«На 1 000 км расход масла составлял 0,7 л». Разобрали 1,6-литровый двигатель Kia Rio, который сутками работал в такси

«На 1 000 км расход масла составлял 0,7 л». Разобрали 1,6-литровый двигатель Kia Rio, который сутками работал в такси

Летом 2007 года на автошоу в Пекине прошла премьера двигателя 1.6 G4FC — первого 1,6-литрового агрегата серии Gamma. В кругу автовладельцев мотор достаточно широко известен, ведь именно он находится под капотом популярных в нашей стране «корейцев» Kia Rio и Hyundai Accent (Solaris). Сколько же реальных просчётов в конструкции двигателя Hyundai/Kia?

Кроме этих двух моделей, его устанавливали на Hyundai Elantra, Kia Ceed, ProCeed, Hyundai i20 и i30, Kia Soul, Kia Carens, Kia Cerato.

Немного о конструкции

1.6 MPI G4FC основан на уменьшенной 1,4-литровой версии семейства Gamma — двигателе G4FA. Для создания новой серии были установлены иной коленчатый вал и удлинённые шатуны. 

Корейский агрегат представляет собой рядный бензиновый «атмосферник» с четырьмя цилиндрами и шестнадцатью клапанами. Система распредвалов представлена технологией DOHC: один вал приводит в действие впускные клапаны, второй — выпускные (через цилиндрические толкатели). Привод ГРМ — цепной с гидромеханическим натяжителем цепи. У топливной системы предусмотрена технология MPI — многоточечный (распределённый) впрыск горючего.

Головка блока цилиндров 1.6 G4FC

Блок цилиндров и его головка отлиты из алюминиевого сплава, внутренняя поверхность цилиндров представляет собой высокопрочные чугунные гильзы с тонкими стенками. Коленчатый вал — с двумя противовесами.

Блок цилиндров с чугунными гильзами. 1.6 G4FC

Семейство моторов Gamma

Мотор 1.6 G4FC является представителем большого семейства Gamma, в которое входят серии G4FA, G4FD, G4FG, G4FJ, G4FL, G4FM, G4FP, G4FT.

Двигатель с индексом G4FA впервые дебютировал в 2006 году на Kia Ceed. Он представляет собой четырёхцилиндровый рядный агрегат с многоточечным впрыском и рабочим объёмом 1,4 литра. В алюминиевой ГБЦ шестнадцать клапанов без гидрокомпенсаторов, привод газораспределительного механизма осуществляется с помощью цепи. Диапазон мощности — от 99 до 109 л. с. Устанавливался на следующие модели Hyundai/Kia: i20 1 (PB), ix20 1 (JC), i30 1 (FD), i30 2 (GD), Accent 4 (RB), Solaris 1 (RB), Ceed 1 (ED), Ceed 2 (JD), Rio 3 (QB), Rio 3 (UB), ProCeed 1 (ED), Venga 1 (YN).

G4FD — серия 2010 года с непосредственным (прямым) впрыском топлива GDI (Gasoline Direct Injection). Полностью алюминиевый, с тонкостенными чугунными гильзами цилиндров, системой регулирования фаз DUAL CVVT, двумя распределительными валами (DOHC) и шестнадцатью клапанами без гидрокомпенсаторов. Впускной коллектор представлен вариантом с изменением геометрии VIS. Диапазон мощности — от 123 до 204 л. с. Встретить его можно на следующих моделях Hyundai/Kia: Accent 4 (RB), Accent 5 (YC) — для рынков США, Канады и Мексики, i30 2 (GD), i40 1 (VF), ix35 1 (LM), Tucson 3 (TL), Elantra 5 (MD), Veloster 1 (FS), Carens 4 (RP), Ceed 2 (JD), Cerato 2 (TD), Rio 3 (UB), Soul 1 (AM), Soul 2 (PS), Sportage 3 (SL), Sportage 4 (QL), ProCeed 2 (JD).

G4FD

G4FG — также серия 2010 года, дебютировавшая на пятом поколении Hyundai Elantra. От героя нашего рассказа отличается наличием второго регулятора фаз на выпускном распредвале, системой изменения геометрии впускного коллектора VIS, а также конструкцией масляного насоса, встроенного в переднюю крышку агрегата.

