Наша рубрика «ProЖелезо» продолжает знакомить читателей с конструктивными особенностями ключевых узлов и агрегатов популярных автомобилей. И все для того, чтобы вы, уважаемые автовладельцы, знали, с чем придется столкнуться в процессе эксплуатации. На этот раз под прицелом редакции вариатор японской компании Jatco — X-Tronic JF015E. Мы посетили столичный автосервис «Типтроник» и в деталях обсудили слабые места этой КПП с мастером Сергеем Мироном.
Сразу отметим: вариатор CVT X-Tronic JF015E (CVT-7 RE0F11A) устанавливается на машины с рабочим объемом двигателя до 1,8 л. Внедрение данной КПП началось еще с 2010 года, а посему встретить сей агрегат можно на таких марках, как Renault (Arkana, Kaptur, Fluence, Megane 3), Nissan (Juke YF15, Qashqai J10, Note E12, Tiida C13, Sentra B17), Suzuki (Alto 7 и Swift). Также эта коробка ставилась на Chevrolet Spark и даже на Lada XRay.
— Представьте, как такие маленькие валы таскают тяжелого «Жука» (Nissan Juke. — Прим. ред.), — улыбаясь, начинает разговор Сергей и подходит к стенду, где в разобранном виде находится тот самый «варик». — Автомобили, оснащенные JF015E, чаще всего приезжают на ремонт с пробегом 60–90 тыс. км. Максимальный километраж, который мы видели на одометре, — 130 000 км. Хотя были случаи, когда вариатор не выхаживал и 30 тыс. км! Естественно, во всех правилах есть исключения. К примеру, однажды к нам попало авто таксиста, которое проехало на «варике» 300 000 км. С коробкой у него никаких проблем не случалось. Но этот водитель передвигался крайне аккуратно, плавно разгонялся и на трассе старался не набирать свыше 100 км/ч.
CVT X-Tronic JF015E в процессе ремонта
— Прежде всего, никаких резких разгонов, — подчеркивает мастер. — Данная коробка не имеет передач как таковых, но в принцип ее работы заложены две ступени. В момент переключения рекомендуется отпускать педаль газа, чтобы вариатор принудительно перешел на вторую ступень. Скорость в 120–130 км/ч — это предел для подобной модификации. Поэтому старайтесь придерживаться данных показателей. Подшипник на входном валу не терпит больших нагрузок и может выйти из строя, что в лучшем случае приведет к необходимости его замены.
Замена шарикового подшипника входного вала на роликовый
Ролики для замены в подшипнике входного вала
Также эксперт советует не забывать об обновлении масла каждые 40 тыс. км. В процессе обслуживания производится замена техжидкости, фильтра грубой и тонкой очистки, прокладки поддона CVT, уплотнительного кольца.
Хочу подержанную «Аркану». Куда смотреть?
— При выборе автомобиля с пробегом и такой КПП обязательно обращайтесь к специалистам. Без диагностики объективно определить состояние коробки не представляется возможным, — замечает мастер. — Но для того, чтобы не ехать на сервис впустую, на этапе осмотра получится провести ряд манипуляций. Оцените поведение машины в движении. Не должно быть пинков при езде как вперед, так и задним ходом. Недопустимы скачки оборотов двигателя, перегазовки, пробуксовки, гул и посторонние вибрации. Если есть возможность подключить профессиональное оборудование, обратите внимание на наличие ошибок, связанных с давлением масла. Как производится диагностика на профильном сервисе? Будьте готовы к тому, что вам придется убеждать продавца посетить станцию технического обслуживания для замены масла в коробе.
— И это единственно верный способ, — утверждает Сергей. — Так делают все опытные владельцы машин с вариаторами. При снятии поддона открывается реальная картина состояния коробки. Если в поддоне есть стружка, то жить агрегату осталось недолго. В случае отсутствия последней можно быть уверенным в технической исправности на 90%.
Поддон вариатора, подготовленный к сборке
Почему же именно такое решение является наиболее точным? Хозяин автомобиля может и не знать о том, что коробка приходит в негодность. Внешние признаки редко проявляют себя, и лишь вскрытие покажет реальную сохранность агрегата. Как известно, металлическая стружка — злейший враг любой коробки, а уж для вариатора она и вовсе беспощадный палач.
