазочных материалов, — предостерегает эксперт. — Вырезанные катализаторы — первое свидетельство тому. Без них машина уже не премиум, запах даст о себе знать. Думать об экологии начинают либо в случае печального состояния мотора, либо исключительно из корыстных побуждений. Многие авто, прибывшие в наш регион, верой и правдой служили в компаниях, где водители не сильно экономили на холостых оборотах во время простоя.
Стоимость обслуживания и ремонта
Этот пункт весьма неоднозначен для подобной линейки моторов. Большое количество заменителей, множество модификаций.
Стоимость работ по замене масла — от 70 руб.
Стоимость работ по замене помпы — от 80 до 130 руб.
Стоимость работ по замене радиатора — от 130 до 200 руб.
Стоимость работ по замене цепи ГРМ — от 200 руб.
Капитальный ремонт с учетом стоимости работ и комплектующих: колец, колпачков, цепи ГРМ, вкладышей, фильтров и жидкостей — от 6 000 руб.
Мнение эксперта
— Думаю, впечатление о моторе у вас и у меня за время диалога определенно сложилось, — подводит итог специалист. — Да, мотор очень динамичный, отзывчивый, а главное, экономичный — 12 литров в городском цикле! Но надежности нет и иллюзий строить не стоит, особенно насчет автомобилей с пробегом. За что любят? За возможность прошивки. Да, самый простой программный чип дает прибавки в мощности до 30 л. с. на первых версиях линейки и до плюс 80 л. с. на финальных версиях. Не забывайте о крутящем моменте и о том, что никакого вмешательства в железо не происходит. При всем этом мотор не теряет в ресурсе как на Stage 1, так и на Stage 2. Пожалуй, вот он ответ, почему машины с этим агрегатом берут. Доступность и возможность достойного тюнинга подарят несравненные эмоции здесь и сейчас.