Диапазон мощности — 123—135 л. с. Модели Hyundai/Kia, на которых можно встретить агрегат: Accent 5 (YC) — для нашего рынка, Creta 1 (GS), Creta 2 (SU2), Elantra 5 (MD), Elantra 6 (AD), Elantra 7 (CN7), i30 2 (GD), i30 3 (PD), Solaris 2 (HC), Veloster 1 (FS), Cerato 3 (YD), Cerato 4 (BD), Rio 4 (FB), Rio 4 (YB), Rio X-Line 1 (FB), Rio X 1 (FB), Ceed 2 (JD), ProCeed 2 (JD), Soul 1 (AM), Soul 2 (PS), Seltos 1 (SP2).

Hyundai Accent V с G4FG под капотом

G4FJ — вариант 2011 года с прямым впрыском, системой регулирования фаз Dual CVVT и турбонаддувом, представленным турбиной Borgwarner. Мощность варьируется от 177 до 204 л. с. Похвастаться наличием данного агрегата под капотом могут следующие модели Hyundai/Kia: i30 1 (FD), i30 2 (GD), Elantra 6 (AD), Kona 1 (OS), Sonata 7 (LF), Tucson 3 (TL), Veloster 1 (FS), Veloster 2 (JS), Ceed 2 (JD), Ceed 3 (CD), ProCeed 2 (JD), ProCeed 3 (CD), Cerato 3 (YD), Cerato 4 (BD), Optima 4 (JF), Seltos 1 (SP2), Soul 2 (PS), Soul 3 (SK3), Sportage 4 (QL), XCeed 1 (CD).

G4FL, G4FM, G4FP, G4FT — серии 2018—2020 годов, на нашем рынке автомобилей с данными вариантами почти нет.

Одноразовый и неремонтопригодный мотор?

Зачастую о двигателе 1.6 Gamma высказывают мнение нелестное, аргументируя его неремонтопригодностью, называя «одноразовым» мотором. Почему? В алюминиевом блоке цилиндров установлены тонкостенные чугунные гильзы, которые нет смысла «капиталить», а значит, в случае чего двигатель в сборе подлежит замене. На самом деле гильзы цилиндров можно заменить на новые.

Тонкостенные гильзы цилиндров G4FC

Отсутствие гидрокомпенсаторов

Отсутствие гидрокомпенсаторов нельзя назвать слабым местом, скорее это особенность или дополнительный пункт в плане периодического обслуживания. Тепловой зазор клапанов следует регулировать каждые 90 000 км. Зазоры впускных клапанов должны быть 0,20 мм, выпускных — 0,25 мм, допускается разброс для зазоров ±0,10 мм.

Толкатели клапанов G4FC

Каталитический нейтрализатор

В данном случае проблема состоит в слишком близком расположении каталитического нейтрализатора к головке блока цилиндров: при разрушении керамического блока мотор может быть серьёзно повреждён. А в наших условиях эксплуатации вероятность появления данного нюанса достаточно высока, особенно при использовании низкокачественного топлива, присадок, при наличии неисправностей системы зажигания.

Владельцы «корейцев» с таким двигателем под капотом в основном решают эту проблему удалением катализатора. Но ввиду нововведений в правилах прохождения техосмотра указанное решение стало сомнительным.

Ресурс двигателя — 200 000 км

При качественном обслуживании и замене моторного масла периодичностью раз в 8 000—10 000 км, а также использовании хорошего топлива двигатель способен проехать 400 000 км и более, не требуя серьёзных ремонтов.

Вибрации и шумная работа

Повышенные вибрации двигателя — достаточно частая проблема. Виной всему в большинстве случаев служит ненадёжная подушка мотора, и данный вопрос решается путём её замены на любой СТО. Причиной шумной работы служит «стрекотание» топливных форсунок.

Также к типичным неисправностям относят появление свиста в подкапотном пространстве ввиду ослабления натяжения ремня навесного оборудования. Проблему можно решить подтяжкой привода этого ремня или заменой натяжителя. Причиной плавающих оборотов, нестабильной работы двигателя в режиме холостого хода, как правило, является загрязнение дроссельной заслонки. Чистка данного компонента обычно устраняет недостаток.  