Стандартный набор поломок — обширный
Так или иначе, конструкцию вариатора нельзя назвать весьма надежной. В числе слабых мест коробки подшипник входного вала, солнечная шестерня планетарного редуктора, соленоиды-регуляторы, конусные подшипники валов.
Одна из самых распространенных поломок — заклинивание солнечной шестерни планетарного редуктора
Замена регуляционного клапана может проводиться только один раз
— Самый частый дефект — проблемы с подшипником входного вала, — делится опытом наш собеседник. — При разрушении подшипника стружка из него попадает в компрессионное кольцо, что впоследствии приводит к заклиниванию регуляционного клапана масляного насоса и выходу последнего из строя. В случае, когда подшипник полностью рассыпается, появляется люфт входного вала, разбивается посадочное место, приказывает долго жить статор и разрушается тефлоновое кольцо.
— В результате мы получаем стандартный набор поломок. Ввиду порчи масляного насоса в системе падает давление, происходит повышенный износ цепи и конусов, — рассказывает специалист. — При высоком количестве стружки высока вероятность ее попадания в гидроблок, что приведет к тяжелым последствиям в работе соленоидов. Все перечисленное выше гарантирует достаточно внушительный список работ: замену входного вала с подшипником и статором, восстановление посадочного места, замену масляного насоса, переборку гидроблока либо его починку, обновление цепи, дисков сцепления, шлифовку конусов или их замену.
На фото слева валы после шлифовки, справа — с выработкой от стружки
— При таком положении дел стоит задуматься о целесообразности ремонта. Иногда необходимо менять коробку в сборе, — подчеркивает Сергей. — И тут не все так печально, как кажется на первый взгляд. При своевременном обнаружении проблемы починка может коснуться лишь отдельных узлов. Например, не всегда масляный насос выходит из строя целиком — достаточно осуществить замену регуляционного клапана. Но следует учитывать, что данная операция проводится единожды! При ремонте входного вала в некоторых случаях удастся обойтись обновлением подшипника.
Износ статора в результате заклинившего подшипника
Восстановленная обгонная муфта
— Заводская конструкция явно недоработана, поэтому мы меняем шариковый подшипник на роликовый. Такой шаг убережет от возникновения многочисленных нюансов впоследствии, — объясняет эксперт. — Еще одной проблемой, спровоцированной попаданием стружки, является поломка радиатора охлаждения. Лечится это заменой последнего на работоспособный.
Гидроблок после восстановления
Готовьте ваши денежки!
Техническое обслуживание представляет собой обновление масла с комплектующими. По сути, никакого другого ТО коробка не предполагает, это вам не DSG.
Замена масла, фильтра грубой и тонкой очистки, прокладки поддона CVT, уплотнительного кольца с учетом стоимости работ обойдется в 400 рублей.
Восстановление гидротрансформатора — от 280 до 480 рублей.
Восстановление гидроблока — от 200 рублей, ремонт валов — от 160 рублей.
Полное восстановление коробки — от 4 500 до 7 500 рублей (в случае превышения верхней планки стоимости выносится решение в пользу установки контрактной КПП).
Цена JF015E на вторичном рынке — от 3 000 рублей, стоимость работ по установке — от 200 рублей.
Проверка на герметичность под давлением
Стоимость комплектующих
Масло — от 380 до 480 рублей.
Фильтр тонкой или грубой очистки — от 48 до 95 рублей.
Вал ведущий — от 460 рублей, вал ведомый — от 480 рублей.
Входной вал со ступицей — от 390 рублей, подшипник входного вала — от 37 рублей.
Цепь вариатора — от 800 рублей.
Мнение эксперта
Вариатор JF015E — агрегат спорный и дорогой в ремонте. Рассматривать подержанное авто с данной КПП — значит серьезно полагаться на удачу и быть готовым к солидным денежным вложениям. Конструкция JF015E даже при правильном использовании весьма уязвима и требовательна к условиям эксплуатации.
— На наш взгляд, целесообразно приобретать новый автомобиль, оснащенный вариатором JF015E, который, случись что, заменят по гарантии, — резюмирует специалист. — В противном случае не следует удивляться, если что-то когда-то выйдет из строя, а ремонт окажется отнюдь не дешев. При этом пробег машины может не превышать 80–100 тыс. километров — вполне ликвидных на вторичном рынке цифр на одометре.
аv.by выражает благодарность СТО «Типтроник» за помощь в подготовке материала