Как «масложор» загубил двигатель

Героем сегодняшнего выпуска рубрики «ProЖелезо» стал Kia Rio 2013 года выпуска с двигателем 1.6 G4FC и механической коробкой передач. Пробег на момент поломки — 184 946 км. На столичную СТО Energy Time машина приехала не своим ходом, а путём буксировки: двигатель заглох во время движения. Подробности поломки и условия обслуживания мы выяснили у владельца:

— Автомобиль был куплен полгода назад с пробегом около 170 000 км. Уже тогда мотор грешил «масложором» — на 1 000 км расход составлял около 0,7 л. Но устранять неисправность я не спешил. Подумал, что дешевле доливать дешёвую жидкость, нежели устранять проблему. Авто сдавал под условиями лизинга для использования в такси. Первое время замену масла выполняли каждые 10 000 км, затем водитель такси перестал приезжать для выполнения планового ТО, хотя всё это было прописано в условиях договора. Через определённый промежуток времени двигатель просто заглох в пути и больше не запустился.

Двигатели подбирайте на av.by. У нас в базе более 2 000 000 объявлений

О состоянии установки и последствиях её работы без моторного масла поговорили с Александром, специалистом СТО Energy Time:

— После полного разбора данного 1,6-литрового агрегата стало ясно, что он уже не подлежит капитальному ремонту, — необходима замена мотора в сборе. Клиент приобрёл подменный ДВС самостоятельно, мы его установили вместо неисправного.

— В масляном поддоне находилось большое количество стружки ввиду отсутствия смазки на рабочих поверхностях деталей двигателя, — продолжает рассказ Александр. — Состояние коленчатого вала плачевное, масляная плёнка присутствует только на небольшом участке, всё остальное — сухое. Шатунные вкладыши прикипели к шатунным шейкам.

— На днищах поршней и клапанах отчётливо виден слой масляного нагара. Смазочный материал попадал в камеру сгорания ввиду залегания маслосъёмных колец, — делится наблюдениями специалист.

— Головка блока цилиндров пострадала не так сильно, как цилиндро-поршневая группа. Но в таком случае выполнять капитальный ремонт вряд ли имеет какой-либо смысл. Данной ситуации можно было бы избежать, если бы проблему повышенного расхода масла решили на начальных этапах — или хотя бы доливали смазочную жидкость до необходимого для работы двигателя уровня. Но тут очевидно, что автомобиль ездил на сухом щупе!

Стоимость работ и деталей:

 

  • — снятие/установка двигателя (в сборе с КПП) и навесного оборудования — 1 100 рублей;
  • — разборка неисправного двигателя и оценка состояния специалистом — 200 рублей;
  • — моторное масло — 100 рублей;
  • — масляный фильтр — 30 рублей;
  • — охлаждающая жидкость — 50 рублей;
  • — трансмиссионное масло — 50 рублей;
  • — выжимной подшипник — 60 рублей.

**

На нашем рынке двигатели семейства Gamma считаются одними из самых надёжных. Неспроста же автомобили с мотором рабочим объёмом 1,6 л (G4FC) чаще других можно встретить в такси или службах каршеринга. К достоинствам данной корейской силовой установки можно отнести тот факт, что серьёзные проблемы возникают с ней довольно редко при должном уходе и эксплуатации. Также необходимо отметить простоту в ремонте и обслуживании, высокую прочность, доступность по стоимости и широчайший ассортимент запчастей на рынке (причём как новых, так и бэушных). Рассматриваемый ДВС может похвастаться умеренным расходом топлива, хорошей переносимостью тяжёлых режимов эксплуатации. Повышенного внимания агрегат к себе не требует и не нуждается в дорогостоящих расходных материалах. 

av.by выражает благодарность СТО Energy Time за помощь в подготовке материала.

Фото: Алиса Зацаринная, из открытых источников.

Столкнулись со сложным ремонтом или хотите поделиться личным опытом «капиталки» двигателя (МКПП, АКПП, «робота» или вариатора)? Напишите нам на news@av.by. Будем вместе рассказывать о нюансах!

Подписывайтесь на наши новости в Telegram